Рабочая программа «Ладушки»
рабочая программа (средняя группа) на тему
Тема: «Формирование связной речи у детей через ознакомление с художественным словом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ladushki.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Рябинушка»
Поспелихинского района Алтайского края
Рабочая программа
«Ладушки»
по теме:
«Формирование связной речи у детей через ознакомление с художественным словом»
разработчик: Капустина Светлана Анатольевна,
воспитатель высшей категории
на основании программы Н.А. Карпухиной
«Развитие речи и знакомство с художественной литературой»
с. Поспелиха,2015 г.
Пояснительная записка
К четырем годам завершается формирование ребенка, как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости. Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с культурными ценностями общества.
Взрослые - хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя, иначе как с помощью языка – важнейшего средства человеческого общения.
От культуры речи взрослого, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют общению с ним, во многом зависят успехи дошкольников.
Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребенка одной из форм познания окружающей действительности, побуждает мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала. Малыш верит слову художника. Слушая рассказ или сказку, он живет жизнью героев, как бы сам становится участником этих событий.
Яркие образы художественных произведений очень нравятся малышам. Они хорошо чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают сказки, народные песенки, стихи и потешки. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его эстетические представления.
В процессе освоения обогащается словарный запас, формируется культура речи, расширяется ее эмоциональный диапазон.
Цель программы:
Приобщить детей к художественному слову, устному народному творчеству.
Задачи:
1.Содать условия для развития творческой активности детей.
2.Совешенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3.Обгощать словарный запас, совершенствовать звуковую культуру речи, навыки связной речи.
4.Формировать опыт социальных навыков поведения создавать условия для развития творческой активности детей.
5.Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности.
Для реализации этих задач необходимо создание следующих условий:
-организации комплексной образовательной деятельности по развитию речи средствами художественной литературы;
-образовательного сотрудничества детей и взрослых;
-создание образовательной среды, способствующей социально – личностному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Данная рабочая программа встроена в систему работы по развитию речи детей среднего возраста по следующим направлениям деятельности:
-создание речевой образовательной среды;
-установление образовательного сотрудничества с родителями;
-взаимодействие с социумом (районная детская библиотека).
При разработке программы использованы следующие нормативно – правовые документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
- Конвенция о правах ребенка.
Принципы построения программы:
1.Принцип доступности изучаемого материала.
2. Здоровьесберегающий принцип, включающий в себя использование релаксации, психогимнастики и др.
3.Принцип коммуникативности, доброжелательность в отношениях между членами детского коллектива и взрослыми.
4.Принцип сотрудничества, предполагающий единение взрослого и ребенка, как равноправных партнеров.
5. Принцип учета возрастных особенностей, позволяющий рассматривать различные проблемы на доступном уровне.
Предполагаемые результаты:
- Оформление в группе детской библиотеки: стихи, потешки, сказки.
- Разработка планов-конспектов занятий по развитию речи.
- Проведение цикла экскурсий в районную детскую библиотеку.
- Изменение и развитие предметно- развивающей среды.
- Подбор и систематизация дидактического материала для работы.
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
- организовывать творческую деятельность по знакомым произведениям;
- презентовать творческие работы детям, родителям;
- преобладание положительных эмоций.
Структура программы:
Программа «Ладушки» включает 28 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого из них 15-20 минут. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Поддержанию интереса к занятию способствует использование сюрпризных моментов. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Календарно – тематическое планирование:
Октябрь
неделя | тема | цель | содержание | литература |
1 неделя | Знакомство с народными потешками и песнями | Обогатить речь ребенка, показать напевность, мелодичность, ритмичность песенок и потешек |
| Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр. 9-12 |
2 неделя | «Приходите в гости к нам» | Познакомить детей с жанровым разнообразием малых фольклорных форм: песенки, потешки. Побуждать детей отгадывать описательные загадки |
| Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.12-14 |
3 неделя | Наши любимые сказки | Познакомить дошкольников с устным народным творчеством последовательных сказок, обратить внимание на повторность событий и действий, ритмичность мест, песенок |
| Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.16-21 |
4 неделя | Сказки кота Мурлыки | Познакомить детей с новым литературным жанром – сказка. Формировать умение внимательно слушать сказку, привлекать детей к посильному участию в драматизации отдельных отрывков сказки. | Настольный театр «Теремок» русская народная сказка | Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.22-27 |
Ноябрь
1 неделя | «В гости к бабушке и дедушке» | Показать ритмическое заучивание, напевность и мелодичность песенок и потешек, помочь ребенку понять их содержание, желание повторять и использовать их самостоятельно в повседневной жизни |
| Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.34-35 |
2 неделя | «Дрема в гостях у детей» | Познакомить детей со смысловым значением содержания потешек и песенок |
| Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.36-39 |
3 неделя | «Знакомство с зарубежными сказками» | Познакомить детей с зарубежными сказками, побуждать понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять их поступки |
| Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.40-44 |
4 неделя | «Жили-были» | Развивать у детей нравственные качества, понимать смысл содержания сказки, ее мораль |
| Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.46-47 |
Декабрь
1 неделя | «Веселая плутовка» | Познакомить детей с жанровым разнообразием малых фольклорных форм: песенки, потешки | «Идет лисичка по мосту» русская народная потешка (заучивание) | Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.11 |
2 неделя | «У нас гость» | Побуждать детей воспроизводить текст потешки | «Пошел котик на Торжок» русская народная потешка (обыгрывание) | «Хрестоматия для маленьких» Стр.108 |
3 неделя | «Жадность до добра не доведет» | Знакомить детей с зарубежными сказками. Обратить внимание детей на выразительные средства языка сказок, названия сказок |
| Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.67-69 |
4 неделя | «Волшебный сундучок кота Мурлыки» | Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание, проводить простейший анализ сказок, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. |
| Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.71-73 |
Январь
3 неделя | «Дружная семейка» | Развивать связную речь у детей с помощью пересказа русских народных сказок | Настольный театр «Репка» | Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.79 |
4 неделя | «Вместе жить хорошо» | Побуждать детей воспроизводить текст сказки. Развивать словарный запас, добиваться интонационной выразительности во время пересказа | Драматизация сказки «Теремок» | Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.80-82 |
Февраль
1 неделя | Пой и играй | Формировать у детей образ героя через их поведение, развивать творческие способности | Игра с движениями «Два гуся» | «Занятия по прогулке с малышом» С.Н.Теплюк Стр.112 |
2 неделя | Непослушный козел | Побуждать детей при обыгрывании использовать выразительные средства языка, интонацию | «Как у бабушки козел» русская народная потешка (обыгрывание) | Занятия по прогулке с малышом» С.Н.Теплюк СТР.110 |
3 неделя | Встреча со сказкой | Побуждать детей понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять их поступки | Рассказывание сказки «У солнышка в гостях» | Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.111-114 |
4 неделя | Литературная викторина кота Мурлыки | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях устного творчества, выявить представления о жанровых особенностях сказки |
| Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.114-115 |
Март
1 неделя | Сказка о лисе | Знакомить детей с русскими народными и зарубежными сказками, где в одной из главных ролей выступает лиса | Настольный театр «Лиса и заяц» | Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.130 |
2 неделя | Сказка о лисе | Обратить внимание детей на развитие сюжета в сказках, на отличительные черты характера лисы | Драматизация сказки «Кот, петух и лиса» | Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.134 |
3 неделя | Сказка о лисе | Обратить внимание детей в сказках на поведение и поступки лисы |
| Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.137 |
4 неделя | Что мы знаем о лисе | Формировать у детей образ героев сказок через их поведение, поступки и черты характера |
| Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.138-139 |
Апрель
1 неделя | В стране Путаницы-перепутаницы | Познакомить дошкольников с поэтическим наследием детского писателя К.И.Чуковского, побуждать детей понимать юмористический характер литературных текстов | Чтение стихотворения «Путаница» К.К.Чуковского | Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.156-161 |
2 неделя | Трусливому зайке и пенек - волк | Побуждать детей понимать эмоционально-образное содержание шуточной сказки «У страха глаза велики» | Рассказывание сказки «У страха глаза велики» русская народная сказка | Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.163-165 |
3 неделя | Рассказываем сами «Неваляшка ждет гостей» | Показать ритмичность звучания, напевность и мелодичность потешек | Рассказывание потешки «Хозяйка мама» сопровождая текст имитациями движениями | Ф.М.Орлова «Нам весело» |
4 неделя | Кто в домике живет | Развивать творческие способности у детей | Рассказ и одновременно обыгрывание игрушек | Ф.М.Орлова «Нам весело» |
Май
1 неделя | Ласточка с весною в сени к нам летит | Формировать умение слушать и эмоционально воспринимать поэтический текст, проявлять активность при повторении любимых строф | Потешки о весне «Чирик-чик-чик», «Солнышко колоколнышко» (заучивание) | Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.209 |
2 неделя | Чему нас учат сказки коты Мурлыки | Закрепить понятие литературного жанра – сказка. Формировать устойчивый интерес к прослушиванию новых и драматизации уже знакомых сказок |
| Н.А.Карпухина «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» Стр.221-223 |
Целевые ориентиры:
В результате освоения рабочей программы, ребенок овладевает следующими речевыми умениями:
- эмоционально и выразительно передает текст художественного произведения;
- использует речь как средство общения;
- проявляет инициативу и любознательность при ознакомлении с художественной литературой;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
использует имеющийся опыт в разных видах самостоятельной культуротворческой деятельности.
Работа с родителями
Цель: включить родителей в совместную деятельность, в ходе которой, благодаря общению и сотрудничеству, происходит их сближение с детьми. Познакомить с методами развития речи в семье.
План работы с родителями
Консультация для родителей «Развитие речи посредством устного народного творчества»
Буклет для родителей: «Играем пальчиками - развиваем речь»
Консультация для родителей: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами дружить дошколятам»
Консультация для родителей: «Как выбрать сказки для детей»
Родительское собрание «Развиваем речь детей»
Литература
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.:Мозаика-Синтез, 2010
- Гербова В.В. Учусь говорить. – М.,2003
- Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких. – М.,1987
- Микляева Н.В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения: методическое пособие / Н.В.Микляева, Т.С.Мишина. – Москва: Айрис-Дидактика, 2005. – 80с.
- Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.,1976
- Федяевский В.М. Что и как рассказывать дошкольникам. – Учпедгиз, 1950
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по программе "Ладушки"
Рабочая программа по программе "Ладушки" Каплуновой , Новоскольцевой....
" Рабочая программа"по реализации дополнительной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо реализации дополнительной программы музыкального развития«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевойв образовательной области «Художественно-эстетическое развитие...
Рабочая программа «Ладушки» для детей старшей группы.
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...
Рабочая программа "Ладушки"
Учебная рабочая программа по реализации дополнительной программы "Ладушки" в образовательной области"Художественно-эстетическое развитие"....
Методическая рекомендация заполняемости "Музыкальных уголков"по рабочей программе «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой»
Методическая рекомендации заполняемости "Музыкальных уголков"по рабочей программе «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой»...
Рабочая программа по образовательной области «Музыка» . Составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой; программы по музыкально – ритмическому воспитанию детей 1,5-4 лет
Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребёнка к миру музыкального искусства с учётом ...