Программа развития профессионального мастерства педагога ДОУ на 5 лет.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 395 комбинированного вида»
Московского района г. Казани
Программа развития
профессионального
мастерства педагога
Выполнила: воспитатель
ДОУ № 395
Хуснутдинова
Гулия Хайдаровна
Казань, 2015
Тема самообразования: «Экологическое воспитание дошкольников».
Актуальность темы
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи: пополнить педагогическую копилку новой информацией: изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты НОД, развлечений.
План работы по самообразованию
на 2015 – 16 учебный год.
1 этап Информационно - аналитический | 2 этап Внедрение в практику | 3 этап Представление опыта работы по теме | ||||||
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. | ||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка» 2. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром», 2007 г. | 4. Т. А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе», 2006г. 5. М. А. Рунова, А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение (Интегрированные занятия), 2006 г. | Презентация «Дошкольник и экология» для родительского собрания | Создание проекта «Экологическая тропа» | Изготовить дидактические игры с использованием УМК. | Итоговая диагностика по экологическому воспитанию детей | |||
Выступление на педсовете с анализом работы по теме самообразования. | ||||||||
2 этап
прогулке в ДОУ по 2 младшей группе.
| ||||||||
3 этап Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. |
План повышения профессионального уровня на межаттестационный период
2010 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Образование | Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, специальность — биология, квалификация по диплому - учитель биологии | ФГАОУ ВПО «К(П)ФУ», Институт психологии и образования, «Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», специальность – дошкольное образование, квалификация по диплому – воспитатель | |||||
Курс повышения квалификации | + | ||||||
Аттестация | СЗД | I кв. кат | |||||
Печатные материалы в СМИ | Методическая разработка на тему: «День ПДД» (подготовительная группа) в nsportal.ru | + | + | ||||
Авторские пособия | + | ||||||
Участие в конкурсах | Подготовка участника всероссийского конкурса детского рисунка «Мир науки глазами детей», «Забавные отпечатки», «Осенний калейдоскоп», «Чудеса природы». Участие в конкурсе «Лучшая стенгазета». | + | + | + | |||
Участие на методических объединениях | МО «Проектная деятельность в физическом развитии и оздоровлении дошкольников» | ||||||
Участие на конференциях | + | ||||||
Участие на семинарах | + |
Развивающая предметно – пространственная среда.
Образовательные области | Зоны по областям | Года | ||||
2015 - 16 | 2016 - 17 | 2017 – 18 | 2018 - 19 | 2019 - 20 | ||
Физическое развитие | Физическая культура | Развивающая игра «Спорт», энциклопедия для детей «Спорт», атрибуты для подвижных игр, полумаски, картотека пальчиковой гимнастики, выносной материал для проведения подвижных игр на прогулке. | Наглядные пособия «Олимпийские игры», «Зимние виды спорта», картотека подвижных игр, нестандартное оборудование для развития движений, спортивная игра «Теннис». | Картотека подвижных игр, пальчиковой гимнастики, физкультмину ток, спортивная игра «Бадминтон», пикторграммы «Зимние и летние виды спорта». | Выносной материал для проведения подвижных игр на прогулке, картотека подвижных игр, полумаски. | Картотека подвижных игр, полумаски, наглядное пособие «Олимпийские чемпионы». |
Здоровье | Оборудование для закаливания. | Дидактическая разработка по здоровьесберегающим технологиям, солевые дорожки. | Материалы для гимнастики для глаз, оборудование для профилактики плоскостопия. | Материалы для дыхательной гимнастики. | Методическое пособие по здоровьесберегающим технологиям. | |
Познавательное развитие | Сенсорный уголок | Картотека игр по сенсорному развитию, игры по ознакомлению с цветом «Помоги рыбкам», «Какого цвета?», «Воздушные шары», плакат «Цвета», большая мозаика, мелкая мозаика. | Мелкая мозаика, игры по ознакомлению с формой и величиной: «Найди свой домик», «Пирамидки». | |||
Книжный уголок | Книги по возрасту детей. | Дополнить книгами, детскими журналами и энциклопедиями. | Дополнить книгами, детскими журналами и энциклопедиями. | Дополнить книгами, детскими журналами и энциклопедия ми. | Дополнить книгами, детскими журналами и энциклопедиями. | |
Уголок конструирования | Строительный (большой) материал. | Деревянный конструктор. | Методическая разработка по оригами. | Картотека игр по конструированию. | ||
Уголок ФЭМП | Плакаты: «Цифры», «Геометрические фигуры», «Веселый счет», дидактические игры, геометрические фигуры, картотеки, раздаточный материал, счетные палочки, счет, часы, магнитная доска. | Картотеки, раздаточный материал, дидактические игры, наглядные пособия: «Цифры», «Геометрические фигуры». | Палочками Кюизенера, картотеки, раздаточный материал. | Блоки Дьенеша, картотеки, раздаточный материал. | Геометрические плоскостные фигуры. | |
Уголок безопасности | Наглядные пособия: «Уроки безопасности», «Дорожная азбука», «Дорожные знаки в картинках», «Транспорт», дидактические игры: «Законы улиц и дорог», «Дорожные знаки», «Цветные автомобили», картотеки игр и бесед по ПДД, макетом дороги, машинами, дорожными знаками, плакаты: «Светофор», «Дорожные знаки», ширма «Безопасность ребенка», | Литература по ПДД «Смешуроки на дороге», «Нужные машины», «В стране дорожных знаков», картотеки игр и бесед по ПДД, дидактические игры: «Светофор», «Собери светофор». | Ширма «Правила дорожного движения», картотеки игр и бесед по ПДД, наглядные пособия. | |||
Уголок «песок – вода» | Наглядные пособия, дидактические игры, картотеки игр с песком, с водой, эксперименты и опыты, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природные материалы. | Картотеки игр с песком, с водой, эксперименты и опыты, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природные материалы. | Атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природные материалы, картотеки игр с песком, с водой, эксперименты и опыты. | Природные материалы, картотеки игр с песком, с водой, эксперименты и опыты, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности. | Картотеки игр с песком, с водой, эксперименты и опыты, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природные материалы. | |
Уголок дидактичес ких игр | Наглядные пособия, дидактические игры по всем образовательным областям. | Наглядные пособия, дидактические игры по всем образовательным областям. | Наглядные пособия, дидактические игры по всем образовательным областям. | Наглядные пособия, дидактические игры по всем образовательным областям. | Наглядные пособия, дидактические игры по всем образовательным областям. | |
Уголок природы | Наглядные пособия, дидактические игры: «Живая природа», «Времена года», картотеки игр по экологии, календарь природы, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природный материал, глобус, песочные часы, калейдоскоп, муляжи фруктов и овощей. | Наглядные пособия, дидактические игры, картотека прогулок в средней группе, гербарий растений, листьев деревьев, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природный материал, коллекция диких животных, коллекция семян и плодов. | Картотека прогулок в старшей группе, наглядные пособия, дидактические игры, коллекция насекомых РТ, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природный материал, коллекция домашних животных. | Коллекция бабочек РТ, наглядные пособия, дидактические игры, картотека прогулок в подготовительной к школе группе, атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природный материал, коллекция птиц. | Атрибуты и пособия для исследовательской деятельности, природный материал, методическая разработка по экологии. | |
Социально – коммуникативное развитие | Сюжетно – ролевая игра «Больница» | Медицинский халат, шапочка, медицинский набор. | Дополнение лекарственными препаратами. | Дополнение лекарственными препаратами. | Дополнение лекарственными препаратами. | Дополнение лекарственными препаратами. |
Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» | Фены, расчески, шампуни, гель для душа, крема, украшения. | Дополнение украшениями. | Дополнение украшениями. | Дополнение украшениями. | Дополнение украшениями. | |
Сюжетно – ролевая игра «Магазин» | Муляжи овощей и фруктов, кошельки. | Денежные средства, фартук продавца, муляжи продуктов питания. | Магазин игрушек. | |||
Сюжетно – ролевая игра «Кухня» | Игрушечные столовые приборы, чайный сервиз, микроволновая печь, плита, муляжи овощей и фруктов. | Подносы, муляжи татарских национальных блюд, баночки из под йогуртов, конфеты, чай, кофе. | Муляжи русских национальных блюд, баночки из под йогуртов. | |||
Уголок ряженья | Наряды для ряжения, шляпы, украшения: браслеты, бусы, повязки для волос). | Татарский национальный костюм (фартук, калфак) | Русский национальный костюм (сарафан, кокошник). | Сумки, украшения. | ||
Уголок уединения | Фотоальбом, детские рисунки, детские журналы, игрушки из дома: куклы, медведь. | Фотоколлаж «Моя семья», дополнение альбома фотографиями. | Дополнение альбома фотографиями. | Дополнение альбома фотографиями. | Дополнение альбома фотографиями. | |
Художественно – эстетическое развитие | Музыкальный уголок | Картотека музыкальных игр, музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, бубны, аудиозаписи: «Звуки природы», «Песни из мультфильмов», наглядное пособие «Композиторы РТ». | Музыкальные инструменты: маракасы, гитара, картотека музыкальных игр, аудиозаписи: «Классическая музыка», «Детские сказки», наглядное пособие «Музыкальные инструменты». | Картотека музыкальных игр, дидактические игры, наглядное пособие «Композиторы РФ». | Картотека музыкальных игр, плакат «Музыкальные инструменты». | Картотека музыкальных игр. |
Уголок рисования | Трафареты: «Животные Африки», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», наглядные пособия: «Народный промысел», «Дымковские игрушки», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Гжель», раскраски. | Трафареты: «Одежда», «Дикие животные», раскраски, репродукции и картины русских художников, наглядное пособие «Художники России». | Репродукции и картины художников Татарстана, наглядное пособие «Художники РТ». | Трафареты: «Бытовые приборы». | Пейзаж, живопись, портреты. | |
Речевое развитие | Уголок речевых игр | Картотека речевых игр, потешки, чистоговорки, скороговорки, считалки, прибаутки, дидактические игры «Большой – маленький», «Любимые сказки». | Сюжетные картинки, иллюстрации по сказкам «Заюшкина избушка», «Малыш и Карлсон», «Винни Пух», дидактические игры «Читаем по слогам», «Найди и прочитай». | Модели для придумывания сказок, дидактические игры на речевое развитие, дидактические игры. | Азбука в картинках, азбука в буквах. | Подбор картинок для определения звука в слове, модели, модели на звуковой и слоговой состав слова (обучение грамоте). |
Театральный уголок | Пальчиковый театр «Теремок», «Курочка Ряба», кукольный театр «Три поросенка», картотека театрализованных игр | Кукольный театр «Теремок», «Колобок», ширма, полумаски для инсценирования сказки «Теремок», домино «Герои сказок» | Картотека театрализованных игр, теневой театр «Ежик в тумане», «Теремок», полумаски для инсценирования сказки «Репка», наглядные пособия по русским сказкам. | Би-ба-бо, пальчиковый театр «Три медведя», наглядные пособия по зарубежным сказкам. | Полумаски для инсценирования сказок. | |
«Туган җирем – Татарстан» | Материалы о родном городе, образцы орнаментов татарского народа для ИЗО деятельности, | Информационный материал о России, иллюстративный материал о Москве, образцы орнаментов татарского и русского народа для ИЗО деятельности, дидактические игры по ознакомлению с элементами национального орнамента, трафареты. | Символика РФ и РТ (герб, флаг), Информационный и наглядный материал о РТ (города-4, животный, растительный мир), информационный материал о России, Башкортостане, Чувашии: (образцы орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, подвижные игры народов РТ) | Портрет Президента РФ и РТ (в папке), информационный и наглядный материал о Удмуртии, Мари-Эл, Мордовия: (образцы орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, игры), материал о композиторах, художниках РТ, их репродукции. | Дидактические игры, дополнение наглядными материалами. | |
УМК | Пальчиковый театр: «Шалкан», «Моя семья», CD – диск «Туган телдә сөйләшәбез» 3-4 года, иллюстрации, картины к УМК. | CD – диск «Туган телдә сөйләшәбез» 4-5 лет, дидактические игры и словесные игры, рабочие тетради к проекту «Мой дом», иллюстрации, картины к УМК. | CD – диск «Туган телдә сөйләшәбез» 5-6 лет, дидактические, словесные, ИКТ- игры, предметные картины, рабочие тетради к проекту «Играя растём», иллюстрации, картины к УМК. | CD – диск «Туган телдә сөйләшәбез» 6-7 лет, дидактические, словесные, ИКТ- игры, предметные картины, рабочие тетради к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар», иллюстрации, картины к УМК. | Дидактические, словесные, ИКТ- игры, иллюстрации, картины к УМК. |
Экологический кружок «В мире природы»
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Кружок «В мире природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Перспективный план работы с родителями детей в второй младшей группе.
Задачи:
1. Изучение социально педагогического опыта родителей, потребности родителей в воспитании детей.
2. Дать родителям знания о различных вопросах воспитания и обучения детей.
3. Привлекать родителей к проведению совместных мероприятий в ДОУ.
Фрагмент из перспективного плана работы с родителями
(приложение № 2)
Месяц | Изучение социально-педагогического опыта родителей | Информационно-просветительная работа | Совместные мероприятия с семьями |
Сентябрь | Анкетирование «Детский сад глазами родителей». | Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье». | Мастер - класс для родителей: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»; Выставка семейных работ «Моя семья» |
Октябрь | Анкета «Способы воспитания»; | Консультации для родителей: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»; | Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 3 – 4 лет, безопасность на дорогах»; Осенний праздник. |
Ноябрь | Анкета «Общение родителей с детьми». | Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников». | Совместное развлечение с родителями ко Дню матери «Хорошо рядом с мамой!» |
Декабрь | Анкета: «Какие мы родители?». | Мастер – класс для родителей: «Рисуем манной крупой»; Новогодний утренник. | |
Январь | «Родительская почта» - тетрадь отзывов и предложений; | Консультация для родителей: «Прогулки и их значение», Презентация для родителей «Дошкольник и экология». | Мастер – класс для родителей: «Работа с природным и растительным материалом»; |
Февраль | Изготовление буклетов «Экология и мы»; Памятка для родителей: «Безопасность на дорогах». | Выставка совместных творческих работ «Дорога и дети!»; Мастер – класс для родителей: «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города». | |
Март | Консультации для родителей: «Ребенок и дорога»; Рекомендация: «Воспитание любви к природе». | Праздник «Международный женский день». | |
Апрель | Анкета: «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье». | Консультации для родителей «Правила взаимодействия в природе». | Мастер – класс для родителей: «Поможем колобку». |
Май | Веселые старты; Круглый стол по результатам диагностики; |
Планируемые результаты диагностики педагогического процесса.
2014 - 15 | 2015 - 16 | 2016 – 17 | 2017 - 18 | 2018 - 19 | |
Высокий | 10 (42 %) | 11 (44 %) | 12 (52 %) | 14 (56 %) | 15 (60 %) |
Средний | 13 (54 %) | 14 (56 %) | 13 (48 %) | 11 (44 %) | 10 (40 %) |
Ниже среднего | 1 (4 %) | - | - | - | - |
На пятилетний срок мной была поставлена задача улучшить качество образования, получаемого детьми для достижения к 2018-2019 учебному году высоких результатов в 60%.
Приложение № 1
Перспективный план кружковой работы по экологии «В мире природы»
(подготовительная к школе группа)
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
сентябрь | «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение. |
«Что нам осень подарила» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» | |
«Осень в белые туманы» | Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. | Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. | |
«То березка, то рябинка» | Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. | Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение. | |
«Доброе, хорошее солнце» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля | Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки». | |
октябрь | «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. | Артикуляционная гимнастика, Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?», конспект |
«Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Нетрадиционная техника рисования: кляксография – экспериментирование | |
«Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, использование художественного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови» | |
ноябрь | «Сколько знаю я дождей» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. | Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей» Пение «Туча», «Кап, кап…», музыкальная игра «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая игра «Облака», конспект |
«Воробьишка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» Природные приметы Массаж пальцев «Грачи» Птичьи заклички Речевая игра «Кто же это?» (конспект) | |
«Синичкин праздник – 12 ноября» | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подвижная игра «Лиса и птицы» | |
«Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стихотворений, творческие задания, подвижная игра «Зайцы и волк», беседа. | |
декабрь | «Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация. |
«Защитите ель и сосну» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию | |
«Плыли по небу тучки» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. | Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова. | |
«Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность. | |
январь | «Зимняя красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект |
«Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Проведение опытов, подвижные игры «Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова. | |
«Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Беседа, игра «Накорми птицу», дидактическая игра «Улетают – не улетают». | |
«Мороз – удивительный художник» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, практическая работа (конспект) | |
«Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | Беседа с элементами труда. | |
февраль | «Дикие животные в лесу зимой» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания. игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения». |
«Лаборатория добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей | Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле. | |
«Наблюдение за сезонными изменениями» | формировать представления об изменениях в природе; — учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); — закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. | Использование художественного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?». | |
март | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стихотворения “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение. |
«Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. | Наблюдение, Подвижные игры «Дружные пары», «Разойдись — не упади». | |
«Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. | |
«Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов. | |
апрель | «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. | Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки». |
«Русская березка» | Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность | |
«Пернатые гости» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.). | |
«Весенний пейзаж» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года». | |
май | «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (конспект) |
«Кто живёт в пруду?» | Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде. | Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?». | |
«Цветущие деревья» | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. | Беседа о яблони, вишни, сирени. Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар | |
«Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение, конспект. | |
«Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей | Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», музыкально – ритмическое упражнение «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей |
Приложение № 2
Перспективный план работы с родителями детей в второй младшей группе.
Месяц | Изучение социально-педагогического опыта родителей | Информационно-просветительная работа | Совместные мероприятия с семьями |
Сентябрь |
|
«Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».
|
|
Октябрь |
|
|
|
Ноябрь |
|
|
|
Декабрь |
|
|
«Новый год». |
Январь |
|
|
|
Февраль |
«Как помочь тревожному ребенку?»;
|
|
у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
|
Март |
|
«Ребенок и дорога», «Особенности развития речи ребенка»;
|
|
Апрель |
|
|
|
Май |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности»
В документе представлены условия организации конкурса, определены основные критерии оценки портфолио педагогов ДОУ....
Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога.
Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение . Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства выдвинут научно- теорет...
Программа развития профессионального мастерства педагога ДОУ на 5 лет.
Программа развития профессионального мастерства педагога ДОУ на 5 лет....
Программа повышения профессионального мастерства педагогов
Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей....
«Педагогический проект, как форма внутрифирменного обучения кадров и развития профессионального мастерства педагогов в образовательном учреждении»
Методическая разработка предназначенна для старших воспитателей и заместитетлей заведующего по учебно-воспитательной работе. В материалах представлена модель внутрифирменного обучения педагогических к...
Развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ
В статье рассмотрена тема профессионального развития педагогов ДОУ. Cозданная в ДОУ система методического сопровождения способствует профессиональному развитию, личному, творческому и м...
Управленческий проект по развитию профессионального мастерства педагогов в ДОУ. "Мир добра" Развитие личностного потенциала дошкольников через духовно-нравственное воспитание.
Управленческий проект по развитию профессионального мастерства педагогов в ДОУ. "Мир добра" Развитие личностного потенциала дошкольников через духовно-нравственное воспитание....