художественно-эстетическое развитие детей-дошкольников. Методы, приемы и основные направления
статья на тему

Ткаченко Марина Васильевна

Художественно-эстетическое воспитание в ДОУ основывается на сложном и длительном процессе: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_6.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Изобразительная деятельность в детском саду формирует у детей мелкую моторику, внимание, образное мышление, воображение и художественный вкус. Они также свою деятельность учатся планировать и  начатую работу довести до конца.

На занятиях дети работают красками, со свойствами глины и пластилина знакомятся. Шаг за шагом одолевают работу с природными и с иными самыми многообразными материалами.

Помимо классических приемов употребления материалов инновационные художественные техники и приемы педагог предлагает. На занятиях дети учатся технике рисования пальчиками, ладошкой, обрывной бумагой, перчатками, кляксографией и т. д.

Различают два типа занятий по изобразительной деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем (усвоение нового программного материала, повторение пройденного), и на тему, избранную всяким ребенком (по его замыслу).

Избрание того или другого типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями.

В младших группах усвоение нового программного материала меньше места занимает, чем занятия по укреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия для работы детей по личному желанию обыкновенно отводится.

Во второй младшей группе приблизительно треть занятий рисованию или лепке может быть отведена на свободные темы, избранные самими малышами. Главная цель таких занятий — укрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно употреблять усвоенные приемы.

В средней группе повторение изученного программного материала — укрепление навыков изображения центральное место продолжает занимать, однако повышается число времени на усвоение нового программного материала.

В старшей и подготовительной группах работе по замыслу детей главное место отводится. Цель таких занятий — формирование умений самостоятельно устанавливать тему работы, употреблять усвоенные приемы изображения.

Основные направления художественно-эстетического развития детей-дошкольников.

Художественно-эстетическое воспитание в ДОУ основывается на сложном и длительном процессе: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной – творческой деятельности, среди которых большое место занимает

-  изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация),

-  конструирование и ручной труд,

-  музыкальное воспитание,

-  культурно- досуговая деятельность,

- самостоятельная деятельность детей .

Что становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Методы, технологии и приёмы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

- наглядные;

- словесные;

- практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана другая классификация методов. Авторами этой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

- информативно - рецептивный;

- репродуктивный;

- исследовательский

- эвристический;

- метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

        рассматривание;

        наблюдение;

        экскурсия;

        образец воспитателя;

        показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

        беседу;

        рассказ, искусствоведческий рассказ;

        использование образцов педагога;

        художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

        прием повтора;

        работа на черновиках;

        выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую–либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество педагога с детьми.

Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые. Во всех вышеназванных методах и приёмах, используемых в развитии изобразительной деятельности и художественно-эстетическом воспитании дошкольников существенная роль отводится педагогу-воспитателю, знанию им современных технологий и психолого-возрастных особенностей развития детей на различных этапах дошкольного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей. Этапы. Основные направления работы.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связано, прежде всего, с  социальной значимостью речи и  ролью в формировании личности. В связной речи реали...

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми логопедических групп.

Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми коррекционных групп...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развить с использованием нетрадиционных методов рисования «Однажды в стране Рисовандии» (средняя группа)

КонспектНепосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развить с использованием нетрадиционных методов рисования«Однажды в стране Рисовандии»(средняя группа)...

Формирование художественно-эстетических навыков с помощью игровых методов к курсу “Актуализация требований ФГОС ДО к художественно-эстетическому развитию детей”

Одна из характерных и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них. Если взрослые не могут или не хотят объяснять детям то, что их интересуе...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...