Консультация для родителей "Как воспитать самостоятельность и активность в процессе обучения"
консультация (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация.
Советы родителям.
«Как воспитать самостоятельность
и активность в процессе обучения»
Главной задачей любой образовательной деятельности (далее ОД) является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи используют разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы, оценка и т.д. Следует подчеркнуть, что только правильное их использование позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания одновременно.
Так, если объяснять причины какого-то природного явления, но не опираться на знания детей, не привлекать их личный опыт, не организовывать наблюдения, то он не вызывает у ребенка настойчивого стремления к самостоятельному поиску ответа, и усвоение нового происходит механически, формально.
Если же при встрече с очередным детским «почему», правильно оценив возможности ребенка, наводящими вопросами, рассуждениями помочь ему самому что-то припомнить, сравнить, приложить усилия, подумать, то вместе с поиском правильного решения у дошкольника формируется настойчивость, самостоятельность мышления. Найденный самостоятельно ответ доставляет ребенку радость победы. Он убеждается в своих возможностях, а это делает его более уверенным, самостоятельным, упорным в решении учебных задач.
Руководя деятельностью ребенка, надо стремиться сделать процесс обучения интересным, добиваться выполнения задания, организованного поведения.
Надо придавать обучению воспитывающий характер, при котором дошкольник не только получит знания, но и приобретет такие черты характера, как воля, стремление к получению качественного результата, интерес к учебной деятельности.
Какие же возможности для нравственного воспитания заложены в самих методах обучения?
Одной из наиболее важных воспитательных задач является формирование активности, при которой ребенок принимает каждую поставленную перед ним учебную задачу и прилагает усилия для ее решения. Он активен при рассматривании картины, анализе образца рисунка. В процессе выполнения заданий ребенок руководствуется полученными указаниями; он старателен и сосредоточен при разучивании стихотворений, прослушивании рассказа.
Воспитание у ребенка активности во многом зависит от того, насколько заинтересовывает его содержание предлагаемых учебных заданий, а используемые методы обучения вовлекают в процесс деятельности. В свою очередь, активное участие в учебном процессе ведет к развитию нравственно-волевых качеств: настойчивости, старательности, целеустремленности.
Рассмотрим наиболее распространенные методы и приемы обучения.
Важное место в обучении занимает игровой метод. В условиях игры легче активизировать внимание ребенка, удержать его внимание на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям.
Такое же значение имеют и дидактические игрушки, использование которых в качестве учебного материала позволяют учить ребенка сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме.
Однако практика показывает, что обилие игровых приемов не позволяет воспитывать у детей привычку к систематическому труду, чувство ответственности, умение прилагать усилия, преодолевать трудности.
Одним из эффективных приемов является постановка вопросов. Вопросы заставляют ребенка прилагать умственные усилия, побуждают к целенаправленной работе.
Качественному выполнению учебной задачи способствует прием мотивация заданий.
К подготовительной к школе группе у детей уже должны быть сформированы достаточный опыт деятельности на занятиях, умение сразу приниматься за выполнение задания. Это позволяет начинать занятие прямо с постановки учебной задачи.
Чтобы научить ребенка самостоятельно определять последовательность работы, анализировать образец, контролировать и оценивать собственные действия. С этой целью надо использовать пояснения и указания. Однако надо следить за тем, чтобы их не было слишком много.
На занятии широко используется прием оценки.
Умение взрослого найти положительные стороны в каждом ответе, тактично, но внушительно указать на ошибки и причину этих ошибок, способствует формированию навыков учебной деятельности.
Так перед ребенком раскрывается его ближайшее будущее: жизнь в школе среди сверстников; а школьные правила предстают в виде конкретных жизненных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ по познавательной активности в процессе детского эксперементирования детей старшего дошкольного возраста
Одно из направлений экспериментальной деятельности, которое мы активно используем,- опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. О...
Консультация для педагогов «Развитие творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования в образовательной области «Художественное творчество»
Материал для педагогов ДОО...
Консультация для педагогов "Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности"
Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчи...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Роль театрализованной игровой деятельности в процессе обучения татарскому языку»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Роль театрализованной игровой деятельности в процессе обучения татарскому языку»...
Статья «Формирование двигательной самостоятельности и активности у детей 6-7 лет в процессе физического воспитания».
laquo;Формирование двигательной самостоятельности и активности у детей 6-7 лет в процессе физического воспитания»....
Консультация для родителей "Организация самостоятельной двигательной активности для детей дошкольного возраста"
Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия ...
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и активности детей»
Консультация для родителей«Развитие самостоятельности и активности детей»Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с ранн...