Проект "Лаборатория неживой природы"
проект (младшая группа) на тему
Наши дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать этими знаниями, мыслить самостоятельно, творчески. Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 56.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«ЛАБОРАТОРИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
(для детей младшей возрастной группы)
Проблема. Как познакомиться с неживой природой? Материал: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители, педагоги.
Актуальность темы: Наши дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать этими знаниями, мыслить самостоятельно, творчески. Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Цели проекта:
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи проекта:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- развивать представления детей о некоторых факторах среды свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость
- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Ожидаемые результаты:
- вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- обогатить представление малышей об объектах неживой природы.
Реализация проекта:
Этот проект хорошо восполняет пробел в воспитательно – образовательной работе с детьми в летний период. Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению запланировали на 2 раза в неделю по 10-15 минут в летний период. Работа будет проводиться в организованном в детском учреждении «лаборатории экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, а также на участке детского сада.
Во время эксперимента нельзя упускать и воспитательные моменты - дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
I этап проекта: подготовительный
1.Подбор методической литературы.
2.Составление плана проектной деятельности.
3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
4.Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Оборудование лаборатории экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности. Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
II этап проекта: основной (летний период)
Работа с детьми
Вода
1 неделя июня
1 "Узнаем, какая вода "
Цель опыта: выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется. Материалы, оборудования: две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой набор мелких цветных предметов.
2 "Вода - волшебница "
Цель опыта: Продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус). Материалы, оборудования: три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.
2 неделя июня
3 "Сквозь сито "
Цель опыта: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ. Материалы, оборудования: сито.
Воздух
4 "Что в пакете? "
Цель опыта: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий. Материалы, оборудования: полиэтиленовые пакеты.
3 неделя июня
5 "Игра с соломинкой "
Цель опыта: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Материалы, оборудования: трубочки для коктейля, емкости с водой.
6 «Игры с воздушными шариками и соломинкой»
Цель опыта: продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Материалы, оборудования: два воздушных шарика(один, надутый слабо, другой - надутый сильно.
4 неделя
7 "Песочные струйки "
Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть. Материалы, оборудования: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
8 "Чудесные фигурки "
Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать. Материалы, оборудования: песок, вода; лопаточки, совочки, ведерки, емкости.
1 неделя июля
9 "Узнаем, какая глина "
Цель опыта: знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется). Материалы, оборудования: кусок глины; емкости (ведерко);вода.
Температура (теплота) и свет
10 "Горячо-холодно "
Цель опыта: научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Материалы, оборудования: емкости, пластиковые бутылки с водой, находящиеся на солнечной стороне, в тени. Предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени.
2 неделя июля
11 "Чудесный мешочек "
Цель опыта: продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).
Материалы, оборудования: мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы.
12 "Что в коробке? "
Цель опыта: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь). Материалы, оборудования: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарь.
Работа с родителями
1 неделя июня
Анкетирование - "Исследовательская активность вашего ребенка в семье ". Цель: изучить мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье; исследовать условия совместного детско-родительского эксперимента.
2 неделя
Консультация- "Организация детского экспериментирования в домашних условиях ". Цель: познакомить с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
4 неделя июня
Консультация- "Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».
Цель: познакомить экспериментированием с водой дома.
III этап: заключительный
Конкурс песочных построек - развитие творческого потенциала дошкольников через совершенствование их конструктивных навыков построек из песка; продемонстрировать возможности природного, бросового материала при создании оригинальных песочных построек; повысить интерес родителей к занятиям с ребенком.
1. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995 г.
2. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005. . 3.Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О. М, Филиппенко А. А.- Волгоград: Учитель,2011 г. . Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
4. Интернет ресурсы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
«ЛАБОРАТОРИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
(II младшая группа) (зимний период)
№ п/п | Исследуемый объект или явление | Название мероприятия (опыта, эксперимента) | Цель опыта | Материал, оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Вода | 1. Узнаем, какая вода | Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная. льётся |
с чистой водой;
|
2. Вода- волшебница | Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) |
| ||
2 | Воздух | 3. Что в пакете? | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обра- | - Полиэтиленовые пакеты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
тить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий | ||||
4. Игра с соломинкой | Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его |
| ||
5. Игры с воздушными шариками и соломинкой | Продолжать знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его | - Два воздушных шарика (один, надутый слабо, - мягкий; другой, надутый сильно,- упругий) | ||
6. Выдувание мыльных пузырей | Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь |
| ||
7. Ветер по морю гуляет | Обнаружить воздух |
| ||
3 | Вес | 8. Лёгкий - тяжёлый | Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов |
и листьями, водой и травой |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9. Плавает - тонет | Показать, что в основном все лёгкие предметы обладают плавучестью |
| ||
4 | Темпе ратура (теплота) | 10. Горячо - холодно | Научить определять на ощупь температуру воды, предметов |
|
11. Чудесный мешочек | Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические - холоднее, деревянные - теплее) | Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики) | ||
5 | Песок | 12. Песочные струйки | Знакомство со свойством сухого песка - сыпучестью | - Пластиковые бутылочки,сухой песок, воронки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13. Чудесные фигурки | Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать | - Песок, вода; -лопаточки, совочки, ведёрки, формочки | ||
6 | Глийа | 14. Узнаем, какая глина | Знакомить со свойствами глины (размокает, мнётся, бьётся) |
|
15. Глиняные шарики | Учить определять качества глины: мягкость, пластичность |
| ||
7 | Свет | 16. Что в коробке? | Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик) |
|
ЗАНЯТИЯ ПО ПРОЕКТУ
«ЛАБОРАТОРИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
Все опыты происходят с участием игрового персонажа Эко- ши. Это самодельная мягкая игрушка 25 см высотой, сшита из зелёной ткани 2-3 тонов.
1. УЗНАЕМ, КАКАЯ ВОДА
Экоша. Ребята, я обнаружил на веранде на столике две загадочные банки (дети вместе с Экошей рассматривают закрытые крышками банки, одна - пустая, вторая - с водой). Интересно, что в них?
Предлагает детям рассмотреть.
При обследовании выясняется, что одна банка лёгкая, а другая - тяжёчая.
Экоша (предлагает). Давайте откроем первую банку. Что в ней? (Нет ничего, кроме воздуха.) Правильно, она пустая, поэтому и лёгкая.
Педагог (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?
Экоша. В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это? (Ответы детей.) Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой.
Дети выполняют, выбирая любой предмет и опуская его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.
Педагог помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие «прозрачная».
Экоша. А если мы наклоним банку с водой, что произойдёт? (Ответы детей.) Правильно, она выльется, потому что вода жидкая.
Педагог (обращаясь к Экоше, предлагает). Экоша, если вода жидкая, налей её ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льётся.
2. ВОДА - ВОЛШЕБНИЦА
На участке детского сада детей встречает Экоша.
Экоша. Ребята, мне так понравилось с вами заниматься, что я решил сегодня снова заглянуть к вам. Что у нас сегодня интересного, ну-ка, посмотрим. Так (показывая детям), три одинаковые бутылки. С чем они? Догадались? Конечно, это вода.
Какая она? (Чистая. прозрачная.) Вот она - чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике одну бутылку.) А хотите, научу вас делать фокус? (Ответы детей.) Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льётся водичка, а всё потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже полон. Какая в нем вода? Прозрачная. А сейчас я открою эту баночку с краской красного цвета. Где на участке вы видите красный цвет? (Цветы, божьи коровки.) Так, баночка открыта. Теперь нам по надобится кисточка. Набираю красную краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два. три! (Размешивает кисточкой краску.) Посмотрите! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет. (Опускает ложечку в стакан). Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная.
Педагог. Вот какая вода - волшебница, взяла и растворила густую краску.
Предоставляется возможность всем желающим детям повторить фокус.
Э к о ш а. А зачем нам нужна третья бутылка?
Педагог. Я хочу вам показать ещё один фокус, как вода может менять свой цвет и вкус. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканах? (Прозрачная.) Попробуйте по одному глоточку. Какая она на вкус? (Вода как вода, без вкуса.) Понюхайте, чем пахнет? Ничем? А сейчас каждый из вас положит себе в стакан немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? Какая стала вода? (Она стала коричневой и пахнет кофе.) Поменяла вода цвет, растворила кофе.
- А теперь попробуйте, какая стала на вкус? (Горькая.) Ребята. что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар.)
Возьмём сахар. (Педагог предлагает каждому ребёнку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой.) Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится всё меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого. Значит, вода может и запах поменять, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!
3. ЧТО В ПАКЕТЕ?
Экоша вместе с детьми выходит на прогулку. Среди игрушек он обнаруживает полиэтиленовые пакеты.
Экоша. Что у вас в этих пакетах?
Дети влзесте с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стаз упругим.
Воспитатель. А теперь что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий.
Экоша. Что же там? Откройте, мы посмотрим.
Воспитатель открывает пакет, в нём ничего нет.
Педагог обращает внимание детей, что теперь пакет пере- стаз быть упругим. Э к о ш а. Так что же в нём было?
Педагог. В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, лёгкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой.
4. ИГРА С СОЛОМИНКОЙ
Э к о ш а (встречает детей на участке детского сада). Ребята, я так скучал без вас, идите сюда поскорее, я принёс вам подарки.
Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.
Э к о ш а. Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.)
Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы чувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.
Экоша.Аяне верю!
Воспитатель. Мыс ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (напивает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда они исчезли?
Экоша. Они вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.
5. ИГРЫ с ВОЗДУШНЫМ ШАРИКОМ и соломинкой
На прогулку к детям приходит Экоша. Он приносит с собой два шарика: один надут полностью, другой - наполовину.
Экоша. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принёс! Хотите поиграть?
Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.).
Ребята обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что он сильно надут, другой - мягкий.
Экоша. Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать я не знаю.
Воспитатель. Ребята, поможем Экоше? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть? (Побольше надуть.) Что находится внутри шарика? (Воздух.) Как он попал в шарик? (Его туда выдыхают.)
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.
Воспитатель (обращается к Экоше). Посмотри, Экоша, как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух. (На выдохе предлагает подставить ладошку под струю воздуха.) Откуда берётся воздух внутри человека? (Его вдыхают.)
Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.
В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самим. Раздаёт всем по соломинке, через которую можно надуть шарик.
6. ВЫДУВАНИЕ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ
Воспитатель (приглашая детей на прогулку, сообщает). Ребята, поторопитесь, сегодня на участке у нас интересные дела, а наш друг Экоша отправился в лес навестить своих родственников. Придётся вам ему всё рассказать.
Дети с воспитателен приходят на веранду, где на столике стоит большой поднос.
Воспитатель (обращает внимание детей на поднос). Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы на него положили?
Ответы детей.
Воспитатель. Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную (с мыльным порошком). А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу. Теперь накрою её прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А сейчас я сделаю для нашей красивой пуговки ещё один колпачок: возьму соломинку, опущу в трубочку воронки и подую в соломинку вот так.
Над воронкой надувается мыльный пузырь (над пуговицей).
Воспитатель (продолжает). Ну вот и получился ещё один колпачок - мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (Ответы детей.) Правильно, я выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?
После того как дети выразят желание, педагог предлагает им палочки с колечком на конце, | ещё раз показывает, как можно
надуть мыльный пузырь. Далее дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Педагог обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие - значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером это потому что в них мало воздуха.
7. ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ
На прогулку к детям приходит Экоша. Он возвратился из поездки к родственникам.
Экоша. Здравствуйте, ребята! Наконец-то я добрался к вам! Мои родственники живут в лесу на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок - и вот я здесь!
Воспитатель. Постой, а причём здесь ветер?
Экоша. Ну как же, ведь это он подталкивает мой кораблик.
Воспитатель и дети (удивлены). Как, чем подталкивает?
Экоша. Пойдёмте все к нашему бассейну, я вам всё покажу и объясню, только возьмите с собой вот эти маленькие парусники.
Дети берут бумажные парусники и подходят к бассейну (к ёмкости с водой).
Экоша (обращается к детям). Поставьте свои парусники на воду, а теперь подуйте на их паруса. Вот видите, поплыли! Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер? (Ответы детей.) Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, направляя его струю на парус, то кораблик поплывёт быстрее.
Далее дети самостоятельно запускают свои лодочки.
Можно провести соревнование в парах «Чья лодочка доплывёт скорее?».
8. ЛЁГКИЙ - ТЯЖЁЛЫЙ
Во время прогулки в гости к детям приходит Экоша со своим другом медвежонком Винни.
Экоша. Здравствуйте, ребята. Сегодня я к вам пришёл вместе с Винни. Ему так хотелось поиграть с вами. Можно взять вот эти игрушки? (Показывает на оборудование «лаборатории».)
Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (Предлагает цветные бутылочки из одинакового материала, но разного размера.)
Экоша берёт бутылочки маленькие, а Винни большие.
Воспитатель (спрашивает детей). Почему Экоша и Винни так распределили бутылочки?
Дети отвечают, проверяя (взвешивая) бутылочки на вес.
Воспитатель (обращаясь к Экоше и Винни). Посмотрите, у нас вот какие ещё есть игрушки! (Игрушки из одинакового материала, но одни из них заложены внутри сухой листвой, другие - песком.)
Воспитатель. Какие игрушки возьмёт Экоша, а какие Винни? Почему?
Затем воспитатель предлагает детям выбрать «угощения» в ведёрках, которые могут донести Экоша и Винни, и выясняет, какое ведёрко сумеет донести Экоша, а какое - Винни.
Педагог проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержимое ведёрок.
9. ПЛАВАЕТ-ТОНЕТ
Экоша (говорит, обращаясь к детям). Ребята, пока вас не было, я решил поиграть в морской бой на воде. Вместо корабликов взял разные предметы: палочки, проволочку, пенопласт, металлическую тарелочку. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.
Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята. почему утонул кораблик-проволочка? Правильно, он тяжёлый. А корабль-тарелочка? Тоже тяжёлый. Почему плавает кораблик-палочка? (Потому что лёгкий.)
Экоша. Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать? (Ответы детей.) Вот спасибо!
Далее дети самостоятельно экспериментируют с предметами (плавает - тонет).
Воспитатель уточняет их представления, опрашивая детей.
10. ГОРЯЧО - холодно
На участке дети вместе с воспитателем находят чумазую кукчу Настю.
Настя. Ну наконец-то вы пришли, а то одной так скучно! Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.
Воспитатель. Настенька, ты, наверное, долго гуляла? Играла в песке, вся перепачкалась: ручки грязные, ножки тоже, лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.
Ребята, какой водой умываться лучше: тёплой или холодной? (Ответы детей.) Правильно, тёплой. Где у нас есть вода? (В ёмкости, в бутылочках, стоящих в тени.)
Давайте попробуем, какая вода в нашем бассейне (в ёмкости для воды). (Дети трогают, отвечают, что тёплая.) А в бутылочках? (Холодная.) Почему? (Ответы детей.) Да, вы правы, бассейн стоит на солнечной стороне, солнышко согрело в нём воду. А бутылочки лежат в тени, там прохладно, поэтому вода в них холодная. Настенька. Тогда купайте меня в бассейне, ведь там такая приятная тёплая вода.
Дети купают куклу, девочки вытирают её и укладывают спать. Внимание мальчиков воспитатель обращает на игрушки (совочки, формочки, ведёрки), лежащие в песочнице. Выясняет, что все игрушки очень горячие, их тоже согрело солнце.
Воспитатель предлагает сложить игрушки на поднос и облить их холодной водой. Что произошло? Игрушки быстро остыли. Воспитатель обсуждает это с детьми.
УЗНАЕМ, КАКАЯ ГЛИНА
Воспитатель. Ребята, мы с вами очень любим играть в песочнице с песком. Но, посмотрите, в песочнице лежит какой-то коричневый комок. Может быть, это камень? Проверим? (Роняет комок на зелию.) Что с ним стало? Правильно, разбился. Значит, это не камень. А если опустить отколовшийся кусочек в ведро с водой?
Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.
Воспитатель. Куда делись комочки? Они размокли? Да, они размокли. Потому что это был не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра.
А завтра мы с Экошей расскажем вам про глину.
ГЛИНЯНЫЕ ШАРИКИ
Экоша. Дети, поторапливайтесь на прогулку, скорее хочется посмотреть, что стало с глиной, которую мы с вами опустили в ведёрко с водой.
На прогулке Экоша и дети ищут ведёрко, находят точно такое же, открывают, а в нём поделки из глины, сделанные | воспитателем (уточка, чашечка, мячик, паючки).
Экоша. Ой, что это ребята? (Рассматривают.) Интересно, I из чего они сделаны?
Ответы детей.
Воспитатель. Всё это сделано из глины. А ведёрко, которое вы искали, вот. (Достаёт с полки ведёрко с гпиной, от-1 крывает его.) Вы тоже, если захотите, можете сделать для себя глиняные палочки или шарики. Вот так (показывает). Хотите попробовать?
Дети берут глину из ведёрка, стараются скатать шарик, I палочку и др.
Когда работа закончена, все изделия выкладывают на просушку. Воспитатель (говорит, любуясь работой детей). Какие замечательные поделки можно сделать из глины!
Э к о ш а. А всё потому, что глина мягкая, пластичная.
Воспитатель. А ещё она хрупкая. («Нечаянно» роняет свою глиняную палочку.) Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова лепить поделку.
ЧТО В КОРОБКЕ?
Рассматривая на прогулке игрушки, воспитатель обращает внимание детей на коробку.
Воспитатель. Странно, что это такое? (Рассматривает вместе с детьми.) Может быть, в коробке что-нибудь лежит? (Встряхивает её, раздаётся стук.) Хотите узнать, что там внутри?
Ответы детей.
Дети обнаруживают в коробке прорезь. Заглядывают по очереди в неё.
Воспитатель. Чтобы это могло быть? Что там? Ничего не видно? Темно?
Это потому что там нет света. А если мы откроем прорезь посильнеё, то в коробку попадёт свет, и всё сразу станет видно. Попробуем?
Дети выражают согласие, и опыт проводится до конца.
Воспитатель. В коробке стало светло - туда попали солнечные лучики. А если в доме темно, что надо сделать? (Включить свет.) Да, без света было бы темно, страшно, ничего не видно. Хорошо, что он есть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...
»ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПО ПРОГРАММЕ«НАШ ДОМ ПРИРОДА»
ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ...
"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"
1. Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....
Беседа на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа » с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа по экологии «Что такое природа? Живая и неживая природа»....
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...