Консультация для родителей "Как воспитать самостоятельность и активность в процессе обучения"
консультация (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация.
Советы родителям.
«Как воспитать самостоятельность
и активность в процессе обучения»
Главной задачей любой образовательной деятельности (далее ОД) является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи используют разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы, оценка и т.д. Следует подчеркнуть, что только правильное их использование позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания одновременно.
Так, если объяснять причины какого-то природного явления, но не опираться на знания детей, не привлекать их личный опыт, не организовывать наблюдения, то он не вызывает у ребенка настойчивого стремления к самостоятельному поиску ответа, и усвоение нового происходит механически, формально.
Если же при встрече с очередным детским «почему», правильно оценив возможности ребенка, наводящими вопросами, рассуждениями помочь ему самому что-то припомнить, сравнить, приложить усилия, подумать, то вместе с поиском правильного решения у дошкольника формируется настойчивость, самостоятельность мышления. Найденный самостоятельно ответ доставляет ребенку радость победы. Он убеждается в своих возможностях, а это делает его более уверенным, самостоятельным, упорным в решении учебных задач.
Руководя деятельностью ребенка, надо стремиться сделать процесс обучения интересным, добиваться выполнения задания, организованного поведения.
Надо придавать обучению воспитывающий характер, при котором дошкольник не только получит знания, но и приобретет такие черты характера, как воля, стремление к получению качественного результата, интерес к учебной деятельности.
Какие же возможности для нравственного воспитания заложены в самих методах обучения?
Одной из наиболее важных воспитательных задач является формирование активности, при которой ребенок принимает каждую поставленную перед ним учебную задачу и прилагает усилия для ее решения. Он активен при рассматривании картины, анализе образца рисунка. В процессе выполнения заданий ребенок руководствуется полученными указаниями; он старателен и сосредоточен при разучивании стихотворений, прослушивании рассказа.
Воспитание у ребенка активности во многом зависит от того, насколько заинтересовывает его содержание предлагаемых учебных заданий, а используемые методы обучения вовлекают в процесс деятельности. В свою очередь, активное участие в учебном процессе ведет к развитию нравственно-волевых качеств: настойчивости, старательности, целеустремленности.
Рассмотрим наиболее распространенные методы и приемы обучения.
Важное место в обучении занимает игровой метод. В условиях игры легче активизировать внимание ребенка, удержать его внимание на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям.
Такое же значение имеют и дидактические игрушки, использование которых в качестве учебного материала позволяют учить ребенка сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме.
Однако практика показывает, что обилие игровых приемов не позволяет воспитывать у детей привычку к систематическому труду, чувство ответственности, умение прилагать усилия, преодолевать трудности.
Одним из эффективных приемов является постановка вопросов. Вопросы заставляют ребенка прилагать умственные усилия, побуждают к целенаправленной работе.
Качественному выполнению учебной задачи способствует прием мотивация заданий.
К подготовительной к школе группе у детей уже должны быть сформированы достаточный опыт деятельности на занятиях, умение сразу приниматься за выполнение задания. Это позволяет начинать занятие прямо с постановки учебной задачи.
Чтобы научить ребенка самостоятельно определять последовательность работы, анализировать образец, контролировать и оценивать собственные действия. С этой целью надо использовать пояснения и указания. Однако надо следить за тем, чтобы их не было слишком много.
На занятии широко используется прием оценки.
Умение взрослого найти положительные стороны в каждом ответе, тактично, но внушительно указать на ошибки и причину этих ошибок, способствует формированию навыков учебной деятельности.
Так перед ребенком раскрывается его ближайшее будущее: жизнь в школе среди сверстников; а школьные правила предстают в виде конкретных жизненных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ по познавательной активности в процессе детского эксперементирования детей старшего дошкольного возраста
Одно из направлений экспериментальной деятельности, которое мы активно используем,- опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. О...

Консультация для педагогов «Развитие творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования в образовательной области «Художественное творчество»
Материал для педагогов ДОО...

Консультация для педагогов "Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности"
Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчи...

Консультация для родителей "Организация самостоятельной двигательной активности для детей дошкольного возраста"
Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия ...

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и активности детей»
Консультация для родителей«Развитие самостоятельности и активности детей»Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с ранн...
Консультация для родителей "Развитие самостоятельности и активности у дошкольников"
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда он начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше - и чем раньше, тем больших ус...

Консультация для педагогов «Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности»
Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчивости, что является составля...