«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями»
статья
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями
Цель работы такой группы в заключается в осуществлении квалифицированной коррекции нарушений , недостатков в физическом и психическом развитии и - дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья на основе адаптированной основной образовательной программы .
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению различных расстройств развития во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от преемственности в работе дефектолога и воспитателя.
В нашем детском саду включены в образовательный процесс дети с ОВЗ различных категорий (ОНР, ЗПР. РАС, СДВГ и др.). У таких детей отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространённость различных речевых нарушений. Отклонения в развитии познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы . Особенности речевого развития детей обусловлены своеобразием их познавательной деятельности. У большинства детей имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи. Вместе с тем для этой категории детей характерны типичные, отличающие их от нормы, тенденции развития: сниженный уровень познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы. В зависимости от этого по разному определяются проблемы обучения и, следовательно, требуются разные меры дифференцированной помощи
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя - дефектолога и воспитателя.
При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению нарушений развития, коррекционные задачи, стоящие перед
воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.
- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении;
- развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
- совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей;
- автоматизация произношения звуков;
- уточнение, закрепление и автоматизация отработанного лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
- закрепление сформированных грамматических категорий;
- формирование диалогической и монологической речи;
- закрепление умений звуко-буквенного анализа и синтеза;
- подготовка детей к письму, формирование графических умений;
- устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;
- закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков;
Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в группе.
Система взаимодействия дефектолога и воспитателей в нашей организации выглядит следующим образом:
Диагностическое обследование:
- индивидуальное обследование познавательного и речевого развития осуществляет дефектолог
- изучение детей в режимных моментах, на прогулке, во время свободной деятельности
- совместное обсуждение и анализ результатов, составление индивидуального плана работы с конкретным воспитанником.
2. Изучение содержания программы и составление индивидуальной программу развития по всем видам деятельности детей .
Учитель-дефектолог владеет содержанием не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.
- учитель-дефектолог проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия
- воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий. Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий (тетрадь взаимодействия).
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3.Организация условий пребывания детей, образовательного пространства, расписания и режима дня.
• обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта
• наличие упорядоченной пространственно-временной структуры образовательной среды
«разработка индивидуального маршрута и индивидуально-ориентированной программы развития
• конкретная коррекционная цель с учетом специфики
освоения навыков и усвоения информации
•дозирование нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка
• индивидуализация оценки достижении
4. Совместное взаимодействие с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями - помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно- образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей.
Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»
В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: - сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.
Условия для взаимодействия* Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...
Консультация для воспитателей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи"
Данный материал предназначен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
Консультация для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников.
Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо, поскольку устранение речевых нарушений требует комплексного подхода....
Методические рекомендации для воспитателей « Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе» . Консультация для воспитателей ДОУ.
Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при налич...