Знакомство детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами на различных занятиях
материал на тему
Знакомство детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами на различных занятиях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Знакомство детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами на различных занятиях
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. Малые формы фольклора (загадки, скороговорки, потешки, а также считалки, дразнилки, колыбельные песни и многое другое) используются не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема внедрения в речь детей дошкольного возраста малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста: формируется восприимчивость к звучащей, ритмической, музыкальной речи, они помогают им учится говорить, побуждая к подражанию словам и звукам
Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.
По мнению ученых-педагогов ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью, т.к. у ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
Потешки помогают в формировании культурно-гигиенических навыков: «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса» и др.
Использование малых фольклорных форм имеет большое значение при проведении продуктивных видов деятельности. Например, при проведении лепки на тему «Зернышки», можно рассказать детям о птичках, которым очень холодно и голодно зимой, спеть песенку:
Маленькая птичка прилетела к нам,
Маленькой птичке зернышки я дам.
Маленькая птичка зернышки клюет,
Маленькая птичка песенки поет.
Вызвав у малышей чувство сострадания, предложить помочь птичке – вылепить из пластилина зернышки.
На изодеятельности на тему «Дождик», выкладывая тучку на фланелеграфе , прочитать потешку:
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Под ритм потешки воспитанники рисуют капельки дождя.
Малые фольклорные формы используются и в НОД по конструированию. По теме «Домик для друзей» можно использовать потешки:
Строим, строим, строим дом.
По кирпичику кладем.
С каждым днем все выше дом,
Вот такой уж вырос он.
Это чей? Это чей?
Домик чей из кирпичей?
Это дети строят дом
Чтобы куклы жили в нем.
Огромную роль малые жанры фольклора играют в физическом воспитании детей, где можно использовать и песенки, и потешки, и считалки.
Зашагали наши ножки, топ-топ-топ,
Прямо, прямо по дорожке, топ-топ-топ,
Ну-ка, веселее, топ-топ-топ,
Вот как мы умеем, топ-топ-топ.
Известно, что созданию положительного эмоционального настроя, развитию речи способствуют и музыкальные занятия (разучивание песен, музыкальных игр). Дети показывают как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, весело скачет зайчик.
Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняется значения слов, которые дети услышат в потешке, с видами потешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". Также колыбельные песни могут использоваться в сюжетно-ролевых играх.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей, они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
В доступной для детей форме рассказывается о том, что в пословицах и поговорках собрана вся мудрость, живущая в народе, что старинные пословицы употребляются в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Многие русские народные сказки заканчиваются пословицей или поговоркой. Например, после прочтения сказки "Лиса и журавль" попросить объяснить ,что означает пословица "Как аукнется, так и откликнется". При знакомстве с русской народной сказкой ««У страха глаза велики» объяснить, как они поняли название сказки.
Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития математических способностей дошкольников. Задания, предлагаемые детям в фольклорных формах, часто требуют нестандартного решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, у дошкольников развивается смекалка, воображение, творческое мышление. Необходимо использовать следующие методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике:
- включение фольклора в математические занятия не должно быть самоцелью; он должен органично вписываться в сценарий занятия и адекватно решать поставленные математические цели и задачи;
- перед включением фольклорных форм в занятие, необходимо уточнить, знают ли дети, используемые в них слова, понятен ли смысл;
- народные подвижные игры можно использовать в качестве физкультминуток на занятиях по математике;
- при выборе фольклорного материала лучше сначала использовать тот, который создан в том крае, стране, где живёт ребёнок, таким образом приобщая его к культурному наследию своего народа.
Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все знают и много говорят. Он решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точно, образно выражать свои мысли, делиться впечатлениями от увиденного, услышанного и прочитанного. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»
«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...
«Здоровым быть это модно!» Система работы по развитию социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста 6-7 лет через различные педагогические технологии по программе «Разговор о правильном питании»
Методическая разработка по формированию у детей целостного отношения к собственному здоровью с выделением главного компонента — культуры питания и развитие социально-бытовых компетенций, связанн...
Знакомство детей раннего возраста с геометрической формой
Консультация для родителей...
Презентация проекта:« Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в различные виды математической деятельности.»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...
Презентация к проекту "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА"
Актуальность: дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя н...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...
Конспект занятия: "Знакомство детей дошкольного возраста с черлидингом".
Черлидинг - это модная смесь спорта и индустрии развлечений. Зажигательный танец, захватывающие дух акробатические трюки, задорные кричалки украшают разные развлекательные мероприятия, всевозможные пр...