Доклад "Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека"
консультация на тему

Махрова Анна Валерьевна

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. 
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. 
Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Поэтому роль народных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста достаточно велика. Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

      Тема, которую я написала звучит так «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры». Основная  цель, которую я  ставлю, занимаясь с детьми – это развитие творческих способностей детей посредством приобщения к истокам мордовской культуры.

Знакомя детей с родным краем, национальными традициями  и культурой мордовского народа я  определила  следующие задачи:

-формировать интерес к Мордовскому искусству и мордовскому народу, желание глубже узнать культуру мордвы;

- формировать и обогащать знания детей о родном крае;

-развивать творческие и интеллектуальные способности, их речевую культуру;

-культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе.

- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

-воспитывать любовь к Родине и родному краю и его истории: учить видеть историю вокруг себя ( в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц);

     Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Работа по реализации регионального компонента ведется в трех направлениях:

Первое –  историко-культурное образование дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, названиями городов и улиц, историческими достопримечательностями мордовского края

Второе – художественно-творческое развитие детей на материале устно- поэтического творчества, произведений поэтов, писателей, композиторов Мордовии, мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Третье – физическое развитие через использование национальных подвижных игр.
 

Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными.

Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для мордовского народного быта. Это и оборудование мини – музея быта мордовского народа, экспонаты которого приобщают детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.

В нашей группе мы оборудовали место в виде уголка «мордовской избы», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в мордовских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность.  

Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх используют предметы народного быта, играют в дидактические народные игры, обрядовые и сюжетно-ролевые, рассматривают иллюстрации, музицируют на народных музыкальных инструментах, рисуют, лепят, занимаются различными видами народно-прикладного искусства.


Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др.

Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и быту.

Народное изобразительное искусство живёт в быту, окружает нас, и по сей день. Стоит внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдём в них много декоративного, художественного. Нужно научить детей это видеть, умело обращать их внимание на красоту окружающих нас вещей, и постепенно дети сами пойдут этой дорогой.

Рассматривая  мордовское народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей. Ребята с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием мордовских игрушек, поделок, орнамента.

Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус. Развиваем  у детей любовь и интерес к творчеству мордовских  поэтов. Рассматривая сшитый родителями костюм,   иллюстрации в книге «Мордовский народный костюм» Т.П.Прокиной и М.И.Суриной, знакомим детей с узорами, цветами, расположением, с богатством, вариацией мордовской народной одежды, классическими возможностями и своеобразием манер ношения. Большую помощь в ознакомлении с мордовским костюмом оказывает знакомство с творчеством художника   Ф.В.   Сычкова.

Большое внимание уделяем и мордовским народным играм. Была  разработана картотека мордовских игр для детей. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Дети любят веселые считалки, которые иногда состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

   

        Большая роль в воспитании детей отводится системе дополнительного образования. Язык – уникальное достояние человечества. При изучении языка формируется уважение к народу как носителю языка, раскрываются общечеловеческие ценности, повышается общая культура общения. Наряду с этим растет уровень владения родным языком. У нас в детском саду проводится 1 раз в неделю кружковая работа «Цятконя», где детей обучают мордовскому языку. Эта работа начинается со старшей группы и заканчивается в подготовительной группе.

В результате последовательной, систематической работы, поставив перед собой определенные задачи, учитывая возрастные особенности детей, при использовании региональных программ мы получили определенные результаты.

На основе диагностических карт можно проследить, что уровень развития детей в плане  развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры      значительно возрос.  

                     

 

 

Литература


 

Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004.

С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера», 2005.

   Анакшин М.М. Роль национально-регионального компонента в  содержании образования // Народное образование, 2001-№3-4

 Валдоня (Светлячок): Программа и методические  рекомендации для ДОУРМ // под ред. И.М.Фадеева.-   Саранск.2001

Волков СВ. Этнопедагогика К., 1985г.

 Гейкер Н. Национально-региональный компонент в работе  детьми // Дош.восп.. 2007г. № 9

  Еремина Р.А., Мошкова С.А. Культура межнационального  общения и формирование у детей дошкольного возраста.  Программа спецкурса и методические рекомендации МГПИ.

Саранск,2000г.

  Исайкина А.Н. Мордовские народные игры, Метод. Рекомендации для воспитателей детских садов.- Саранск, 1993г.

   Павлова Л. Фольклор для маленьких /7 Дошк.восп., 1990г., № 10

  Пальчикова А.П. Национально-региональный компонент в  детском саду // Народное образование, 2002г. №1-2

  Свешникова Е.А. Дошкольное образование // Народное образование, 2004г. №3-4

 Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 20 ноября 2008 года, г.Саранск \ Сост.; Т.В.Самсонова; З.И. Акимова; МО РМ, МРИО. -Саранск, 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. 
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. 
Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Поэтому роль народных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста достаточно велика. Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

      Тема, которую я написала звучит так «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры». Основная  цель, которую я  ставлю, занимаясь с детьми – это развитие творческих способностей детей посредством приобщения к истокам мордовской культуры.

Знакомя детей с родным краем, национальными традициями  и культурой мордовского народа я  определила  следующие задачи:

-формировать интерес к Мордовскому искусству и мордовскому народу, желание глубже узнать культуру мордвы;

- формировать и обогащать знания детей о родном крае;

-развивать творческие и интеллектуальные способности, их речевую культуру;

-культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе.

- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

-воспитывать любовь к Родине и родному краю и его истории: учить видеть историю вокруг себя ( в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц);

     Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Работа по реализации регионального компонента ведется в трех направлениях:

Первое –  историко-культурное образование дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, названиями городов и улиц, историческими достопримечательностями мордовского края

Второе – художественно-творческое развитие детей на материале устно- поэтического творчества, произведений поэтов, писателей, композиторов Мордовии, мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Третье – физическое развитие через использование национальных подвижных игр.

Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными.

Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для мордовского народного быта. Это и оборудование мини – музея быта мордовского народа, экспонаты которого приобщают детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.

В нашей группе мы оборудовали место в виде уголка «мордовской избы», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в мордовских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность.  

Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх используют предметы народного быта, играют в дидактические народные игры, обрядовые и сюжетно-ролевые, рассматривают иллюстрации, музицируют на народных музыкальных инструментах, рисуют, лепят, занимаются различными видами народно-прикладного искусства.


Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в 
труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др.

Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и быту.

Народное изобразительное искусство живёт в быту, окружает нас, и по сей день. Стоит внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдём в них много декоративного, художественного. Нужно научить детей это видеть, умело обращать их внимание на красоту окружающих нас вещей, и постепенно дети сами пойдут этой дорогой.

Рассматривая  мордовское народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей. Ребята с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием мордовских игрушек, поделок, орнамента.

Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус. Развиваем  у детей любовь и интерес к творчеству мордовских  поэтов. Рассматривая сшитый родителями костюм,   иллюстрации в книге «Мордовский народный костюм» Т.П.Прокиной и М.И.Суриной, знакомим детей с узорами, цветами, расположением, с богатством, вариацией мордовской народной одежды, классическими возможностями и своеобразием манер ношения. Большую помощь в ознакомлении с мордовским костюмом оказывает знакомство с творчеством художника   Ф.В.   Сычкова.

Большое внимание уделяем и мордовским народным играм. Была  разработана картотека мордовских игр для детей. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Дети любят веселые считалки, которые иногда состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

   

        Большая роль в воспитании детей отводится системе дополнительного образования. Язык – уникальное достояние человечества. При изучении языка формируется уважение к народу как носителю языка, раскрываются общечеловеческие ценности, повышается общая культура общения. Наряду с этим растет уровень владения родным языком. У нас в детском саду проводится 1 раз в неделю кружковая работа «Цятконя», где детей обучают мордовскому языку. Эта работа начинается со старшей группы и заканчивается в подготовительной группе.

В результате последовательной, систематической работы, поставив перед собой определенные задачи, учитывая возрастные особенности детей, при использовании региональных программ мы получили определенные результаты.

На основе диагностических карт можно проследить, что уровень развития детей в плане  развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры      значительно возрос.  

                     

Литература


Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004.

С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера», 2005.

   Анакшин М.М. Роль национально-регионального компонента в  содержании образования // Народное образование, 2001-№3-4

 Валдоня (Светлячок): Программа и методические  рекомендации для ДОУРМ // под ред. И.М.Фадеева.-   Саранск.2001

Волков СВ. Этнопедагогика К., 1985г.

 Гейкер Н. Национально-региональный компонент в работе  детьми // Дош.восп.. 2007г. № 9

  Еремина Р.А., Мошкова С.А. Культура межнационального  общения и формирование у детей дошкольного возраста.  Программа спецкурса и методические рекомендации МГПИ.

Саранск,2000г.

  Исайкина А.Н. Мордовские народные игры, Метод. Рекомендации для воспитателей детских садов.- Саранск, 1993г.

   Павлова Л. Фольклор для маленьких /7 Дошк.восп., 1990г., № 10

  Пальчикова А.П. Национально-региональный компонент в  детском саду // Народное образование, 2002г. №1-2

  Свешникова Е.А. Дошкольное образование // Народное образование, 2004г. №3-4

 Этнокультурное образование: опыт и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 20 ноября 2008 года, г.Саранск \ Сост.; Т.В.Самсонова; З.И. Акимова; МО РМ, МРИО. -Саранск, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование любви к Родине через любовь и уважение к родным и близким

С самогорождения семья оказывает на ребёнка определенное влияние, закладывается фундамент всех поведенческих реакций. Именно родители, бабушки, дедушки знают первые уроки жизни в обществе, ведь дети я...

"Воспитание любви к Родине средствами музыки"

Данный материал может быть использован как консультация для родителей и воспитателей....

«Формирование любви к Родине на основе любви к природе родного края»

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение...

«Формирование любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем»

Ведь понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия – родина для многих народов и народностей. Но для ...

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

доклад из опыта работы для воспитателей «Формирование любви к Родине, в процессе ознакомления с родным краем».

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит...

Читательская конференция для педагогов «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Достоевский

Читательская конференция для педагогов, посвящённая дню рождения  Ф. Достоевского  (по произведению «Мужик Марей»)...