Преемственность детского сада и школы
учебно-методический материал на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад №80
143000, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново-Спортивная, д.12
План
работы по преемственности
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ центрА развития ребенка - детскОГО садА № 80И
мУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОдинцовскОГО лицеЯ № 6 им а.с. пушкина
на 2016-2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_yurkova_2016-17.docx | 466.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад №80
143000, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново-Спортивная, д.12
ПЛАН
РАБОТЫ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКОГО САДА № 80 И
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОДИНЦОВСКОГО ЛИЦЕЯ № 6 ИМ А.С. ПУШКИНА
на 2016-2017 учебный год
г. Одинцово 2016г
Пояснительная записка
Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Утверждение и реализация Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности ДОУ и школы.
На современном этапе (в связи с реализацией ФГОС ДО) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.
Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта -обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в ДОУ. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в ДОУ решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций в ходе НОД. Ребенка необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других. В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
• ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
• ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
• ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
• ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.
• ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Стратегическая идея:
· обеспечение высокого уровеня развития личности ребенка;
Приоритетные направления для начальной школы:
· формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребёнка благом, основной формой самовыражения;
Приоритетные направления для ДОУ:
· раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный и безболезненный переход ребёнка в школу.
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования, реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.
Задачи:
согласование целей и задач дошкольного и школьного начального образования;
создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;
обеспечение условий для реализации плавного перехода детей от игровой к учебной деятельности;
преемственность учебных планов и программ дошкольного и начального школьного образования.
Направления в работе по преемственности:
1. Согласование целей на дошкольном и начальном уровнях по созданию равных стартовых возможностей для будущих первоклассников.
2. Обогащение содержания образования в начальной школе и ДОУ в соответствии с ФГОС НО и ФГОС ДО.
3. Совершенствование форм и методов организации обучения в ДОУ и начальной школе.
Организационно-методическое обеспечение включает:
- совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
- совместная деятельность в вопросах эффективности работы учителей начальной школы и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе;
- семинары-практикумы;
- взаимопосещения занятий, изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей;
- разработка и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
Работа с детьми включает:
- организацию адаптационных занятий с детьми;
- совместную работу по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”;
- совместное проведение праздников, спортивных мероприятий, выставок детского творчества.
Система конструктивного взаимодействия педагогов и родителей включает:
- совместное проведение родительских собраний, круглых столов;
- проведение дней открытых дверей;
- посещение уроков, НОД и адаптационных занятий родителями и педагогами;
- консультации психолога и учителя;
- организация экскурсий по школе:
- привлечение родителей к организации детских праздников, выставок детского творчества.
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.
Ожидаемые результаты
Целенаправленная работа по преемственности дошкольного и начального общего образования должна способствовать:
- Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
- личностного развития ребенка;
- укрепления его психического и физического здоровья;
- целостного восприятия картины окружающей действительности;
- формированию социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
- преодоление разноуровневой подготовки дошкольников.
- Созданию единой системы диагностических методик.
- Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
- Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранение желания дошкольников учиться и развиваться
- Организации работы по предшкольному образованию, как возможность лучшего понимания детей и выстраивания системы работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Совместный план работы ДОУ и начальной школы по реализации проблемы преемственности
№ п/п | Мероприятия | Цель мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Оформление стенда и страницы на сайте дошкольного учреждения «Для вас родители, будущих первоклассников» | Информирование родителей о подготовке детей к школе | В течение года | Руководитель ОУ Старший воспитатель Педагоги ДОУ |
2. | Взаимопосещение воспитателями ДОУ уроков в 1-м классе начальной школы и учителем начальных классов НОД в ДОУ | Знакомство педагогов ДОУ с методами и приёмами, применяемых на уроках учителями начальной школы. Знакомство учителей начальной школы с методами и приёмами, применяемыми в ходе НОД в ДОУ. Выявление возможных ошибок при обучении и воспитании дошкольников и учащихся начальной школы. Методы их коррекции. | В течение года | Руководитель ОУ Учитель начальных классов Педагоги ДОУ |
3 | Диагностика готовности первоклассника к школьному обучению | Выявление уровня готовности первоклассников к школьному обучению | По плану ОУ | Руководитель Учитель начальных классов |
4 | Диагностика готовности детей подготовительной группы к обучению в первом классе | Выявление готовности детей подготовительной группы к школьному обучению | Октябрь Апрель | Педагоги ДОУ Педагог-психолог ДОУ |
5 | Дни методического взаимодействия ДОУ – начальная школа по теме: «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» (открытые уроки в первых классах для педагогов ДОУ) | Выявление уровня адаптации воспитанников в школе. Знакомство педагогов с системно-деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках реализации ФГОС) | Октябрь | Руководитель Учитель начальных классов |
6 | Изучение организации учебно-воспитательного процесса первоклассников в адаптационный период | Создание благоприятных условий для адаптации к школе | Сентябрь | руководитель |
7 | Ознакомительная экскурсия в школу «Рабочее место ученика» | Знакомство дошкольников со школой, классом, местом ученика | Октябрь | Учитель начальных классов Педагоги ДОУ |
8 | Круглый стол «Вопросы преемственности по вопросам физического воспитания в ДОУ и школе» | Выработка единых подходов в работе Знакомство с опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий на дошкольной и начальной ступени образования | Ноябрь | Педагоги школы и ДОУ Старший воспитатель Инструктор по физической культуре ДОУ |
9 | Совместное заседание педагогов ДОУ и ОУ Общие понимания и требования готовности ребенка к школе | Выстраивание педагогами ДОУ и школы общей стратегии готовности ребенка к школе. | Декабрь | Руководитель ОУ Учитель начальных классов Педагоги ДОУ |
10 | Проведение совместного педагогического совета “ Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста” | Выявление особенностей программ по речевому развитию Подготовка к школе воспитанников ДОУ согласно программным требованиям ДОУ и школы. | Декабрь | Руководитель ОУ Учитель начальных классов Педагоги ДОУ |
11 | Круглый стол «Период адаптации первоклассника к школьному обучению» | Подготовка родителей старших дошкольников к переходу детей в новый социальный статус первоклассника. | Январь | Родители Педагоги ДОУ |
12 | Творческая встреча по теме «Подходы к мониторингу достижений старших дошкольников и младших школьников» | Определение единых подходов к оцениванию достижений старших дошкольников и младших школьников | Февраль | Руководитель ОУ Учителя начальных классов Педагоги ДОУ |
13 | Консультация «Будущий первоклассник – какой он?» (Портрет первоклассника в системе ФГОС) | Ознакомление с новыми методами и подходами к развитию ребенка в условиях реализации ФГОС | Февраль | Руководитель ОУ Учителя начальных классов Педагоги ДОУ |
14 | Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу. | Выявление уровня школьной зрелости у воспитанников подготовительной группы. Координация путей формирования и развития школьно значимых функций для воспитанников подготовительной группы, имеющих низкий уровень школьной зрелости. Выявление воспитанников подготовительной группы со средним и высоким уровнем школьной зрелости и наметка путей повышения и поддержания уровня школьной мотивации. | Апрель-май | Учитель начальных классов Педагоги ДОУ |
15 | Проведение совместной родительской конференции “Подготовка к школе в системе “ДОУ – семья – школа” | Привлечение родителей к обучению детей в школе. Формулировка задач ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Обозначение требований учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе. | Февраль | Учителя начальной школы Педагоги ДОУ |
16 | Экскурсии воспитанников дошкольной группы в школу | Знакомство воспитанников дошкольной группы со школой, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой. Создание для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе. | Март | Учителя начальной школы Педагоги ДОУ |
17 | Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!” | Выявление творческого потенциала детей старшего дошкольного и школьного возраста. | Апрель | Учитель начальной школы Педагоги ДОУ |
18 | Круглый стол для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка” | Помощь родителям в решении педагогических проблем. | Март - май | Учитель начальной школы Педагоги ДОУ |
19 | Родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Знакомимся со школой» | Обозначение для родителей будущих первоклассников программных требований к выпускнику ДОУ. Ознакомление с программой, учебными пособиями. | По плану ОУ | Учитель начальной школы |
20 | Совещание «Правила приема детей в 1-й класс образовательных учреждений» | Определение показателей готовности ребенка к школе. Карта готовности ребенка к школьному обучению. Правила приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений | По плану ОУ | Руководитель ОУ |
21 | Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы» | Составление примерного плана совместной работы школы и ДОУ на следующий учебный год. Подведение итогов совместной работы школы и ДОУ по решению проблемы преемственности. | Апрель-май | Руководитель ОУ Руководитель ДОУ Старший воспитатель Учитель начальной школы |
22 | «Все стало вокруг голубым и зеленым» выставка рисунков детей ДОУ и учащихся | Выявление творческого потенциала детей старшего дошкольного и школьного возраста | апрель | Учитель начальной школы Педагоги ДОУ |
23 | Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!” | Создание для будущего выпускника ДОУ условия возникновения предпосылок и желания к учебной деятельности в школе. | Май | Учитель начальной школы Педагоги ДОУ |
Старший воспитатель МБДОУ центра
развития ребенка- детского сада №80
Е.А. Юркова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по преемственности детского сада и школы
Вопросы преемственности со школой составляют основное зерно моей работы. Научные принципы, сбалансированные действия ДОУ и школы, совместная работа по созданию Договора о преемственности, вопрос...
доклад о преемственности детского сада со школой
доклад о преемственности детского сада со школой...
Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...
Проект по преемственности детского сада и школы «Дети, в школу собирайтесь!»
обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования...
Концерт "Наш любимый детский сад" по преемственности детского сада и школы.
Концерт был показан в рамках сотрудничества детского сада и школы перед учителями школы и воспитателями детского сада. Выступление детей очень понравилось, было ярким, разнообразным, красочным и...
Преемственность детского сада и школы - образовательная деятельность на тему: « Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)
Преемственность детского сада и школы - образовательная деятельность на тему:« Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)...
Проект по преемственности детского сада и школы "Дети, в школу собирайтесь!"
Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, на оборот, - учёт учителем достигнутого общег...