Коммуникативные игры, как средство сохранения психологического здоровья дошкольников
учебно-методический материал по психологии

Ледяева Валентина Ивановна

Семинар для педагогов ДОУ. Будет полезен педагогам всех групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_k_seminaru.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в круге. Я задам Вам несколько вопросов, и прошу Вас ответить на них при помощи движений.

1. если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние напрямую зависит от общения с окружающими похлопайте в ладоши;

2. если вы используете в своей работе коммуникативные игры, улыбнитесь соседу;

3. если вы уверены, что игра помогает сплотить детский коллектив , дотроньтесь до кончика носа;

4. если Вы считаете себя отзывчивым человеком, покивайте головой;

5. если вы полагаете, что при общении эмоции не  важны, закройте глаза;

6. если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

7. если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потяните себя за ушко.

       

1 слайд 

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.  Сегодня мы поговорим с Вами о роли коммуникативных игр в развитии эмоциональной сферы ребенка и сохранении его психологического здоровья.

2 слайд

В коммуникативных играх дети учатся преодолевать импульсивные реакции, регулировать собственные побуждения, так как любая игра подразумевает обязательное соблюдение правил. Многие игры содержат в себе яркие образы, отражающие и бытовые сцены, и картины природы, и жизнь животных, посредством чего у детей расширяется картина мира и самосознание. Часто эмоции, содержащиеся в коммуникативных играх, сопровождаются мимикой и пантомимой в таких играх дети учатся понимать эмоциональное настроение другого человека сочувствовать и сострадать.        

Эти игры помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Дети  забывают обиды и ссоры, т.к. игра сближает и сплачивает детей  и даёт возможность каждому ребенку раскрыть в себе творческий потенциал. Стеснительные и не уверенные дети начинают активно участвовать в  играх, а раскрепощенные вынуждены подчиняться общим правилам, а это главный и верный помощник  в организации детей.

Игры служат уникальным средством коммуникации, в рамках которого  дети получают возможность не только проявить свои умения и способности, но и могут научиться механизмам взаимодействия.

3 слайд

Игры учат и нас, взрослых. Например, говорить с ребёнком на его языке, помогают оживить свои воспоминания о детстве,

4 слайд

Образовательные технологии реализуемые в коммуникативных играх:

  • Игровая;
  • Личностно-ориентированная;
  • Здоровьесберегающая.

5 слайд

Какие же задачи решаются посредством коммуникативных игр.

Образовательные:

- Формирование умения подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения.

- развитие коммуникативных и творческих способностей детей.

Развивающие:

- Развитие способности  свободно держаться в игровой коллективной деятельности и обогащение двигательного опыта детей;

- Раскрытие творческого потенциала

Воспитательные:

-  Воспитание в детях чувства ответственности и доброго отношения к своим сверстникам;

- Способствовать самореализации каждого ребенка и создание благоприятного микроклимата -  ---  Способствовать умению коллективного  взаимодействия

6 слайд

Психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Эти три стороны и отражаются в коммуникативной игре.

Коммуникативная сторона общения, состоит в обмене информацией между общающимися .

Интерактивная сторона  взаимодействие людей при помощи их совместной деятельности, межличностное взаимодействие.

 Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга.  Речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. 

7 слайд

  1. Коммуникативные игры можно разделить на парные и групповые. Парные - способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его.

 Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, , тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.

  1. Так же, коммуникативные игры можно классифицировать в соответствии с той функцией, которую они выполняют.

- игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения,

- игры, формирующие умение сотрудничать,

- упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

- игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддержать его вербально или с помощью прикосновений, способствующие формированию у детей умения любить окружающих,

8 слайд

Какие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной. Психологи составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения таких игр

  • не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
  • используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден , лучше всего после дневного сна, в течение 20 - 25 минут; игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами
  • не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;

Педагог может использовать коммуникативные игры:

  • на занятиях
  • в режимных моментах
  • во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)
  • на праздниках, развлечениях

- Помните, игра это прекрасный диагностический инструмент. Он поможет выявить е только отношение детей друг к другу, но и оценить эмоционально – волевое развитие каждого ребёнка.

9 слайд рассмотрим игры по возрастам.

  1. У малышей в период адаптации применяются игры на знакомство детей друг с другом – «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»«Эхо», «Колокольчик», «Чей голосок» и т.д.
  2. Также игры-Приветствия, например:

Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас,
Встанут Танечки (Ванечки и т.п.) сейчас…

  1. Затем самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом  «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови - лови», «Змейка»,  «Паровозик»
  2.  Затем переходим к  более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами.  «Передача мячей»«Займи домик (обруч)»,  «Здороваемся» ( в парах: ладошками, спинками, коленочками, носиками)

Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.

10 слайд 

Игра «Машина»

11 слайд

средний дошкольный возраст –

Дошкольник средней группы  нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, используют следующие игры:

  • на развитие внимания, интереса к партнеру:                                                      «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»
  • на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Где мы были мы, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»
  • на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Магнит»
  • на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Добрые обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»
  • на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт: «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Газета», «Тепло - холодно»

12 слайд

«Магнит»

Цель: принадлежность ребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания других детей.  Материалы: оживленная музыка, под которую дети водят хоровод, держась за руки.

13 слайд

К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:

  • сотрудничать;
  • слушать и слышать;
  • воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.

Поэтому для детей этого возраста  используют игры для среднего возраста и более сложные:

  • на сплочение: «Клеевой ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка», «Нос к носу»
  • на развитие умения решать конфликтные ситуации: «Коврик примирения», игры-ситуации
  • на развитие вербальных и предметных способов взаимодействия: «Небоскреб», «Конкурс хвастунов»,
  • на развитие свободного общения и эмоциональной близости: «Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,
  • на умение устанавливать доброжелательные отношения: «Слепой и поводырь», «Я могу», «Доброе животное»

14 слайд

Игра «Смешное пианино»

15 слайд

В подготовительной к школе группе, игры становятся более серьёзными, ведь ребёнок находится на пороге школьной жизни. И не для кого не секрет, что умение общаться, нужно в школе гораздо больше, чем умение читать.

16 слайд

Игры ситуации

17 слайд

Коммуникативные игры в детском саду актуальный и востребованный вид деятельности,  который дает  возможность проявлять позитивные эмоции, и являются одним из эффективных способов формирования психологического комфорта и социализации дошкольников.

Игры с педагогами

 «Карусель» 

Рассчитайтесь на 1 и второй. Первые круг, вторые внешний круг, встать так чтобы у каждого была пара с внутренним кругом. Делается несколько переходов, в зависимости от разыгрываемых ситуаций. Ситуации без слов

 1 задание для внешнего круга

1. Представьте, что перед вами маленький ребенок (который почему то сильно плачет, постарайтесь его утешить,

2. Перед вами человек, ваш давний знакомый или друг, с которым вы не виделись лет семь.

3. Перед вами малыш, который упал в лужу, сильно испачкался и испугался.

4. Перед вами человек, которого вы должны уговорить отработать за вас смену.

Меняемся местами внешний круг становится внутренним

  1. Перед вами НАШКОДИВШИЙ РЕБЁНОК.
  2. Перед вами человек, которого вы сильно обидели, и вам очень стыдно смотреть ему в глаза.
  3. Перед вами ваш кумир, которым вы восхищаетесь.

4. Перед вами человек, которого вы подозревайте в чем то плохом.

Вопросы : поднимите руку те, кто считает что во внутреннем круге стоять было легче? Кто может сказать почему?

Разговор сквозь стекло

 «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой — ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина.

Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнер все равно вас не услышит.

- 10 яиц

- 2 бутылки молока

-  рыбу

- шапку и шарф

- пакет картошки

- 2 банана

- зубную пасту

- красную машинку для ребёнка

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания....

Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

Игры с прозрачным мольбертом как прием, направленный на сохранение психологического здоровья дошкольников в период адаптации.

Для ребенка – детский сад является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. И с приходом в детский сад начинается следующий этап в жизни ребенка. Малыши тяжело привыка...