Консультация для педагогов "Влияние игры на психологическое здоровье дошкольников"
консультация на тему
Консультация для педагогов ДОУ о значении игры в дошкольном возрасте, видах игр, этапах развития игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_igry_tekst_vystupleniya.docx | 25.63 КБ |
vliyanie_igry_na_psih_zdorove.pptx | 645.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние игры на психологическое здоровье дошкольников
Что такое психологическое здоровье?
- В. Дубровина определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной.
- Психологическое здоровье ребенка отличается совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать (в идеале), причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение.
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). В теории игра рассматривается с различных позиции. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий - это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра - это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д. В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
Значение сюжетно-ролевой игры
1. Приобретение навыка соблюдения правил
Правила, регламентирующие действия ребенка и воспитателя, показывают, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Умение действовать по правилу не появляется просто так, поэтому важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, из самой сути которой следует необходимость подчиняться определенным правилам. Осваивая в ходе игры правила ролевого поведения, ребенок постигает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети начинают осознавать мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к труду, событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам. Во время игры у них формируется положительное отношение к образу жизни других людей, их поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2. Присвоение социального мотива игр
В сюжетно-ролевой игре заложен социальный мотив. Для ребенка игра – это возможность оказаться в мире взрослых и самому разобраться в системе их отношений. На пике игры подмена настоящих отношений уже перестает удовлетворять ребенка, у него зреет мотив для смены своего статуса. И единственный способ для осуществления этого – пойти в школу.
3. Эмоциональное развитие
Игра ребенка очень богата эмоциями, причем часто теми, которые в жизни ему еще недоступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: действительно ли ребенок испытывает определенные чувства или только изображает это и какое влияние переживание этих чувств оказывает на формирование его морального облика? Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют слова «как будто», «понарошку», но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: «мама» по-настоящему любит свою «дочку-куклу», водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарищу и пр.
По мере усложнения игры и игрового замысла чувства детей становятся все более осознанными и сложными. Игра выявляет их переживания и формирует чувства. Так, подражая космонавтам, ребенок выказывает восхищение ими, передает свою мечту стать таким же. При этом у него возникают новые чувства – ответственность за порученное дело, радость и гордость в связи с успешным его выполнением. Сюжетно-ролевая игра – это школа чувств, в которой формируется эмоциональный мир ребенка.
4. Развитие интеллекта
Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к различным видам труда взрослых, появляются любимые герои из книг, которым они стремятся подражать. Вследствие этого замыслы игр становятся более устойчивыми, овладевают их воображением на длительное время. Постепенно мышление и воображение детей становится целенаправленным. продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникнуть в сам смысл того, что он изображает.
5. Развитие речи
В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить собственные мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.
Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, в игре развивается и активизируется речь, а с другой – под влиянием развития речи получает свое развитие и сама игра. Ребенок называет свои действия и этим самым осмысливает их. Словами он пользуется, чтобы дополнить свои действия, выразить свои чувства и мысли.
6. Развитие самостоятельности
В сюжетно-ролевой игре дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и пр. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в игре, дети по своей воле собирают партнеров, сами устанавливают игровые правила и следят за их выполнением, регулируя взаимоотношения. Но самое главное заключается в том, что в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
7. Развитие воображения и творчества
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры у них возникают новые идеи и образы. Развитие игрового творчества проявляется и в комбинировании различных жизненных впечатлений в содержании игры. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни можно наблюдать, как дети объединяют в игре разные события, а иногда включают в нее эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем они включают в старые любимые игры свои новые впечатления.
Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко)
Возраст детей | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 года | Отдельные игровые действия игрового характера | Роль осуществляется фактически, но не называется | Сюжет – цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый. |
4-5 лет | Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер | Роль называется, дети по ходу игры могут ее менять | Цепочка из трех-четырех взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию |
5-6 лет | Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей | Роли распределяются до начала игры. Каждый ребенок придерживается своей роли до конца игры | Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, который соответствует реальной логике действий взрослых |
6-7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна | Не только роли, но и замысел игры проговариваются до ее начала | Сюжет держится на воображаемой ситуации. Действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми |
Компоненты сюжетно-ролевой игры
- Сюжет игры
- Сфера действительности, которая воспроизводится детьми;
- Отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих
- Содержание игры
- То, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой, бытовой и общественной деятельности
- Роль
- Игровая позиция, в которой ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже
Выводы:
➤ Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.
➤ Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.
➤ С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.
➤ Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.
➤ Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.
➤ Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
➤ В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В. Дубровина определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной . Психологическое здоровье ребенка отличается совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать (в идеале), причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Что такое психологическое здоровье?
Игра в дошкольном возрасте... Выступает ведущей деятельностью Является средством всестороннего развития ребенка Форма усвоения общественного опыта
Виды игр
Значение сюжетно-ролевой игры Приобретения навыка соблюдения правил Присвоение социального мотива игр Эмоциональное развитие Развитие интеллекта Развитие речи Развитие самостоятельности Развитие воображения и творчества
Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко ) Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации 3-4 года Отдельные игровые действия игрового характера Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет – цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый. 4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется, дети по ходу игры могут ее менять Цепочка из трех-четырех взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию
Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко ) Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации 5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры. Каждый ребенок придерживается своей роли до конца игры Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, который соответствует реальной логике действий взрослых 6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации. Действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми
Компоненты сюжетно-ролевой игры Сюжет игры - Сфера действительности, которая воспроизводится детьми; - Отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих Содержание игры - То, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой, бытовой и общественной деятельности Роль - Игровая позиция, в которой ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже
➤ Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. ➤ Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. ➤ С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения. ➤ Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.
➤ Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. ➤ Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности. ➤ В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Психологическое здоровье дошкольника… Что ему угрожает?»
Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с...
Консультация для родителей на тему: Психологическое здоровье дошкольника и телевидение
Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение- это окно во внешний мир ,и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и восп...
Консультация для педагогов на тему: «Психологическое здоровье дошкольника»
План1. Психологическое здоровье человека.2. Специфика психологического здоровья ребенка.3. Факторы риска психологического здоровья детей.4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении....
Игры с прозрачным мольбертом как прием, направленный на сохранение психологического здоровья дошкольников в период адаптации.
Для ребенка – детский сад является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. И с приходом в детский сад начинается следующий этап в жизни ребенка. Малыши тяжело привыка...
Семинар - практикум «Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»
Психическое здоровье это - состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений, адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность....
Коммуникативные игры, как средство сохранения психологического здоровья дошкольников
Семинар для педагогов ДОУ. Будет полезен педагогам всех групп....