Консультация для педагогов на тему: «Психологическое здоровье дошкольника»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Степанова Юлия Сергеевна

План

1. Психологическое здоровье человека.
2. Специфика психологического здоровья ребенка.
3. Факторы риска психологического здоровья детей.
4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ 1015 до №3

Консультация для педагогов на тему:

«Психологическое здоровье дошкольника»

Подготовила: Степанова Ю.С.

2017г.


План

1. Психологическое здоровье человека.
2. Специфика психологического здоровья ребенка.
3. Факторы риска психологического здоровья детей.
4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.


1. Психологическое здоровье человека.

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет он в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.

2. Специфика психологического здоровья ребенка.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
  • К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
  • К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

3. Факторы риска психологического здоровья детей.

Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска.

Их можно разделить на две основные группы:

средовые (все, что окружает ребенка);

субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением.

Последствия стилей семейного воспитания для ребёнка

Авторитетный стиль

Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль

Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия. (сделать акцент на отрицательных последствиях).

Либеральный стиль

Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль

Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.

4. Психологическая поддержка детей в дошкольном  учреждении.

Одной из главных задач ДОУ и семьи является охрана нервно-психического здоровья детей. Укрепление нервной системы ребенка посредством создания доброжелательной, спокойной обстановки дома и в детском саду (особенно в адаптационный период, осуществление эмоциональной поддержки, выявление причин психологической дисгармонии — вот основные условия сохранения и укрепления психологического здоровья детей.

Для ребенка очень важен положительный эмоциональный контакт со взрослыми! Дети должны чувствовать заботу, теплое, доброжелательное отношение, принятие такими, какие есть. Только тогда будет хорошее самочувствие, правильное физическое, психическое и социальное развитие. Ребенку нужна и просто необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны вовремя поддержать, помочь, вселить уверенность в себя.


Основные задачи психогигиены:

Выявление факторов возникновения плохого самочувствия, невротических ситуаций;

Стабилизация детско-родительских отношений;

Организация специальных комнат для психокоррекционной деятельности и релаксации;

Создание предметно-развивающей среды, способствующей эмоциональному комфортному пребыванию;

Разработка системы психической защиты на основе личностно-эмоциональных особенностей и условий воспитания в семье.

Правильный подход к воспитанию помогает организовать необходимую психопрофилактическую работу. Учет индивидуальных особенностей, адекватных возрасту интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок важен при организации любой деятельности. Если ребенок капризничает, следует применить метод отвлечения или метод игнорирования. Если ребенок открыто конфликтует, то нужно исключить провоцирующие ситуации, поднимать статус в детском коллективе, сделать такого ребенка первым помощником, чаще использовать поощрение, похвалу, обеспечивая необходимую в данной ситуации психокоррекцию. Поддержка основана на том, чтобы помочь детям почувствовать себя нужными. Похвала-это, когда ребенка хвалят за достижение чего-либо за определенный период времени. Поддержать ребенка можно с помощью:

• отдельных слов (аккуратно, красиво, здорово, продолжай,

• высказываний («Я горжусь тобой, мне нравится, как ты помогаешь, спасибо»,

• прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки,

• совместных действий (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его,

• выражения лица (улыбка, кивок).

Обучение релаксации, умение расслабляться – одна из важных задач охраны психологического здоровья детей. Расслабление – это забота о самом себе, создание условий для нормальной работы всего организма, т. к. в процессе релаксации идет перераспределение энергии. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы и здоровье детей. Оно проходит в несколько этапов: 1-ый этап – пропевдический, ребенка учат расслабляться, используя показ и тактильную помощь (упражнения «Мельница»«Роняем руки») индивидуально и в подгруппах; 2-ой этап – обучающий: ребенка учат различать мышечное напряжение от расслабления мышц, чувствовать эту разницу без фиксации внимания на дыхании (игры «Пружинки»«Кулачки»); 3-ый этап – обучение мышечному расслаблению с фиксацией внимания на дыхании ; 4-ый этап – составление тренажа и его проведение с подгруппой детей; 5-ый этап – обучение детей навыкам проговаривания (с шестилетнего возраста) с учетом специфики детского восприятия и возрастных особенностей.

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта релаксации необходимо соблюдать правила:

• Использовать тихую спокойную музыку

• Упражнения выполнять в спокойной обстановке

• Расслабляться лучше с закрытыми глазами

• Использовать чередование напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и самовнушение

• Внимательно следить за самочувствием и состоянием после релаксации, не завершать ее в спешке.

Самое важное – создать такие условия, чтобы ребенок ощущал эмоциональный комфорт и постепенно учился приемам регуляции эмоциональных состояний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Психологическое здоровье дошкольника… Что ему угрожает?»

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с...

Консультация для родителей на тему: Психологическое здоровье дошкольника и телевидение

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение- это окно во внешний мир ,и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и восп...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»     Рыбинск 2021 Формирование здорового образа жизни дошкольниковЗадача р...

Консультация на тему: «Психологическое здоровье дошкольника»

Психологическое здоровье является важной частью общего здоровья любого человека, необходимым условием его полноценного развития. Оно тесно взаимосвязано с физическим здоровьем. Как говорил Сократ: &la...

Консультация для педагогов на тему: «Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе»

Как показано в многочисленных психологических исследованиях, часто физическое здоровье прямо производно от психического здоровья ребёнка. Другими словами, если ребёнку хорошо и комфортно в психологиче...

Консультация для педагогов сентябрь 2021г. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет собой динамическую совокупность психических свойств, обесп...