«Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников»
методическая разработка

Степочкина Светлана Анатольевна

Цель: познакомить педагогов с использованием ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «ТРИЗ технология», раскрыть цель данной технологии;

2. Подробно рассказать о каждом этапе алгоритма решения изобретательских задач и проиллюстрировать конкретными примерами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка для педагогов на тему:

«Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с использованием ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «ТРИЗ технология», раскрыть цель данной технологии;

2. Подробно рассказать о каждом этапе алгоритма решения изобретательских задач и проиллюстрировать конкретными примерами.

Своё выступление хотелось бы начать со слов советского писателя Генриха Сауловича Альтшуллера: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта».

В своей методической разработке я расскажу об одной очень известной технологии, которая называется технология ТРИЗ. И как ее можно использовать в развитии креативных способностей дошкольников.

Что такое креативные способности дошкольников?

Креативные (творческие) способности представляют собой набор качеств, благодаря которым дошкольник мыслит нестандартно и может создавать уникальные, принципиально новые результаты в своей деятельности. 

Что значит ТРИЗ? Теория Решения Изобретательских Задач. Идея создания программы ТРИЗ принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру, по его словам, «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Алгоритм решения изобретательских задач

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

https://urok.1sept.ru/articles/314082/img1.gif

I этап. Ситуация – задача, которую нужно решить

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Игра «Да-Нетка» или «Угадай, что я загадала»

Например: воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы        (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу.

Игра «Помоги Золушке»

«Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?».

Предположительные ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно раскатать пустой бутылкой или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; нарезать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжелым прижимать.

II этап. Противоречие – должен потому что …,

не должен потому что …

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Предложена ситуация

Например: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?».

Предположительные ответы детей: на черного зайца легче охотиться лисе; его будет хорошо видно на снегу; теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля, а гулять ему теперь надо только ночью; ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.

Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель выбирает объект и предлагает детям найти положительные и отрицательные качества данного объекта. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на первом этапе игры воспитатель называет «плохо», а дети «хорошо». Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет «хорошо», другая – «плохо», соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?»).

III этап. ИКР – оптимальный результат, полученный наименьшими затратами

На третьем этапе проходит работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Коллаж из сказок

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

«Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .».

Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Например, сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Например, сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

«Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .».

Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому

Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – «Крошечка –Хаврошечка».

Сказка по-новому – «Хаврошечка злая и ленивая».

Сказки от «живых» капель и клякс

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Глядя на них, ребенок сможет увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что напоминает?».

Далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы «живых» капель, клякс помогают сочинить сказку.

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников» Воспитатель: Степочкина С . А . «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта » - Г. С . Альтшуллер .

Слайд 2

Что такое креативные способности дошкольников? Креативные (творческие) способности представляют собой набор качеств, благодаря которым дошкольник мыслит нестандартно и может создавать уникальные, принципиально новые результаты в своей деятельности.

Слайд 3

Что такое ТРИЗ? Т – теория Р – решения И – изобретательских З - задач Идея создания программы ТРИЗ принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру , по его словам: «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».

Слайд 4

Цели и задачи ТРИЗ Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы . ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Слайд 5

Алгоритм решения изобретательских задач Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам :

Слайд 6

I этап. Ситуация – задача, которую нужно решить На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Слайд 7

Игра « Да- Нетка » или «Угадай, что я загадала» Например : воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу.

Слайд 8

Игра «Помоги Золушке» «Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто ?». Предположительные ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно раскатать пустой бутылкой или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; нарезать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжелым прижимать.

Слайд 9

II этап. Противоречие – должен потому что …, не должен потому что … На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма .

Слайд 10

Предложена ситуация Например : »Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то , такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?». Предположительные ответы детей: на черного зайца легче охотиться лисе; его будет хорошо видно на снегу; теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля а гулять ему теперь надо только ночью; ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.

Слайд 11

Игра «Хорошо-плохо» Воспитатель выбирает объект и предлагает детям найти положительные и отрицательные качества данного объекта. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на первом этапе игры воспитатель называет «плохо», а дети «хорошо». Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет «хорошо», другая – «плохо», соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо ?» ).

Слайд 12

III этап. ИКР – оптимальный результат, полученный наименьшими затратами На третьем этапе проходит работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Слайд 13

Коллаж из сказок Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. « Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .». Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя .

Слайд 14

Знакомые герои в новых обстоятельствах Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Например, сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Слайд 15

Спасательные ситуации в сказках Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. «Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .». Предложите свои варианты спасения котенка.

Слайд 16

Сказки, по-новому Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты . Старая сказка – »Крошечка – Хаврошечка ». Сказка по-новому – » Хаврошечка злая и ленивая».

Слайд 17

Сказки от «живых» капель и клякс Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Г лядя на них, ребенок сможет увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «На что похожа твоя или моя клякса ?», «Кого или что напоминает ?». Д алее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы «живых» капель, клякс помогают сочинить сказку.

Слайд 18

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.  

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей ка...

Использование нетрадиционных способов рисования в развитии креативных способностей дошкольников

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм рисования нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и кот...

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности по образовательной области «Художественное творчество

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельност...

Сообщение на тему "Триз технологии в развитии креативных способностей дошкольников"

Период дошкольного детства заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей дошкольников. Следовательно, задача ДОУ - создать такую обстановку, в которой возможно максимально...

Мастер-класс «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей»

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое воображение, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.Поэтому тема моего мастер-класса ...

Консультация для воспитателей "Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников"

ТРИЗ для дошкольников- это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность....