НОД Художественное развитие "Космос"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызывает желание общаться, активизируется речевая активность, у детей расширяется представление о космосе, инициируется поиск изобразительно-выразительных средств, для создания фантазийных космических сюжетов посредством использования нетрадиционного способа рисования – граттаж. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_festival_pedagogicheskih_idey.docx210.32 КБ

Предварительный просмотр:

http://img-fotki.yandex.ru/get/13/svetikhr.a0/0_2b6b2_9af90552_XL.jpg

Пояснительная записка

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызывает желание общаться, активизируется речевая активность, у детей расширяется представление о космосе, инициируется поиск изобразительно-выразительных средств, для создания фантазийных космических сюжетов посредством использования нетрадиционного способа рисования – граттаж. НОД проводилась в подготовительной группе 10.04.15 в рамках тематической недели «Космос. Земля - наша», которая направлена на обобщение знаний у детей о космосе.

Используемые технологии:

1.Здоровьесберегающая – технология стимулирования и сохранения здоровья (физминутка «Раз, два, три летит ракета».) Цель здоровьесберегающей технологии – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний  о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Поэтому, в работе с детьми я использую данную технологию.

2.Игровая технология – (дидактическая игра «Космическое путешествие») игра полезна для развития ребенка, игровые технологии воспитывают элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия, совершенствуют у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности. Используя на занятии игровые приемы, формирую гибкое, нестандартное мышление у детей.

3.Информационно-компьютерная технология (просмотр презентации «Космос»). Применение инновационных технологий развивает инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулирует коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.

4.Развивающая технология направлена на воспитание позитивного отношения к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками. Развивающая технология способствует более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышает познавательную мотивацию, вовлекает  их в активную самостоятельную деятельность, формирует потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок; дает знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствует успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы.

5. Технология интегрированного обучения. По своему содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены занятиями из нескольких областей:

- социализация (дидактическая игра «Космическое путешествие»);

- коммуникация (беседа на тему «Космос»);

- познание (рассказ воспитателя «Полет Ю.А.Гагарина в космос»);

- музыка (слушание песни «Песня о звездах»);

- чтение художественной литературы (Ю.М.Нагибин «Рассказы о Гагарине»);

- физическая культура (физминутка «Раз, два, три стоит ракета»);

- безопасность (беседа о правилах пользования инструментами для рисования).

Непосредственно-образовательная деятельность «Художественное творчество», рисование в подготовительной группе «Космос».

Цель: развитие интереса детей к изобразительной деятельности посредством использования техники рисования граттаж.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Физическая культура», «Музыка».

Программные задачи:

Образовательные:

Освоить новый способ получения изображения – граттажу; расширять представления детей о вселенной.

Развивающие:

Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира; воспитывать аккуратность, эстетику, усидчивость, интерес при выполнении работы.

Применяемые технологии: игровые, развивающие, интегрированные, здоровьесберегающие, информационно-компьютерные технологии.

Оборудование:

1.Оборудование для граттажа на каждого ребенка: листы бумаги черного цвета, палочка (шпажка), салфетка.

2.Ноутбук.

3.Картинки с изображениями космоса.

Словарная работа: обогащать речь детей словами космические тела, орбита планеты, иллюминатор.

Предварительная работа:

1. Отгадывание загадок.

2.Чтение рассказов о космосе.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Методические приемы: беседа, демонстрация презентации «Космос», физкультминутка «Раз, два – стоит ракета», выполнение работ детьми, рассматривание работ детей, организация выставки.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Ожидаемые результаты: дети расширяют знания о космическом пространстве, они активны, каждый ребенок включен в работу; у детей проявляется устойчивый интерес к содержанию занятия; они заинтересованно и аккуратно наносят изображения космических тел в технике граттаж; дети активно вступают в диалог с воспитателем, умеют работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

1. Организационная часть

Воспитатель: предлагает детям отправиться в космическое путешествие, но сначала просит ответить, кто может полететь в космос, а кого могут не взять в космонавты, какими качествами и знаниями должен обладать будущий исследователь космоса.

Дети: Космонавты должны быть смелыми, выносливыми, спортивными, уметь управлять ракетой и т. д.

Воспитатель: Чтобы полететь в космос, будущий космонавт должен знать, как устроена ракета и работают приборы, изучить звездное небо, чтобы ориентироваться в космическом пространстве. Космонавт должен обладать крепким здоровьем, обязательно быть спортсменом. Но и этого мало. Ведь лететь в космос на ракете труднее, чем на самом быстром самолете. Поэтому еще на земле на специальных тренажерах летчиков готовят ко всем трудностям полета.

Игра "Космическое путешествие"

Воспитатель: Представьте, что вы превратились в космонавтов, а ваши стульчики - в ракету. Вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Наденьте скафандры.

Дети: делают вид, что надевают скафандры.

Воспитатель: Скафандры надеты. Экипаж делает круг почета перед посадкой в ракету.

Дети: идут друг за другом, обходят свободное пространство группы. Педагог напоминает, что на них надеты большие скафандры, поэтому идти нужно медленно, широко расставляя ноги.

Воспитатель: Космонавты занимают места в ракете.

Дети: садятся на стульчики.

Воспитатель: Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинается отчет времени: "Пять, четыре, три, два, один - старт! ".

Дети: имитируют звук двигателей.

По ходу игры предложить детям "испытать" перегрузки (откинуться назад, прижаться к спинке стула, напрячь ноги и руки) и изобразить человека в невесомости (привстать со стульчиков, выполнять замедленные плавные движения).

Воспитатель: Внимание, посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, что интересного вы там видите?

Ответы детей. Нашу планету, звезды, луну, спутники, комету, солнце и др. (объем ответов зависит от имеющихся знаний детей и предварительной работы с ними).

Дети: делают вид, что пристегиваются. Кладут руки на колени, откидывают головы назад, напрягают мышцы тела.

Воспитатель: Поздравляю вас. Посадка прошла успешно.

Дети: расслабляют мышцы.

Воспитатель: Сейчас вы высадитесь на незнакомой планете. Будьте внимательны. Вам предстоит рассказать всем жителям Земли о том, что вы увидите.

Дети: встают со стульчиков, широко расставляя ноги, ходят по группе, внимательно смотрят по сторонам.

Воспитатель: Внимание! Говорит командный пункт. Всем космонавтам необходимо вернуться на космический корабль.

Дети: садятся на стульчики.

Воспитатель: Сосредоточьтесь, скоро вы будете выходить на связь с Землей.

Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через три секунды, поэтому говорить нужно только после сета "раз, два, три". Все готовы? Начали!

- Космонавты здоровы? Раз, два, три!

- Люди на планете есть?

- Небо какого цвета?

- Вода есть?

- Животные есть?

- Есть ли там растительность?

Воспитатель: Молодцы, справились с ответами. Путешествуя в космическом пространстве, вы увидели много интересного, вам будет, о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы не только расскажите, но и нарисуете космический пейзаж. Вы уже успели почувствовать, что в космосе присутствует невесомость, когда тело человека плохо ему подчиняется, поэтому все действия даются с большим трудом. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. Называется этот способ изображения - граттаж, или по-другому - царапина. Придется приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок и изобразить то, что вы наблюдали, путешествуя на ракете.

Мультимедиа-показ презентации «Космос», звучит «Песня о звездах».

Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю посмотреть, каким разным и загадочным может быть космос. Рядом с аппаратурой будьте аккуратны и внимательны.

2. Практическая часть

Воспитатель: Продумать содержание и композицию будущего рисунка.

Выделить главные элементы рисунка и второстепенные.

Нажимая с усилием на палочку, так чтобы проявилось изображение, контурно наметить объекты.

Для того чтобы некоторые объекты (ракета, планета, солнце) казались более объемными, полностью процарапать всю поверхность внутри контура.

Процесс процарапывания требует усилий, поэтому следует ввести тематическую физкультминутку.

Физкультминутка

Раз, два - стоит ракета, (проверить осанку)

Три, четыре – самолет (руки в стороны).

Раз, два - хлопок в ладоши, (хлопки в ладоши над головой)

А потом на каждый счет (четыре хлопка перед собой).

Раз, два, три, четыре - (руки вверх потянуться)

Руки выше, плечи шире (руки в стороны, предплечья вверх).

Раз, два, три, четыре - И на месте походили (ходьба на месте).

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете (руки вверх, ладони соединить - "купол ракеты").

На носочки поднялись, (встать на носочки)

Быстро, быстро руки вниз (правую руку вниз, левую руку вниз).

Раз, два, три, четыре - (потянуть голову вверх, плечи вниз)

Вот летит ракета ввысь!

В ясном небе солнце светит, (потягивая - руки вверх)

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля -

Расстилается земля (низкий наклон вперед, руки развести в стороны).

Выполнение работы. Рисование космоса в технике граттаж.

3. Итог занятия

После того как дети справятся с работой, педагог предлагает вернуться на Землю:

Воспитатель: Пришло время отправляться в обратный путь. Домой хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну, тогда полетели!

Дети: имитируют звук двигателей.

Воспитатель: Вот наконец-то мы вернемся на свою родную планету. Путешествуя по космическому пространству, вы увидели много интересного, вам будет, о чем рассказать своим близким и друзьям, а еще вы покажете им свои рисунки.

Что вам понравилось больше всего?

Что нового вы узнали на занятии?

Что у вас получилось и не получилось на занятии?

Ребята, в конце занятия я хочу вам пожелать хорошего настроения, будьте открытыми для получения знаний и хорошо делайте то, что вам нравится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное конструирование и формы его организации в рамках освоения образовательной области Художественное творчество

Опыт работы дошкольного учреждения по развитию творческих способностей дошкольников средствами художественного конструирования...

«Формирование художественно-эстетических эталонов при реализации образовательной области «Художественное творчество»

«Формирование художественно-эстетических эталонов при  реализации образовательной области «Художественное творчество»...

Интегрированное занятие «Живая и неживая природа» для дошкольников с учетом ФГТ (образовательные области: окружающий мир, познание, художественная литература, художественное творчество).

Цель: познакомить детей с понятиями «природа», « живая природа», «неживая природа»; воспитание бережного отношения к природе.Материал.Рисунки и иллюстрации с изображением природы и неприродных о...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...