Проектная деятельность в ДОУ
консультация на тему

Боровенская Ирина Юрьевна

        В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

         Этот термин  связывается с понятием «проблема». В этимологическом словаре проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве». Именно такое толкование проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_dou.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

       В последнее десятилетие в научно-педагогической литературе  уже много написано о  сущности и современном прочтении метода проектов.         

Проект понимается как  специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов  - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

    Проектно-технологический тип организации деятельности состоит в том, что продуктивная деятельность человека (ДОУ) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами. Существуют 2 определения проекта: - нормативная модель некоторой системы; - целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченной во времени, ресурсах и имеющее специфическую форму организации.

Современное понимание проекта – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиям к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

        Применение метода проектов основывается на логической структуре практической образовательной деятельности, учете иерархии уровней деятельности и иерархии педагогических целей.

        Находясь в постоянном поиске новых форм  и методов повышения  качества образования, специалисты  дошкольной ступени   так же  обратили внимание на метод проектов. Использование его в дошкольной образовательной практике    рассматривается как педагогическая инновация, т.е. нововведение, новшество.          

         В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой  практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

        В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

         Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).  Поэтому в воспитательно- образовательном процессе ДОУ  проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором  принимают участие  дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются  родители  и другие члены семьи.  Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном  внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.           Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что  взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

         2. В образовательной практике выделяются следующие основные этапы работы над проектами:   

    Цель проектного метода в ДОУ — развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности детей. Таким образом, структура проекта, адаптированная к ДОУ, будет выглядеть так:

 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную  и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:

        к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);

        в каких источниках можно найти информацию;

        какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

        с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта (практическая часть).

4. Публичное представление продукта проектной деятельности.

5. Подведение итогов, определение задач для новых проектов

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта

       Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.         Как правило, темой проектов становится определённый раздел  образовательной программы, её определяют педагоги.  Но если тема возникла по инициативе самих детей, что иногда случается, то это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых. Чаще всего  проектная деятельность  начинается с вопросов: « Что я уже знаю об этом?», «Что хочу узнать?», «Что надо для этого сделать?». Затем педагоги и дети намечают план, определяют продукт  и вид презентации.

           На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. Можно рекомендовать организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.

На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).

Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер;
— «Путешествие в подводное царство»;
— «Путешествие на Луну»;
— «Гомеопатическая аптека»;
— «Зоологический магазин»;
— «Зоопарк» и т.д.

На территории детского сада или в ближайшем сквере, парке необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.

К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников через познавательно-речевую деятельностьв ДОУ

Именно в  дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно  в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка с...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"

непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...