Самоанализ занятия "Поможем Нолику"
материал на тему

Афанасьева Вера Анатольевна

Самоанализ открытого занятия в рамках конкурса "Воспитатель года-2017"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия

учителя-логопеда, педагога-психолога МБОУ "Начальная школа - детский сад"

Афанасьевой Веры Анатольевны

Для показа в рамках конкурса мной было выбрано занятие по лексической теме "Электроприборы". При планировании занятия была поставлена следующая цель: закрепление лексико-грамматических категорий в словарном запасе  детей старшего дошкольного возраста по теме "Электроприборы" посредством формирования мотивации достижения успеха и мотивации оказания помощи.

Для реализации цели занятия были выбраны следующие задачи:

коррекционно - образовательные:

активизировать, расширять и пополнять словарь по теме;

закреплять знания о бытовых электроприборах, их назначении;

закреплять навык образования существительных  мн.числа  Р.п.;

закреплять навык согласования числительного с существительным;

закреплять навыки словообразования;

упражнять в подборе глагола к существительному и составлении словосочетаний с ним;

закреплять навыки звукового анализа слов.

коррекционно – развивающие:

развивать диалогическую речь: упражнять детей в умении отвечать на вопросы полным, грамматически верным предложением, с опорой на наглядный материал и без;

способствовать  развитию умения ставить перед собой соответствующие уровню притязания цели;

развивать внимание, зрительную память, наблюдательность, фонематические процессы, связную речь;

развивать умение активно действовать в условиях простой проблемной ситуации;

развивать у детей потребность в использовании речи как первейшего условия успешной деятельности;

способствовать развитию альтруистической направленности деятельности детей.

коррекционно-воспитывающие:

воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, взаимопомощь и взаимовыручку.

Тема, цель и задачи занятия были выбраны с учетом периода обучения, возраста и уровня речевого развития детей.

Цель и задачи занятия были выполнены в полном объеме, оборудование подобрано по теме и содержанию занятия, для получения более высокой результативности детям были представлены разные виды наглядности, дидактические игры, демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, реальные объекты действительности, использовались ИКТ.

На занятии была использована интеграция образовательных областей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей дошкольного  возраста. Сочетались такие образовательные области как речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное. Построено занятие по основному принципу коррекционно-развивающего обучения: от простого к сложному. Материал для занятия подбирался с учетом логопедической последовательности и его усложнения .

Все задания проходят в игровой форме, что очень важно учитывая принцип природосообразности и принцип ведущего  вида деятельности детей дошкольного возраста.  Что так же способствовало раскрепощению детей, они чувствовали себя комфортно, все задания доносились  в форме игры, что исключило назидательный характер занятия. Прослеживалась четкая структура построения, смена видов деятельности позволяла предотвратить переутомление. Методы и приемы были доступны и понятны детям. В доброжелательной форме общалась с каждым ребенком, опираясь на разные формы активности, вызывая у детей познавательный интерес. В ходе занятия по возможности осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход. Разные по трудности задания адресовались разным детям, сопровождаясь комментариями, а иногда и "авансированной" похвалой и поддержкой, что способствовало снятию эмоционального  напряжения, снижению уровня тревожности. Во время занятия осуществлялся постоянный контроль за речью детей, тактично исправляла ошибки детей. Инструкции давались четко, ясно. Дети в процессе занятия проявляли заинтересованность, были активны, выполненные задания свидетельствуют о том, что цель занятия достигнута. Занятие было организовано в нужном темпе и ритме для дошкольников, они понимали и слушали педагога. Речь доступная, оформленная , спокойная.

Для перевода детей к более деятельному состоянию сочетала индивидуальные и совместные с педагогом формы работы.

Успешному проведению занятия способствовали оптимальные санитарно-гигиенические условия, а именно: в ход занятия была включена физкультминутка, при работе с ИКТ были включены элементы гимнастики для глаз. На протяжении занятия сохранялась высокая активность большинства детей.

Цель занятия реализовались через следующие методы:  практические: показ, пояснение, вопросы (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание ответов - индивидуально, хором, побуждение (скажи правильно, отвечаем полным красивым ответом и т.д.); наглядные: рассматривание предметных и сюжетных картин, прослушивание аудиозаписи, просмотр видеоролика; словесные: беседа. Методы отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Данный комплекс методов и приемов позволил повысить результативность освоения детьми лексико-грамматических категорий. На занятии я старалась использовать разнообразные приемы: образец речи педагога, вопросы, речевое пояснение к действиям. Приемы формирования мотивов социального поведения.  
Содержание деятельности детей на занятии соответствовало поставленной цели.

Мотивационно-целевой этап:

Организационный момент помог снять эмоциональное напряжение и чувство тревоги. Для этого я применила такой прием как "эффект навеевания", а включение сюрпризного момента (этап исходной мотивации)- звонка Нолика позволило мне включить детей в учебную деятельность на личностно значимом уровне, за счет возникновения у них потребности помочь любимому мультипликационному герою. Посредством просмотра видео ролика и ведения диалога, дети самостоятельно пришли к теме занятия. Таким образом, на этом этапе занятия: выявлена тема, обозначена проблема, поставлена цель (достичь цели - собрать послание, помочь Нолику).

На этапе актуализации опорных знаний, способов действий и мыслительных операций в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей было проведено закрепление имеющихся знаний: умения правильно употреблять существительных в единственном и множественном числе в Р.п. по теме занятия, согласовывать существительное с числительным, умение правильного грамматического оформления словосочетаний. Активизировался словарь по теме, закреплялось назначения электроприборов.

В структуру занятия согласно санитарным нормам была включена динамическая пауза, что способствовало исключению переутомления детей, кроме того во время паузы так же как и на протяжении всего занятия воспитывались доброжелательность и взаимопомощь.

На практическом этапе применения полученных знаний дети упражнялись в образовании сложных слов, продолжалась работа по ведению грамматически правильного диалога: правильно и полно отвечать на вопросы с опорой на наглядный материал и без. Самостоятельно образовывали существительные мн. числа Р.п. В процессе всего занятия использовался прием "эмоциональное поглаживание" - констатация любого даже малого успеха детей. Кроме того в ходе занятия развивались ВПФ детей, было включено задание на звуковой анализ, в котором был использован прием формирования мотивации достижения успеха с учетом уровня притязаний каждого ребенка. На данном занятии разработанный мной прием "Право выбора": способствует учету индивидуальных норм ребенка, является условием формирования мотивации достижения через выбор уровня сложности выполняемого задания. Таким образом, ребенок находиться в зоне комфорта и исключается повышенная тревожность и потребность в избегании неудачи. Кроме того мотивационная установка педагога на последнем этапе занятия стимулировала так же у детей проявления потребности в достижении цели, совместно, общими усилиями. Развивается умение сохранять цель в условиях затруднения достижения цели. Ребенок осознает конкретно свой вклад в достижение общей социально-значимой цели. Это важно для формирование каузальной атрибуции, повышающей личностную ответственность за результаты деятельности. Так же через выбор выполняемого задания у ребенка укрепляется и осознается мотив деятельности.

На предыдущих этапах занятия также осуществлялось подкрепление исходной мотивации: достижения цели - собрать послание  и развитие альтруистической направленности личности - потребности помочь Нолику. Для того, что бы поддерживать познавательный интерес, познавательную активность, желание преодолеть трудности, выйти из проблемной ситуации.

На заключительном этапе: рефлексивно-оценочном  была проведена беседа с детьми. В которую были включены вопросы, помогающие ребенку определить какие трудности он испытал в ходе занятия, оценить проделанную работу. С помощью вручения отличительных знаков у детей закрепляются положительные эмоции о проделанной работе, появляется осознание значимости приложенных усилий, сохраняется положительной эмоциональный подъем.

В занятии мною были подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие грамматически правильной диалогической речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционно-развивающим занятиям и образовательной области "речевое развитие" в целом. Отрабатываемые грамматические категории были выбраны не случайно, именно в этих формах чаще всего у детей с нарушениями речи наблюдаются стойкие многочисленные ошибки.

Анализируя проведенное занятие, могу сделать вывод, поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА

Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных  документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...

Крестики-нолики внатуре

мероприятие для детей 10-11 лет и их родителей...

"Крестики - Нолики"

Весёлая викторина,в которой дети учатся работать в команде, а также для поднятия эмоционального состояния....

Математическая игра-соревнование "Крестики-нолики" в старшей группе

Основная идея - это игра в игре. Она представляет собой подлинную игру в "Крестики-нолики". Развивает быстроту реакции и сообразительность. В игре важна как сама конкурсная система с четким, понятным ...

Крестики-нолики

Познавательно-развлекательная программа....

Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория Нолика

Создание центра экспериментирования в группах детского сада для организации исследовательской деятельности,  направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....

Алгоритм проведения самоанализа занятия. Схема самоанализа занятия.

Схема (Алгоритм) проведения самоанализа занятия предназначена для педагогов, осуществляющих образовательную деятельность сдошкольниками....