Читательская конференция для педагогов «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Достоевский
план-конспект по художественной литературе
Читательская конференция для педагогов, посвящённая дню рождения Ф. Достоевского (по произведению «Мужик Марей»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_konferentsiya_dlya_pedagogov_posvyashchyonnaya_dostoevskomu.docx | 26.52 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
читательской конференции для педагогов
«Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», посвящённая дню рождения Ф. Достоевского
(по произведению «Мужик Марей»)
До начала мероприятия на экране – показ буктрейлеров по произведениям Ф. Достоевского. Участники конференции знакомятся с информационным стендом «Человек есть тайна», «говорящий» о творчестве автора. Звучит фоновая мелодия На экране – заставка мероприятия (1слайд) | |
Библиотекарь | Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех педагогов, которые смогли отложить все дела, и нашли время для культурного литературного отдыха. 11 ноября 2019 года исполнилось 198 лет со дня рождения Фёдора Достоевского. (2 слайд - Портрет) |
Библиотекарь | Фёдор Михайлович был более чем активным участником общественной жизни страны, много писал о возможных путях общественного преобразования, отношении к народу, проблемах этики. |
Библиотекарь | (3 слайд – Два героя автора) В своих произведениях он противопоставлял героев, с аналитическим всеразрушающим разумом, героям, с тонкой душевной интуицией. |
Библиотекарь | Достоевский основал в русской литературе идеологический роман, сюжет которого развивается вокруг борьбы идей, столкновения мировоззрений, носителями которых являются герои художественных произведений писателя. |
Библиотекарь | Коллеги, давайте вспомним самые известные (читаемые) романы Достоевского. («Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание») (4 слайд – Романы автора) |
Библиотекарь | «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (5 слайд – Человек есть тайна) - так называется наша читательская конференция, которую я предлагаю начать с краткой видеолекции. Внимание на экран! |
Видеолекция (4 минуты) | |
Библиотекарь | (5 слайд – Человек есть тайна) Анализируя финал ролика, можно сделать вывод, что Фёдор Михайлович не был расстрелян, а был приговорён к четырём годам каторги. И сегодня мы поговорим об одном из рассказов Достоевского, действие которого перенесёт нас в 1850-й год, второй год каторги писателя. |
Библиотекарь | (6 слайд – Мужик Марей) Но сначала давайте попробуем вглядеться в фотопортрет незнакомого нам человека, давайте попробуем «разгадать» его жизнь и характер. (Коллеги, призываю вас к активности, к открытому диалогу. Давайте поделимся своими впечатлениями.) |
Библиотекарь | На самом деле портрет не безымянный. Автор Павел Астраханов дал имя своему фотогерою «Мужик Марей». Тем самым фотограф сблизил образы нашего современника и героя одноимённого рассказа Ф.М. Достоевского. Но понять, в чём, же именно состоит «нарицательность» (типичность, характерность) яркого имени, невозможно без знания произведения. Поэтому предлагаю познакомиться с рассказом, чтобы понять, удалось ли нам увидеть главное в портрете человека. |
Библиотекарь | Знакомиться с произведением мы будем с помощью аудиокниги. А работать по рассказу я предлагаю по стратегии «чтение с остановками». |
Аудиочтение | |
Библиотекарь | - С чего начинается рассказ? (Повествование начинается с описания второго дня светлого праздника Пасхи на каторге) - В великий для всех христиан день, что особо тяжело было видеть для Достоевского? (Пьяный разгул) - Выскажите предположение о том, как дальше, по вашему мнению, будет развиваться сюжет рассказа? О чём пойдёт речь? - Далее писатель погружается в воспоминание. Давайте послушаем следующий смысловой отрывок. |
Аудиочтение | |
Библиотекарь | - Что из ваших предположений сбылось? - Где состоялась встреча девятилетнего мальчика, барчонка, с крепостным мужиком? (в уединённом поле) - Чем был занят автор? - Зачитайте эпизод, пугающий маленького Фёдора. - Что будет дальше? |
Аудиочтение | |
Библиотекарь | - Что из ваших предположений сбылось? - Как описывает Марея автор? - Реакция крепостного мужика на испуг барчонка: (Он протянул тихонько свой толстый…) - Почему именно нежная, материнская улыбка крестьянина врезалась в память героя-рассказчика? Автора интересует не его способ жизни, не внешний вид, не манера говорить, а один единственный поступок – утешение испуганного барчонка, иначе говоря, случай, раскрывающий красоту внутреннего мира, показывающий простодушие, смиренность, искренность, любовь, доказывающий, что «зверски невежественный крепостной русский мужик» сохранил красоту своего человеческого образа. |
Библиотекарь | - Как вы думаете, что означает имя Марей? Ваши предположения? Имя Марий от латинского означает «море» и может ассоциироваться с чем-то безграничным, но, прежде всего, это имя ассоциируется с женским именем Марии, Богородицы, которое, в свою очередь, выражает собой женское начало, материнскую любовь, жалость и сострадание к близким, а также безграничную любовь к людям. И действительно, Достоевский не раз отмечает материнское начало в мужике Марее. - Давайте попробуем найти в тексте подобные эпитеты («смотрел на меня с беспокойной улыбкой», «улыбнулся какою-то материнскою и длинною улыбкой», «матерински мне улыбался», «ласково улыбается и кивает головой») - Что будет дальше? |
Аудиочтение | |
Библиотекарь | - В чём же тайна Марея? Встреча с мужиком в детстве научила рассказчика «смотреть на несчастных совсем другим взглядом». «Главное - люби других, как себя». |
Библиотекарь | Тогда, на каторге, в светлый день Пасхи, в сознании писателя произошли изменения, навсегда определившие его взгляды на русский народ. Этой встрече Достоевский придал глубокий символический смысл, который стал своего рода его почвенническим “символом веры”. |
Библиотекарь | - Как вы считаете, по каким признакам данное произведение малой прозы по жанру можно отнести к пасхальному рассказу? 1. Приуроченность действия к светлому празднику Пасхи. Так, в рассказе писатель прямо обозначает время действия: «Был второй день светлого праздника». 2. Описание чудесных событий, которые предопределяют душевное прозрение или нравственное перерождение героя. 3. Счастливая развязка. В рассказе под воздействием воспоминания произошло изменение в сознании писателя. Злоба, разгоревшаяся в сердце, исчезла… - Давайте определим, в каком месте произошло некое прозрение. («И вот я сошел с нар…) Происходит «воскресение», преображение души. |
Библиотекарь | - Главный мотив рассказа «Мужик Марей»? Мотив воскресения, преображения души героя под воздействием детского воспоминания. |
Библиотекарь | Уважаемые коллеги, наша читательская конференция подошла к концу. Я благодарю всех, кто не остался равнодушным, и пришёл на мероприятие. Спасибо вам! И всего доброго! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
198 лет со дня рождения Ф. М. Достоевского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект воспитательного занятия по теме «Человек есть то, что он ест»
Расширять представления воспитанников о химическом составе пищи, о полезных и вредных его компонентах...
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы
Человек – высший продукт земной природы. Человек – сложнейшая и тончайшая система. Потому что идеал находится в нем самом. Препятствия к достижению идеала – в нем самом. Твое положение есть тот ...
Эссе на тему "В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить"
Эссе было написано в рамках конкурса "Воспитатель года - 2017" Красноярского края, по результатам, после оценивания экспертами, заняло 3 место....
В жизни каждого человека есть место подвигу.
Дети-герои Великой Отечественной войны сделали не меньший вклад в победу над режимом Третьего рейха и их имена также не должны быть забыты. Юные пионеры-герои Великой Отечественной войны действовали т...
Дидактическая игра "Человек какой профессии живёт в этом домике?"
Дидактическая игра "Человек какой профессии живёт в этом домике?", предназначенна для детей старшего возраста. Она помогает знакомить детей с разными профессиями.Цель игры: Расширять знания ...
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы
Человек – высший продукт земной природы. Человек – сложнейшая и тончайшая система. Потому что идеал находится в нем самом. Препятствия к достижению идеала – в нем самом. Твое п...
Данный проект о дружбе, рассчитан на детей 4-5 лет, родителей, воспитателей. У каждого человека есть друг, который всегда рядом и поможет в трудную минуту, который готов разделить и твою радость, и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имее
Данный проект о дружбе, рассчитан на детей 4-5 лет, родителей, воспитателей. У каждого человека есть друг, который всегда рядом и поможет в трудную минуту, который готов разделить и твою радость...