Коммуникативные игры, как средство сохранения психологического здоровья дошкольников
учебно-методический материал по психологии
Семинар для педагогов ДОУ. Будет полезен педагогам всех групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_k_seminaru.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра в круге. Я задам Вам несколько вопросов, и прошу Вас ответить на них при помощи движений.
1. если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние напрямую зависит от общения с окружающими похлопайте в ладоши;
2. если вы используете в своей работе коммуникативные игры, улыбнитесь соседу;
3. если вы уверены, что игра помогает сплотить детский коллектив , дотроньтесь до кончика носа;
4. если Вы считаете себя отзывчивым человеком, покивайте головой;
5. если вы полагаете, что при общении эмоции не важны, закройте глаза;
6. если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
7. если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потяните себя за ушко.
1 слайд
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Сегодня мы поговорим с Вами о роли коммуникативных игр в развитии эмоциональной сферы ребенка и сохранении его психологического здоровья.
2 слайд
В коммуникативных играх дети учатся преодолевать импульсивные реакции, регулировать собственные побуждения, так как любая игра подразумевает обязательное соблюдение правил. Многие игры содержат в себе яркие образы, отражающие и бытовые сцены, и картины природы, и жизнь животных, посредством чего у детей расширяется картина мира и самосознание. Часто эмоции, содержащиеся в коммуникативных играх, сопровождаются мимикой и пантомимой в таких играх дети учатся понимать эмоциональное настроение другого человека сочувствовать и сострадать.
Эти игры помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Дети забывают обиды и ссоры, т.к. игра сближает и сплачивает детей и даёт возможность каждому ребенку раскрыть в себе творческий потенциал. Стеснительные и не уверенные дети начинают активно участвовать в играх, а раскрепощенные вынуждены подчиняться общим правилам, а это главный и верный помощник в организации детей.
Игры служат уникальным средством коммуникации, в рамках которого дети получают возможность не только проявить свои умения и способности, но и могут научиться механизмам взаимодействия.
3 слайд
Игры учат и нас, взрослых. Например, говорить с ребёнком на его языке, помогают оживить свои воспоминания о детстве,
4 слайд
Образовательные технологии реализуемые в коммуникативных играх:
- Игровая;
- Личностно-ориентированная;
- Здоровьесберегающая.
5 слайд
Какие же задачи решаются посредством коммуникативных игр.
Образовательные:
- Формирование умения подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения.
- развитие коммуникативных и творческих способностей детей.
Развивающие:
- Развитие способности свободно держаться в игровой коллективной деятельности и обогащение двигательного опыта детей;
- Раскрытие творческого потенциала
Воспитательные:
- Воспитание в детях чувства ответственности и доброго отношения к своим сверстникам;
- Способствовать самореализации каждого ребенка и создание благоприятного микроклимата - --- Способствовать умению коллективного взаимодействия
6 слайд
Психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Эти три стороны и отражаются в коммуникативной игре.
Коммуникативная сторона общения, состоит в обмене информацией между общающимися .
Интерактивная сторона взаимодействие людей при помощи их совместной деятельности, межличностное взаимодействие.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга. Речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека.
7 слайд
- Коммуникативные игры можно разделить на парные и групповые. Парные - способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его.
Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, , тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.
- Так же, коммуникативные игры можно классифицировать в соответствии с той функцией, которую они выполняют.
- игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения,
- игры, формирующие умение сотрудничать,
- упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
- игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддержать его вербально или с помощью прикосновений, способствующие формированию у детей умения любить окружающих,
8 слайд
Какие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной. Психологи составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения таких игр
- не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
- используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден , лучше всего после дневного сна, в течение 20 - 25 минут; игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами
- не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
Педагог может использовать коммуникативные игры:
- на занятиях
- в режимных моментах
- во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)
- на праздниках, развлечениях
- Помните, игра это прекрасный диагностический инструмент. Он поможет выявить е только отношение детей друг к другу, но и оценить эмоционально – волевое развитие каждого ребёнка.
9 слайд рассмотрим игры по возрастам.
- У малышей в период адаптации применяются игры на знакомство детей друг с другом – «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», «Эхо», «Колокольчик», «Чей голосок» и т.д.
- Также игры-Приветствия, например:
Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас,
Встанут Танечки (Ванечки и т.п.) сейчас…
- Затем самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови - лови», «Змейка», «Паровозик»
- Затем переходим к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Передача мячей», «Займи домик (обруч)», «Здороваемся» ( в парах: ладошками, спинками, коленочками, носиками)
Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
10 слайд
Игра «Машина»
11 слайд
средний дошкольный возраст –
Дошкольник средней группы нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, используют следующие игры:
- на развитие внимания, интереса к партнеру: «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»
- на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Где мы были мы, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»
- на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Магнит»
- на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Добрые обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»
- на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт: «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Газета», «Тепло - холодно»
12 слайд
«Магнит»
Цель: принадлежность ребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания других детей. Материалы: оживленная музыка, под которую дети водят хоровод, держась за руки.
13 слайд
К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.
Поэтому для детей этого возраста используют игры для среднего возраста и более сложные:
- на сплочение: «Клеевой ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка», «Нос к носу»
- на развитие умения решать конфликтные ситуации: «Коврик примирения», игры-ситуации
- на развитие вербальных и предметных способов взаимодействия: «Небоскреб», «Конкурс хвастунов»,
- на развитие свободного общения и эмоциональной близости: «Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,
- на умение устанавливать доброжелательные отношения: «Слепой и поводырь», «Я могу», «Доброе животное»
14 слайд
Игра «Смешное пианино»
15 слайд
В подготовительной к школе группе, игры становятся более серьёзными, ведь ребёнок находится на пороге школьной жизни. И не для кого не секрет, что умение общаться, нужно в школе гораздо больше, чем умение читать.
16 слайд
Игры ситуации
17 слайд
Коммуникативные игры в детском саду актуальный и востребованный вид деятельности, который дает возможность проявлять позитивные эмоции, и являются одним из эффективных способов формирования психологического комфорта и социализации дошкольников.
Игры с педагогами
«Карусель»
Рассчитайтесь на 1 и второй. Первые круг, вторые внешний круг, встать так чтобы у каждого была пара с внутренним кругом. Делается несколько переходов, в зависимости от разыгрываемых ситуаций. Ситуации без слов
1 задание для внешнего круга
1. Представьте, что перед вами маленький ребенок (который почему то сильно плачет, постарайтесь его утешить,
2. Перед вами человек, ваш давний знакомый или друг, с которым вы не виделись лет семь.
3. Перед вами малыш, который упал в лужу, сильно испачкался и испугался.
4. Перед вами человек, которого вы должны уговорить отработать за вас смену.
Меняемся местами внешний круг становится внутренним
- Перед вами НАШКОДИВШИЙ РЕБЁНОК.
- Перед вами человек, которого вы сильно обидели, и вам очень стыдно смотреть ему в глаза.
- Перед вами ваш кумир, которым вы восхищаетесь.
4. Перед вами человек, которого вы подозревайте в чем то плохом.
Вопросы : поднимите руку те, кто считает что во внутреннем круге стоять было легче? Кто может сказать почему?
Разговор сквозь стекло
«Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой — ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина.
Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнер все равно вас не услышит.
- 10 яиц
- 2 бутылки молока
- рыбу
- шапку и шарф
- пакет картошки
- 2 банана
- зубную пасту
- красную машинку для ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания....
"Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"
Материал для педагогического совета...
Материал к семинару педагогов-психологов 26.09.2016г. Музыкотерапия, как средство сохранения психологического здоровья дошкольников.
Теоретический материал...
Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...
Игры с прозрачным мольбертом как прием, направленный на сохранение психологического здоровья дошкольников в период адаптации.
Для ребенка – детский сад является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. И с приходом в детский сад начинается следующий этап в жизни ребенка. Малыши тяжело привыка...
- Мне нравится (2)