Консультация для родителей "Организация самостоятельной двигательной активности для детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Боронина Наталья Юрьевна

Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigat.aktivnost.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Организация самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста

Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых ребёнком в процессе дня. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку. Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности и самым благоприятным. Дети обладают богатым творческим воображением, познавательной активностью, интересом ко всему новому, высокой эмоциональностью и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.

Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма.

Ограничение  двигательной активности  ребенка противоречит биологическим потребностям растущему организму, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляет рост, снижает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, приводит к задержке умственного и сенсорного развития).  

Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит, прежде всего, наличие  различных массажёров, дорожек для ходьбы и бега, устройств для развития ловкости, координации и др. физкультурных пособий.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

  • Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)
  • В дверных проемах можно укрепить тренажер «Попади в кольцо», на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в «Классики». Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр.
  • Кроме того, дома хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Основным компонентом предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон.

Если в семье имеются в наличии эти основные предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей. Родителям  необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.

В домашних условиях родители должны выделять круг основных предметов для самостоятельной двигательной активности ребенка дошкольника.

Развивающая среда дома:

Предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку-мешок для метания мячей, простейшие тренажеры: мини-велотренажер, мини-стоппер - «ступеньки», мяч-прыгунок и лыжи.

Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты.

На основе различных движений советуем родителям придумать весёлые подвижные игры с детьми, которые можно объединить одним сюжетом, например, который можно позаимствовать из литературных произведений, сказок, знакомых малышу («Колобок»«Айболит»«Мойдодыр», «Кто сказал «Мяу!»). Предложите ребёнку походить «как медведь», попрыгать как зайчик, а вот Колобок убегает от волка «по мостику» (пройти по дощечке или между двумя шнурами, или Колобок, убегая, проползает  «под поваленным деревом» (натянутым шнуром, скакалкой или поставленным вертикально обручем).

Можно придумывать различные несложные двигательные упражнения, позволяющие равномерно распределить нагрузку на все тело ребенка — так называемая зарядка для самых маленьких («Заводные игрушки»).  Можно использовать музыкальное сопровождение: включать песенки их любимых мультфильмов. По окончании следует сменить характер музыкального сопровождения на спокойный и расслабляющий, чтобы ребенка было легче переключить на другой вид деятельности.

Во время подвижных игр и упражнений следует следить за нагрузкой, так как излишняя физическая активность ведёт к переутомлению малыша, перевозбуждению его нервной системы. В таком случае, необходимо ненавязчиво предложить более спокойные упражнения, или «переключить» внимание ребёнка на более спокойный вид деятельности.  

 

Родителям необходимо помнить о том, что нагрузки для ребенка должны быть регулярными и увеличиваться постепенно, по мере физического развития ребёнка, а предложенные движения не должны быть сложными не только в плане нагрузки, но и в плане выполнения. Только в таком случае движение будет приносить ребенку радость и удовольствие. Можно заниматься хотя бы по 10-15 минут, зато каждый день.

Так же желательно, чтобы занятия физическими упражнениями или подвижные игры с детьми проходили на свежем воздухе, или в хорошо проветренном помещении. Необходимо позаботиться о том, чтобы одежда ребенка не стесняла его движений, была удобной, соответствовала температуре окружающей среды.  

Советуем родителям в условиях семьи использовать следующие физкультурно-оздоровительные элементы:

  • утреннюю гимнастику;
  • хороводные игры-забавы;
  • подвижные игры;
  • спортивно-развлекательные игровые комплексы;
  • гимнастику для глаз;
  • элементы самомассажа;
  • закаливающие процедуры (с учетом здоровья детей);

Двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Здорового ребенка не нужно заставлять – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проанализировать причины и в дальнейшем создавать более благоприятные условия.

Повышение самостоятельной деятельности детей - одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

 

Консультацию подготовила: воспитатель Боронина Н.Ю.

Сайт: http://detsad118.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста

         « Развитие тактильно-двигательной активности у детей...

использование нетрадиционного физкультурного оборудования для повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с нетрадиционным  физкультурным оборудованием "Колечки"...

Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей дошкольного возраста

Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные про...

Консультация для педагогов "Значение двигательной активности для детей дошкольного возраста"

Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников является приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. За многие годы коллективом ДОУ наработан определенный алгоритм развития двига...

Консультация для родителей. Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей дошкольного возраста

Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей дошкольного возраста. Совет или правила для родителей. Как быстро  организовать игру, и в какие игры можно по...