Программа развития профессионального мастерства педагога ДОУ на 5 лет.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Хуснутдинова Гулия Хайдаровна

Программа развития воспитателя ДОУ на 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 395 комбинированного вида»

Московского района г. Казани

Программа развития

профессионального

мастерства педагога

Выполнила: воспитатель

ДОУ № 395

Хуснутдинова
Гулия Хайдаровна

Казань, 2015

Тема самообразования: «Экологическое воспитание дошкольников».

Актуальность темы

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

 Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи: пополнить педагогическую копилку новой информацией: изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты НОД, развлечений.

План работы по самообразованию

на 2015 – 16 учебный год.

1 этап

Информационно - аналитический

2 этап

Внедрение в практику

3 этап

Представление опыта работы по теме

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка»
(Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим), 2006 г.

2. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром», 2007 г.
3. А. И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников», 2007 г.

4. Т. А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе», 2006г.

5. М. А. Рунова, А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение (Интегрированные занятия), 2006 г.
6. Изучить статьи по экологическому воспитанию детей журнала «Ребёнок в детском саду».

Презентация «Дошкольник и экология» для родительского собрания

Создание проекта

«Экологическая тропа»

Изготовить дидактические игры с использованием УМК.

Итоговая диагностика по экологическому воспитанию детей

Выступление на педсовете с анализом работы по теме самообразования.

2 этап

  1. Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию на

прогулке в ДОУ по 2 младшей группе.

  1. Составить конспекты НОД по экологическому воспитанию детей.
  2. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

3 этап Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

План повышения профессионального уровня на межаттестационный период

2010

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Образование

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, специальность — биология, квалификация по диплому - учитель биологии

ФГАОУ ВПО «К(П)ФУ», Институт психологии и образования, «Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», специальность – дошкольное образование, квалификация по диплому – воспитатель

Курс повышения квалификации

+

Аттестация

СЗД

I кв. кат

Печатные материалы в СМИ

Методическая разработка на тему: «День ПДД» (подготовительная группа) в nsportal.ru

+

+

Авторские пособия

+

Участие в конкурсах

Подготовка участника  всероссийского конкурса детского рисунка «Мир науки глазами детей», «Забавные отпечатки», «Осенний калейдоскоп», «Чудеса природы».

Участие в конкурсе «Лучшая стенгазета».

+

+

+

Участие на методических объединениях

МО «Проектная деятельность в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»

Участие на конференциях

+

Участие на семинарах

+

Развивающая предметно – пространственная среда.

Образовательные области

Зоны по областям

Года

2015 - 16

2016 - 17

2017 – 18

2018 - 19

2019 - 20

Физическое развитие

Физическая культура

Развивающая игра «Спорт», энциклопедия для детей «Спорт», атрибуты для подвижных игр, полумаски, картотека пальчиковой гимнастики, выносной материал для проведения подвижных игр на прогулке.

Наглядные пособия «Олимпийские игры», «Зимние виды спорта», картотека подвижных игр, нестандартное оборудование для развития движений, спортивная игра «Теннис».

Картотека подвижных игр, пальчиковой гимнастики, физкультмину ток, спортивная игра «Бадминтон», пикторграммы «Зимние и летние виды спорта».

Выносной материал для проведения подвижных игр на прогулке, картотека подвижных игр, полумаски.

Картотека подвижных игр, полумаски, наглядное пособие «Олимпийские чемпионы».

Здоровье

Оборудование для закаливания.

Дидактическая разработка по здоровьесберегающим технологиям, солевые дорожки.

Материалы для гимнастики для глаз, оборудование для профилактики плоскостопия.

Материалы для дыхательной гимнастики.

Методическое пособие по здоровьесберегающим технологиям.

Познавательное развитие

Сенсорный уголок

Картотека игр по сенсорному развитию, игры по ознакомлению с цветом «Помоги рыбкам», «Какого цвета?», «Воздушные шары», плакат «Цвета», большая мозаика, мелкая мозаика.

Мелкая мозаика, игры по ознакомлению с формой и величиной: «Найди свой домик», «Пирамидки».

Книжный уголок

Книги по возрасту детей.

Дополнить книгами, детскими журналами и энциклопедиями.

Дополнить книгами, детскими журналами и энциклопедиями.

Дополнить книгами, детскими журналами и энциклопедия ми.

Дополнить книгами, детскими журналами и энциклопедиями.

Уголок конструирования

Строительный (большой) материал.

Деревянный конструктор.

Методическая разработка по оригами.

Картотека игр по конструированию.

Уголок ФЭМП

Плакаты: «Цифры», «Геометрические фигуры», «Веселый счет», дидактические игры, геометрические фигуры, картотеки, раздаточный материал, счетные палочки, счет, часы, магнитная доска.

Картотеки, раздаточный материал, дидактические игры, наглядные пособия: «Цифры», «Геометрические фигуры».

Палочками Кюизенера, картотеки, раздаточный материал.

Блоки Дьенеша, картотеки, раздаточный материал.

Геометрические плоскостные фигуры.

Уголок безопасности

Наглядные пособия: «Уроки безопасности», «Дорожная азбука», «Дорожные знаки в картинках», «Транспорт», дидактические игры: «Законы улиц и дорог», «Дорожные знаки», «Цветные автомобили», картотеки игр и бесед по ПДД, макетом дороги, машинами, дорожными знаками, плакаты: «Светофор», «Дорожные знаки», ширма «Безопасность ребенка»,

Литература по ПДД «Смешуроки на дороге», «Нужные машины», «В стране дорожных знаков», картотеки игр и бесед по ПДД, дидактические игры: «Светофор», «Собери светофор».

Ширма «Правила дорожного движения», картотеки игр и бесед по ПДД, наглядные пособия.

Уголок «песок – вода»

Наглядные пособия, дидактические игры, картотеки игр с песком, с водой, эксперименты и опыты, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природные материалы.

Картотеки игр с песком, с водой, эксперименты и опыты, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природные материалы.

Атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природные материалы, картотеки игр с песком, с водой, эксперименты и опыты.

Природные материалы, картотеки игр с песком, с водой, эксперименты и опыты, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности.

Картотеки игр с песком, с водой, эксперименты и опыты, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природные материалы.

Уголок дидактичес ких игр

Наглядные пособия, дидактические игры по всем образовательным областям.

Наглядные пособия, дидактические игры по всем образовательным областям.

Наглядные пособия, дидактические игры по всем образовательным областям.

Наглядные пособия, дидактические игры по всем образовательным областям.

Наглядные пособия, дидактические игры по всем образовательным областям.

Уголок природы

Наглядные пособия, дидактические игры: «Живая природа», «Времена года», картотеки игр по экологии,  календарь природы, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природный материал, глобус, песочные часы, калейдоскоп, муляжи фруктов и овощей.

Наглядные пособия, дидактические игры, картотека прогулок в средней группе, гербарий растений, листьев деревьев, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природный материал, коллекция диких животных, коллекция семян и плодов.

Картотека прогулок в старшей группе, наглядные пособия, дидактические игры, коллекция насекомых РТ, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природный материал, коллекция домашних животных.

Коллекция бабочек РТ, наглядные пособия, дидактические игры, картотека прогулок в подготовительной к школе группе, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природный материал, коллекция птиц.

Атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природный материал, методическая разработка по экологии.

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Медицинский халат, шапочка, медицинский набор.

Дополнение лекарственными препаратами.

Дополнение лекарственными препаратами.

Дополнение лекарственными препаратами.

Дополнение лекарственными препаратами.

Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»

Фены, расчески, шампуни, гель для душа, крема, украшения.

Дополнение украшениями.

Дополнение украшениями.

Дополнение украшениями.

Дополнение украшениями.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Муляжи овощей и фруктов, кошельки.

Денежные средства, фартук продавца, муляжи продуктов питания.

Магазин игрушек.

Сюжетно – ролевая игра «Кухня»

Игрушечные столовые приборы, чайный сервиз, микроволновая печь, плита, муляжи овощей и фруктов.

Подносы, муляжи татарских национальных блюд, баночки  из под йогуртов, конфеты, чай, кофе.

Муляжи русских национальных блюд, баночки  из под йогуртов.

Уголок ряженья

Наряды для ряжения, шляпы, украшения: браслеты, бусы, повязки для волос).

Татарский национальный костюм (фартук, калфак)

Русский национальный костюм (сарафан, кокошник).

Сумки, украшения.

Уголок уединения

Фотоальбом, детские рисунки, детские журналы, игрушки из дома: куклы, медведь.

Фотоколлаж «Моя семья», дополнение альбома фотографиями.

Дополнение альбома фотографиями.

Дополнение альбома фотографиями.

Дополнение альбома фотографиями.

Художественно – эстетическое развитие

Музыкальный уголок

Картотека музыкальных игр, музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, бубны, аудиозаписи: «Звуки природы», «Песни из мультфильмов», наглядное пособие «Композиторы РТ».

Музыкальные инструменты: маракасы, гитара, картотека музыкальных игр, аудиозаписи: «Классическая музыка», «Детские сказки», наглядное пособие «Музыкальные инструменты».

Картотека музыкальных игр, дидактические игры, наглядное пособие «Композиторы РФ».

Картотека музыкальных игр, плакат «Музыкальные инструменты».

Картотека музыкальных игр.

Уголок рисования

Трафареты: «Животные Африки», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», наглядные пособия: «Народный промысел», «Дымковские игрушки»,  «Хохлома», «Городецкая роспись»,  «Гжель», раскраски.

Трафареты: «Одежда», «Дикие животные», раскраски, репродукции и картины русских художников, наглядное пособие «Художники России».

Репродукции и картины художников Татарстана, наглядное пособие «Художники РТ».

Трафареты: «Бытовые приборы».

Пейзаж, живопись, портреты.

Речевое развитие

Уголок речевых игр

Картотека речевых игр, потешки, чистоговорки, скороговорки, считалки, прибаутки, дидактические игры «Большой – маленький», «Любимые сказки».

Сюжетные картинки, иллюстрации по сказкам «Заюшкина избушка», «Малыш и Карлсон», «Винни Пух», дидактические игры «Читаем по слогам», «Найди и прочитай».

Модели для придумывания сказок, дидактические игры на речевое развитие, дидактические игры.

Азбука в картинках, азбука в буквах.

Подбор картинок для определения звука в слове, модели, модели на звуковой и слоговой состав слова (обучение грамоте).

Театральный уголок

Пальчиковый театр «Теремок», «Курочка Ряба», кукольный театр «Три поросенка», картотека театрализованных игр

Кукольный театр «Теремок», «Колобок», ширма, полумаски для инсценирования сказки «Теремок», домино «Герои сказок»

Картотека театрализованных игр, теневой театр «Ежик в тумане», «Теремок», полумаски для инсценирования сказки «Репка», наглядные пособия по русским сказкам.

Би-ба-бо, пальчиковый театр «Три медведя», наглядные пособия по зарубежным сказкам.

Полумаски для инсценирования сказок.

«Туган җирем – Татарстан»

Материалы о родном городе, образцы орнаментов татарского народа для ИЗО деятельности,

Информационный материал о России, иллюстративный материал о Москве, образцы орнаментов татарского и русского народа для ИЗО деятельности, дидактические игры по ознакомлению с элементами национального орнамента, трафареты.

Символика РФ и РТ (герб, флаг), Информационный и наглядный материал о РТ (города-4, животный, растительный мир), информационный материал о России, Башкортостане, Чувашии: (образцы орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, подвижные игры народов РТ)

Портрет Президента РФ и РТ (в папке), информационный и наглядный материал о Удмуртии, Мари-Эл, Мордовия: (образцы орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, игры), материал о композиторах, художниках РТ, их репродукции.

Дидактические игры, дополнение наглядными материалами.

УМК

Пальчиковый театр: «Шалкан», «Моя семья», CD – диск «Туган телдә сөйләшәбез» 3-4 года, иллюстрации, картины к УМК.

CD – диск «Туган телдә сөйләшәбез» 4-5 лет, дидактические игры и словесные игры, рабочие тетради к проекту «Мой дом», иллюстрации, картины к УМК.

CD – диск «Туган телдә сөйләшәбез» 5-6 лет, дидактические, словесные, ИКТ- игры, предметные картины, рабочие тетради к проекту «Играя растём», иллюстрации, картины к УМК.

CD – диск «Туган телдә сөйләшәбез» 6-7 лет, дидактические, словесные, ИКТ- игры, предметные картины, рабочие тетради к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар», иллюстрации, картины к УМК.

Дидактические, словесные, ИКТ- игры, иллюстрации, картины к УМК.

Экологический кружок «В мире природы»

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

Кружок «В мире природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в  этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Перспективный план работы с родителями детей в второй младшей группе.

Задачи:

1. Изучение социально педагогического опыта родителей, потребности родителей в воспитании детей.

2. Дать родителям знания о различных вопросах воспитания и обучения детей.

3. Привлекать родителей к проведению совместных мероприятий в ДОУ.

Фрагмент из перспективного плана работы с родителями

(приложение № 2)

 

 Месяц

Изучение социально-педагогического опыта родителей

 Информационно-просветительная работа

 Совместные мероприятия с семьями

 Сентябрь

Анкетирование «Детский сад глазами родителей».

Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье».

Мастер - класс для родителей: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»;

Выставка семейных работ «Моя семья»

 Октябрь

Анкета «Способы воспитания»;

Консультации для родителей: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»;

Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 3 – 4 лет, безопасность на дорогах»;

Осенний праздник.

 Ноябрь

Анкета «Общение родителей с детьми».

Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников».

Совместное развлечение с родителями ко Дню матери «Хорошо рядом с мамой!»

 Декабрь

Анкета: «Какие мы родители?».

Мастер – класс для родителей: «Рисуем манной крупой»;

Новогодний утренник.

Январь

«Родительская почта» - тетрадь отзывов и предложений;

Консультация для родителей:  «Прогулки и их значение»,                    

Презентация для родителей «Дошкольник и экология».

Мастер – класс для родителей: «Работа с природным и растительным материалом»;

  Февраль

Изготовление буклетов «Экология и мы»;

Памятка для родителей: «Безопасность на дорогах».

Выставка совместных творческих работ «Дорога и дети!»;

Мастер – класс для родителей: «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города».

Март

Консультации для родителей: «Ребенок и дорога»;

Рекомендация: «Воспитание любви к природе».

Праздник «Международный женский день».

Апрель

Анкета: «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье».

Консультации для родителей «Правила взаимодействия в природе».

Мастер – класс для родителей: «Поможем колобку».

 Май

Веселые старты;

Круглый стол по результатам диагностики;

 

Планируемые результаты диагностики педагогического процесса.                                

2014 - 15

2015 - 16

2016 – 17

2017 - 18

2018 - 19

Высокий

10 (42 %)

11 (44 %)

12 (52 %)

14 (56 %)

15 (60 %)

Средний

13 (54 %)

14 (56 %)

13 (48 %)

11 (44 %)

10 (40 %)

Ниже среднего

1 (4 %)

-

-

-

-

На пятилетний срок мной была поставлена задача улучшить качество образования, получаемого детьми  для достижения к 2018-2019 учебному году высоких результатов в 60%.

Приложение № 1

Перспективный план кружковой работы по экологии «В мире природы»

(подготовительная к школе группа)

Дата

Тема

Задачи

Содержание

сентябрь

«Цветы на участке осенью»

 Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение.

«Что нам осень подарила»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

«Осень в белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

«То березка, то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение.

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля

Чтение стихов: «Четыре клада…»

М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки».

октябрь

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Артикуляционная гимнастика, Игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?», конспект

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография – экспериментирование

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

 Беседа, использование художественного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови»

ноябрь

«Сколько знаю я дождей»

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.

Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей»

Пение «Туча», «Кап, кап…», музыкальная игра «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая игра «Облака», конспект

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Природные приметы Массаж пальцев «Грачи»

Птичьи заклички

Речевая игра «Кто же это?»

(конспект)

«Синичкин праздник – 12 ноября»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подвижная игра «Лиса и птицы»

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, творческие задания, подвижная игра «Зайцы и волк», беседа.

декабрь

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. 

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация.

«Защитите ель и сосну»

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака.
Развитие наблюдательности. 
Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые.

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова.

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.

январь

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Проведение опытов, подвижные игры

«Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова.

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дидактическая игра «Улетают – не улетают».

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, практическая работа

(конспект)

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда.

февраль

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания. игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения».

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;

— учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);

— закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

март

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение.

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, Подвижные игры  

«Дружные пары», «Разойдись — не упади».

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов.

апрель

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки».

«Русская березка»

Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.).

«Весенний пейзаж»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

май

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (конспект)

«Кто живёт в пруду?»

Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями,  формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде.

Рассматривание картины «Водоем»,  игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?».

«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

Беседа о яблони, вишни, сирени.

Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение, конспект.

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», музыкально – ритмическое упражнение «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей

Приложение № 2

Перспективный план работы с родителями детей в второй младшей группе.

 

 Месяц

Изучение социально-педагогического опыта родителей

 Информационно-просветительная работа

 Совместные мероприятия с семьями

 

 

 Сентябрь

  • Анкетирование «Детский сад глазами родителей».
  • Изготовление буклета: «Адаптация в детском саду»
  • Оформление родительского уголка к новому учебному году;
  • Консультация для родителей:

«Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

  • Беседа с родителями на тему: «Закаливание организма»;
  • Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье».
  • Мастер - класс для родителей: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»;
  • Выставка семейных работ «Моя семья»

 

 

 Октябрь

  • Анкета «Способы воспитания»;
  • Шпаргалки для родителей «Если ребенок испытывает страхи», «Если ребенок ябедничает»;

  • Консультации для родителей: «Возрастные особенности детей 3-4 лет», «Кризис 3х лет», «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»;

  • Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 3 – 4 лет, безопасность на дорогах»;
  • Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к осеннему  празднику;
  • Проведение осеннего праздника.

 

 

 Ноябрь

  • Анкета «Общение родителей с детьми».

  • Консультация для родителей: «Азбука  общения  с  ребенком», «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно»;
  • Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников».
  • Работа с родительским комитетом.
  • Совместное развлечение с родителями ко Дню матери «Хорошо рядом с мамой!»

 

 

 Декабрь

  • Анкета: «Какие мы родители?».

  • Консультация для родителей: «Воспитание дружеских отношений в семье»;
  • Беседа с родителями: «Вы спрашиваете, мы отвечаем»;
  • Памятка: «Правильно одевайте детей».
  • Мастер – класс для родителей: «Рисуем манной крупой»;
  • Привлечь родителей к оформлению и совместному проведению праздника

«Новый год».

 

 

 Январь

  • «Родительская почта» - тетрадь отзывов и предложений;
  • Памятка: «Преодоление детской агрессивности»;
  • Шпаргалки для родителей «Если ребенок много капризничает и плачет», «Если ребенок часто устраивает истерики».

  • Консультация для родителей:  «Прогулки и их значение»,                    
  • Памятка для родителей «Искусство наказывать и прощать», «Шесть рецептов избавления от гнева»;
  • Презентация для родителей «Дошкольник и экология».
  • Мастер – класс для родителей: «Работа с природным и растительным материалом»;
  • Привлечь родителей к уборке снега на участке детского сада;
  • Привлечь пап к очистке крыши веранды от снега;

 

 

 Февраль

  • Изготовление буклетов «Экология и мы»,

«Как помочь тревожному ребенку?»;

  • Памятка для родителей: «Безопасность на дорогах».

  • Консультации для родителей «Дыхательная гимнастика в детском саду», «Родители, будьте бдительны»;
  • Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей.
  • Выставка совместных творческих работ «Дорога и дети!»;
  • Мастер – класс для родителей: «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания

у дошкольников положительной привычки безопасного поведения

на улицах города»

  • Привлечь родителей к пополнению уголка УМК;

 

 

 Март

  • Шпаргалки для родителей «Как защитить интересы своего ребенка», «Если ребенок дерется», «Злость и жестокость»
  • Консультации для родителей:

 «Ребенок и дорога», «Особенности развития речи ребенка»;

  • Рекомендации: «Воспитание любви к природе», «Нравственное воспитание детей».
  • Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к празднику «Международный женский день»;
  • Проведения праздника «Международный женский день».
  • Привлечь родителей к оформлению огорода на окне.

 

 

 Апрель

  • Изготовление буклетов «Как правильно общаться с ребенком?»
  • Анкета: «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье»
  • Тематическая выставка: «Точечный массаж», «Гимнастика для глаз»;
  • Консультации для родителей «Правила взаимодействия в природе».
  • Привлечь родителей к изготовлению флажков и ленточек в физкультурный уголок;
  • Мастер – класс для родителей: «Поможем колобку».

 

 

 Май

  • Изготовление буклетов «Как воспитать ребенка без физического наказания»
  • Шпаргалки для родителей «Если ребенок часто обманывает», «Если ребенок упрямится», «Воровство».

  • Рекомендация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»;
  • Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
  • Веселые старты;
  • Круглый стол по результатам диагностики;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности»

В документе представлены условия организации конкурса, определены основные критерии оценки портфолио педагогов ДОУ....

Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога.

Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение . Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства  выдвинут  научно- теорет...

Программа развития профессионального мастерства педагога ДОУ на 5 лет.

Программа развития профессионального мастерства педагога ДОУ на 5 лет....

Программа повышения профессионального мастерства педагогов

Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного  роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей....

«Педагогический проект, как форма внутрифирменного обучения кадров и развития профессионального мастерства педагогов в образовательном учреждении»

Методическая разработка предназначенна для старших воспитателей и заместитетлей заведующего по учебно-воспитательной работе. В материалах представлена модель внутрифирменного обучения педагогических к...

Развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ

В статье рассмотрена тема профессионального развития педагогов ДОУ. Cозданная в ДОУ система методического сопровождения способствует профессиональному развитию, личному, творческому и м...

Управленческий проект по развитию профессионального мастерства педагогов в ДОУ. "Мир добра" Развитие личностного потенциала дошкольников через духовно-нравственное воспитание.

Управленческий проект по развитию профессионального мастерства педагогов в ДОУ. "Мир добра" Развитие личностного потенциала дошкольников через духовно-нравственное воспитание....