Как использовать ТРИЗ для развития креативных способностей у детей
статья

Карнеевич Елена Валентиновна

Дети легко и быстро понимают игры на основе ТРИЗ. Они позволяют вольно и легко общаться с миром, который для взрослых стал привычной ежедневной рутиной. Дети, вооруженные алгоритмом решения изобретательских задач, даже проигрывая, теряя любимую игрушку, умеют видеть в ситуации не только отрицательный момент, но и огромное число возможностей для развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как использовать ТРИЗ для развития креативных способностей у детей

Наблюдения за жизнью убеждают меня в том, что успешные люди далеко не те, кто хорошо учились в школе, а те, кто своим воображением разрушают шаблоны и стереотипы, ищут что-то новое в привычных предметах. Так были созданы компьютеры, изобретен интернет, самолет и многое другое. Поэтому я всегда подчеркиваю важность развития творческого мышления детей.

ТРИЗ придумал наш соотечественник Генрих Альтшуллер, положив в ее основу принципы диалектики. Если объяснять максимально просто, диалектика говорит о том, что противоположностей не существует даже в рамках одного предмета. Вот камень, он недвижим и в тоже время постоянно движется, ведь каждый атом в нем совершает свой путь. Наверное, поэтому дети так легко и быстро понимают игры на основе ТРИЗ, ведь они позволяют вольно и легко обращаться с миром, который для взрослых стал привычной ежедневной рутиной. Дети, вооруженные алгоритмом решения изобретательских задач, даже проигрывая, теряя любимую игрушку на улице, умеют видеть в ситуации не только отрицательный момент, но и огромное число возможностей для дальнейшего развития.

ТРИЗ – игры для дошкольников — с чего начать?

А начнем мы с самого простого. Диалектические задачи для дошкольников начинаются с поиска противоположностей в окружающих ребенка предметах. Они очень нравятся и малышам, и детям постарше, поскольку их мир соткан из противоречий, благодаря которым сказочные герои и волшебство легко вписываются во все их занятия.

Игра 1. Скажи наоборот.

Знакомимся с антонимами. Игра очень простая: ребенок должен подобрать к названному вами слову его противоположность. Кстати, ее простота позволяет играть в нее очень быстро и в любое время. Можно использовать мяч.

С малышами от трех-четырех лет подбирайте антонимы к существительным (лето-осень, ночь-день), прилагательным (веселый-грустный, верхний-нижний), глаголам (ломать-строить, надеть-снять), наречиям (низко-высоко, тепло-холодно). Когда вы видите, что ребенок готов, можно меняться местами с ребенком: пусть он называет вам слова, а вы – противоположности к ним (думаю, ваши специальные ошибки сделают совместную игру еще более радостной).

С шестилеткой игра «Скажи наоборот» будет иметь огромный успех после прочтения сказки. Пусть малыш назовет героев, противопоставленных друг другу по разным признакам, чертам характера. К примеру, в сказке «Иван-царевич и Серый Волк» есть такие противопоставления: добрый Иван — злые братья, легкомысленный Иван – серьезный Волк. Начать можно с только что прочтенной сказки.

Игра 2. Открытие противоположностей.

Бывает так, что противоположности встречаются нам в одном предмете (объекте, явлении). Эта игра подойдет и для дома и для прогулки. Четырехлетние дети с удовольствием поищут твердое и мягкое на дереве (твердая — кора и ветки, мягкое – листья и почки) или на доме (твердый кирпич и мягкий мох). Чтобы эта игра не наскучила, попросите малыша оценить каждый признак с позиции хорошо-плохо: твердая кора – это хорошо, ведь дерево защищено от ветра и холода, а плохо, если она отпадет и упадет кому-то на голову.

Такие прогулочные игры можно продолжить и с пятилетними детьми, только теперь пусть они ищут противоположности сами, а ваша задача – назвать предмет, в котором их нужно найти. Какие противоположности есть у витрины магазина (прочность и хрупкость), у пробегающей мимо собаки (мягкая шерсть и твердые зубы) и так далее.

В пять-шесть лет можно поискать противоположности внутри какого-либо общего признака, например, «формы» предмета. Ребенок должен не просто назвать антонимы, спрятавшиеся внутри этого понятия (плоский-объемный), но и назвать предметы, где они проявляются (мяч на картине плоский, а если в него играть — объемный).

Отличный материал для этой игры с шестилетним ребенком также предоставляют сказки. Вот только в ней, в отличие от «Скажи наоборот» нужно искать противоположности уже в рамках одного и того же героя. В той же сказке «Иван-царевич и Серый Волк» волк проявляет себя и как злой персонаж, который съел коня героя, и как добрый, когда помогает Ивану.

Игра «Открытие противоположностей» пригодится в очередях, в дороге и во время долгих ожиданий. По очереди называйте пару противоположностей любого предмета по одному признаку. Обычный ключ может стать отправной точкой такой игры. Он по цвету тусклый и блестящий (металлическая часть блестит, а пластиковая нет), а малыш отмечает его производительность – нужный и бесполезный (нужен, чтобы открыть дверь, но от сломанного замка), в свою очередь вы замечаете его форму – узкий в железной части и широкий в пластиковой. Такая игра не требует дополнительных приспособлений, кроме тех, что есть вашей сумке.

Я привела примеры некоторых задачах ТРИЗ, которые помогают дошкольнику развить сильное мышление. Оно научит малыша избегать шаблонов, мешающих достижению успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.  

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и кот...

Мастер-класс "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей»

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое воображение, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.Поэтому тема моего мастер-класса ...

План профессионального самообразования воспитателя Подготовительной группы Машковой Т.С Тема: «Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

План профессионального самообразования воспитателя "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность"...

«Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с использованием ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников.Задачи:1. Познакомить с понятием «ТРИЗ технология», раскрыть цель данной технологии;2...

Консультация для воспитателей "Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников"

ТРИЗ для дошкольников- это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность....