Консультация для педагогов «Развитие творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования в образовательной области «Художественное творчество»
консультация на тему
Материал для педагогов ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_hudozhestvennoe_eksperimentirovanie.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Светлячок»
Консультация для педагогов
Тема: «Развитие творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования в образовательной области «Художественное творчество»
Составила:
Старший воспитатель
Абрашина Светлана Александровна
Г.Богородск
2015г.
На сегодняшний день Федеральный государственный стандарт ( ФГОС) определили познавательно-исследовательскую деятельность как один из приоритетных видов детской деятельности. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения .
Экспериментирование возможно и при реализации задач образовательной области «Художественное творчество», это экспериментирование с цветом, с использованием света, смешивание красок, использование различных художественных материалов для художественного творчества дошкольников.
Во второй младшей группе: для реализации задач программы «Детство»используются следующие методы и приемы. Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов (карандашей, красок): их обследование, освоение предметных действий, демонстрация возможностей («карандаш оставляет след на бумаге, с его помощью можно нарисовать солнышко, и цветок, и цыпленка»; «краска — пачкается, ею можно оставлять красивые яркие отпечатки, кляксы, набирать на кисть, раскрашивать»), игровое экспериментирование с материалами (мазать ладошки, набирать на кисточку краску, рассматривать отпечатки).
Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием. В ситуации «игры-экспериментирования» с материалами формирует умение подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), соответствующие изображаемому предмету. Знакомит детей с некоторыми оттенками (розовый, голубой, серый). Учит создавать изображение с использованием одного, двух и нескольких цветов.
В средней группе :для реализации задач используется экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Можно ли рисовать вишневым соком (помадой)?», «Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?»), использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных нетрадиционных техник в аппликации (ватные шарики, кусочки смятой бумаги, соль, песок, конфетти), в рисовании (отпечатки ладони, предметов, картофельных штампов), в лепке (цветное тесто, влажная вата и т. п.)
В старшей и подготовительной группе для реализации задач используются детские игровые проекты: «Лаборатория невиданных скульптур» (экспериментирование с бросовым материалом) «Секреты художников» ,организация интегрированных по содержанию образовательных ситуаций:
В ситуации «дружба красок»-вопросы для активизации поиска следующие: «Можно ли рисовать пищевыми продуктами (свеклой,морковью,ягодами)?, «Какие секреты окрашивания используют наши мамы сейчас?» (окрашивание яиц луковой шелухой)
В ситуации « секреты украшения торта(предмета одежды) предусматривает перебор вариантов украшения основы, например круга- располагая элементы по периметру, по диагонали, от центра ит.п.
( в ходе которого изучаются с детьми приемы и способы рисования и вместе с детьми делаются соответствующие выводы. ) Творческое экспериментирование с изобразительными материалами, познание свойств различных изобразительных материалов, а также освоение нетрадиционных изобразительных техник- Свойства цвета: теплая, холодная, контрастная или сближенная гаммы; насыщенные или приглушенные тона; прозрачность и плотность цветового тона. Изменчивость цвета в природе, в определенных условиях освещения, при изменении погоды. Способы получения новых цветовых тонов и оттенков путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон.
Структура проведения игр - экспериментирования:
- Постановка, формулирование проблемы ( познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов( придумывание с детьми знаков и символов, с помощью которых можно увидеть как ребенок освоил способы смешивания красок и др.);
- вопросы детей («Гриб-это растение?»: «Да ,потому что он растет, у него есть корешки»)
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы
а.) внешние ( новизна, необычность объекта)-в качестве нового объекта можно подобрать : какую-либо техническую игрушку или предмет.
Б.)тайна, сюрприз; мотив помощи;
В.) познавательный мотив;
Г.)ситуация выбора.
Т.О. Вывод: овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием в изобразительной деятельности способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности .
Использованная литература:
1. Лыкова И.А. Путешествие с палитрой: художественное экспериментирование (дидактическая сказка) // Изобразительное творчество и дизайн в детском саду «Цветной мир», - 2008. - № 2 ; 2009.- № 3 .
2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. - М.: ООО «Карапуз» : ТЦ «Сфера», 2007.
3.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: ООО «Карапуз» : ТЦ «Сфера»,2007.
4.Рыжова Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова
Л.В, Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Экспериментирование в образовательной области Художественное творчество""
Консультация для педагогов по теме "Экспериментирование в образовательной области Художественное творчество" .Нетрадиционные виды рисования в разных возрастных группах,использование нетрадиционн...
Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности по образовательной области «Художественное творчество
Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельност...
Консультация для воспитателей «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая н...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»....
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие творческо-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования»
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие творческо-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования»Современная экологическая ситуация в мире требует изменения повед...
«Развитие творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования»
Папуа по самообоазованию...
Консультация для родителей «Развитие поисково-исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования в домашних условиях» Средняя группа – 4-5 лет
Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития детей....