Традиционные формы работы с семьей в ДОУ
материал на тему

Тельнова Елена Александровна

Традиционные формы работы с семьей в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на следующие вопросы:

  1. Вызывает ли у вас беспокойство состояние связной речи вашего ребенка?
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  1. Почему вы выбрали такой вариант ответа на первый вопрос анкеты?

__________________________________________________________

__________________________________________________________
__________________________________________________________

  1. Как часто вы беседуете со своим ребенком

____________________________________________________________

  1.  Какие темы вы обсуждаете?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Считаете ли вы, что одних бесед достаточно для развития речи ребенка?

_______________________________________________________________

  1. Какие формы общения вы еще используете?

_______________________________________________________________

  1. С какими формами работы по развитию у ребенка связной речи вы хотели бы ознакомиться?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________

  1. Какие формы получения нужных сведений вы предпочитаете?
  • Консультации воспитателей и  логопеда
  • Открытые просмотры занятий с детьми
  • Совместная деятельность с ребенком в условиях детского сада
  • Чтение специальной литературы
  • Что-то другое; укажите, что именно

_______________________________________________________________

Благодарим вас за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

             Какое место занимает физкультура в вашей семье?

  1. ФИО, образование, количество детей в семье

 ______________________________________________________

_______________________________________________________

  1. Кто из родителей занимался или занимается спортом? Каким видом? _____________________________________________
  2. Есть ли в Вашем доме спортивный снаряд? Какой? ____________________________________________________
  3. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?

____________________________________________________

     5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня?    (Да, нет)

     6. Соблюдает ли ребенок режим?   (Да, нет)

     7. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику?

          Мама (да, нет), папа (да, нет), дети (да, нет), взрослые вместе                             с детьми (да, нет).

     Регулярно, нерегулярно.

8. Соблюдает ли Ваш ребенок правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы и т.п.)

9. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?

     Да, нет.

11. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?

     ____________________________________________________

12. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?

    _____________________________________________________

13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (да, нет, иногда).

14. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (да., нет, иногда).

15. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

- подвижные игры                           - спортивные игры

- настольные игры                           - просмотр телепередач

- конструирование                                   - чтение книг

- музыкально-ритмическая деятельность

     



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

«ДЕТСКИЙ САД ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ»

  1. Назовите документы, с которыми вас когда-либо знакомили в ДОУ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Имеете ли Вы представление о воспитательно-образовательных программах ДОУ?

________________________________________________________________

  1. Назовите сотрудников, специалистов ДОУ, с которыми Вы общаетесь в ДОУ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие формы взаимодействия ДОУ и семьи знакомы родителям? За чем вы приходите в ДОУ (исключая моменты, когда приводите и забираете детей?)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Ощущаете ли вы себя заказчиком на образовательные услуги, предосталяемые ДОУ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей

(из опыта работы )

Информационно-аналитический блок

Практический блок

Контрольно-оценочный блок

Направление

- Сбор и анализ сведений о  родителях и детях;

- изучение семей их трудностей и запросов;

- выявление готовности семьи сотрудничать с д/с

1. Просвещение родителей с целью повышения их психолого-педагогической, правовой культуры;

2. Развитие творческих способностей, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс

- Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий проводимых в детском саду

Формы и методы работы

- анкетирование;

- интервьюирование;

- наблюдение;

- изучение медицинских карт;

- заполнение   документации  группы (дневник группы, карта семьи и тд)

- день открытых дверей для родителей;

- родительские конференции;

- родительские встречи;

- групповая библиотека методической    литературы;

- индивидуальные беседы, консультации;

- наглядные формы:

 *информация в родительском уголке,

 *папки – передвижки,

 *ширмы,

 *журналы, альбомы, брошюры, информационные листы.

- детско-родительские выставки:

 *рисунок выходного дня

 *фотовыставки (тематические, индивидуальные);

 *макеты,

- мастер-классы (встреча с интересным человеком, домашние коллекции, выставки рукоделия и т.д)

- домашняя игротека;

- помощь родителей в обогащение предметно-развивающей среды

- мониторинг достижения детьми планируемых результатов (специалисты, воспитатели д/с)

- составление индивидуальных «Маршрутов здоровья детей»

- составление индивидуально-образовательных программ

- опрос;

- книги отзывов;

- оценочные листы;

- анкетирование;

- учет активности родителей

Взаимодействие с семьей осуществляется на основе технологии

«Социальное партнерство детского сада и семьи»

с использованием  пособия «Детский календарь» Т.Н. Дороновой

Технология

Виды детской деятельности

Формы деятельности

Методы и приемы

Цель:

Создание  единого социокультурного образовательного пространства, в котором  родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих важнейших образовательных институтов.

        Технология реализуется на основе  ежемесячного печатного дидактического пособия «Детский календарь» по возрастам от 3-х  до 7-ми лет. Содержит систему занятий, игр, упражнений по направлениям: игра, чтение, познание, творчество. Стимулирует развитие детского  воображения и творческих способностей, развивает умение сравнивать, классифировать предметы и явления,  способствует развитию пространственных и временных ориентировок.

         Технология  направлена на   развитие, позитивную социализацию, инициативу, индивидуализацию, партнерское взаимодействие взрослого с ребенком.  

Алгоритм ежедневной работы с пособием «Детский календарь»:

  1. Взаимодействие взрослого с ребенком  в семье с отрывной страницей «Детского календаря»;
  2. Утренний разговор с детьми, родителями о результатах работы со страничкой «Детского календаря».
  3. Презентация работы.
  4. Взаимодействие  педагогов с детьми  на основе  авторского календарного планирования.
  5. Коллективное и индивидуальное взаимодействие детей с результатами своего творчества.
  6. Мотивация семьи на дальнейшее выполнение задания странички «Детского календаря»

.

Изобразительная

- творческая мастерская;

- полочка красоты

- изостол

- просмотр презентаций,

- вернисаж

- индивидуальные выставки

Словесные

- объяснение;

- разъяснение;

-беседа;

Наглядные:

- рассматривание иллюстраций, репродукций, тематических альбомов

- презентации

Практические

-  изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности

- создание макетов, коллажей, игрушек-самоделок и др.

- оформление  иллюстраций к авторским книгам

- изготовление декораций, и атрибутов для театра

- работа по образцам

- работа с незавершенными продуктами

- работа с графическими  схемами

Восприятие художественной литературы и фольклора

-  традиция

 «Дружный кружочек»

- коммуникативный тренинг

- речевая игротека

- театральная мастерская

- чтение

- литературные праздники, развлечения

-викторины, КВН и др

- конкурс чтецов

Словесные

- обсуждение

- вопросы

- пересказ

- заучивание

- беседа;

- сочинение сказок, загадок и др.

- ситуативные разговоры

Наглядные:

- рассматривание иллюстраций

- алгоритмы заучивания стихов, пересказа текста

- мнемотехника

Практические:

- инсценирование

- драматизация

- разные виды театров

Познавательно-исследовательская деятельность

- исследовательская лаборатория

- познавательная игротека

- викторины, КВН и др.

- наблюдение

- опыты

Словесные

- обсуждение

- вопросы

- беседа;

- ситуативные разговоры

- решение проблемных ситуаций

Наглядные:

- рассматривание предметов, объектов

- зарисовки последовательности

Практические:

- экспериментирование

- коллекционирование

- задания на классификацию, систематизацию, обобщение

- решение логических задач, загадок, головоломок

-развивающие игры

Игровая

- сюжетно-ролевая игра

- игры с правилами

- игротека

Словесные

- объяснение

Наглядные

- схемы выполнения игровых действий

Практические

- игры на физическую компетенцию

- игры на удачу

- игры на  умственную компетенцию



Предварительный просмотр:

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ

СЛИШКОМ ШУСТРЫЙ ИЛИ АКТИВНЫЙ?

Специалисты называют таких детей  гиперактивными, или детьми с дефицитом внимания. Это вовсе не означает, что родители и близкие люди проявляют по отношению к ним недостаточно внимания. Дефицит внимания подразумевает  довольно серьезные  нарушения психики ребенка. А это накладывает отпечаток на все его поведение и эмоции, затрудняет обучение.

Это состояние может быть следствием природного темперамента. Родился малыш с данным типом нервной системы, либо генетически сложилось так, что кто-то из бабушек и дедушек или папа с мамой отличаются бурной энергией, и ребенок просто унаследовал такие особенности.

Но нередко оказывается, что по ряду причин гиперактивность - явление не столь безобидное, и само собой оно не пройдет.

Уже в первые дни своей жизни такой малыш отличается беспокойством. У него отмечаются расстройства сна. Его сон поверхностный, кроха часто вздрагивает, плачет, плохо сосет без видимых на то причин. Одни детки особенно капризны с утра, а другие возбуждаются к вечеру и плохо спят ночью.

Кроха словно проверяет на прочность терпение родителей: не желает засыпать в кроватке, требуя укачивания на руках или энергичного потряхивания в коляске, либо спит только на улице, а дома наотрез отказывается засыпать. В общем, к каким только ухищрениям не приходится прибегать бедным родителям, чтобы в доме на некоторое время воцарилось долгожданное спокойствие. А уж о том, чтобы выспаться, можно только мечтать.

В чем причины гиперактивности?

У таких малышей минимальные, точечные поражения головного мозга, возникающие в результате:

  • Кислородного голодания плода в период внутриутробного развития
  • Микротравм в процессе родов
  • Обвития плода пуповиной
  • Наложения щипцов в момент родов
  • Стимуляции родовой деятельности
  • Применения общего наркоза в родах

Если беременность и роды проходили с осложнениями, а малыш родился беспокойным, обратитесь к специалисту-психоневрологу. Не ждите, что это состояние пройдет само собой. Хорошие результаты дает лечение травами и гомеопатическими средствами, лечебная физкультура, массаж.

Обязательно научитесь делать массаж и почаще практикуйте это занятие. Гиперактивным деткам просто необходим телесный контакт!

Массаж лучше всего делать после сна, в течение 6 – 7 минут, когда ребенок спокоен, бодр и весел.

Несложные традиционные приемы домашнего массажа:

  • Поглаживайте ручки от кистей до плеча – легкими движениями, затем с небольшим усилием.
  • Поглаживайте ножки от стоп к бедру таким же способом
  • Поглаживайте круговыми движениями мышцы живота и груди
  • Поглаживайте мышцы спины вдоль позвоночника (не затрагивая сам позвоночник). Внутренней стороной ладоней вниз, тыльной – вверх.
  • Разминайте кольцевыми движениями ручки и ножки.
  • Разминайте мышцы спины вдоль позвоночника легкими «прищипывающими» движениями.
  • Разминайте кисти рук и стоп спиралевидными движениями
  • Потряхивайте кистями и стопами.

Отличный общеукрепляющий эффект дают закаливающие процедуры. Они также способствуют хорошему кровоснабжению сосудов головного мозга.

Начните с обливания ножек в течение 15-20 секунд. Температура воды в начале - 30°С, затем ее снижают по одному градусу в день, доводя до 14-16°С.

Когда малыш привыкнет к таким  процедурам, можно перейти к контрастному обливанию. Начинайте по схеме 38-18-38°С, постепенно увеличивая амплитуду колебания температуры, но не стоит обливать кроху водой выше 41°С и ниже 18°С.

К 2 – 3 годам двигательная активность развивается настолько, что уследить за малышом просто невозможно. Сказать, что он непоседлив, - значит не сказать ничего.

Такой ребенок носится, набивая синяки и шишки, задевая все вокруг, поскольку передвигаться в спокойном темпе он ну никак не может. Это настоящий разрушитель, доставляющий немало хлопот родителям: то чашку разобьет, то опрокинет тарелку с супом, еще секунда – и он уже на окне или покоряет вершину книжного шкафа.

Он не в состоянии усидеть на стуле, его руки в постоянном движении – теребят пуговицы или отковыривают обои на стене. За такими детками нужен глаз да глаз, поскольку большая часть несчастных случаев происходит именно с ними.

Почаще занимайтесь, и очень скоро вы увидите положительные сдвиги. Ребенок будет дольше интересоваться чем-то одним, появится больше усидчивости, и из маленького непоседы, в конце концов, вырастет вполне самодостаточный и милый человечек.

Хорошо использовать простейшие игры с правилами – они отлично способствуют развитию самоконтроля и концентрации внимания.

Малышам 2 – 3 лет подойдут игры со строительным материалом, с водой, катание на велосипеде, самокате. Или сюжетно-ролевые игры.

«Кот и мыши»

Участники игры («мышки») становятся в хоровод, а водящий («кот») спит. Двигаясь в хороводе, «мышки» поют песенку:

Мышки водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет ваш хоровод!

«Кот» выбегает и пытается поймать «мышек», а они должны спрятаться от него в свой «домик».

«Разбудим  мишку»

Участники игры становятся в круг, а в центр садится ребенок – «мишка» (с игрушкой).

Начиная движение по кругу, все поют песенку:

Медвежонок, медвежонок спит

                                                          в своей берлоге.

Мы мишутку навестим,

                                                         разбудить его хотим!

Будем топать – раз, два, три,

Мишка-мишка, нас лови!

По команде дети начинают топать ногами, а «мишка» выбегает и ловит одного из ребятишек.

Тот, кого в ходе игры поймали, садится в круг, а участники игры договариваются, каким движением они будут будить «мишку» - хлопать, прыгать и т.д.

Для развития внимания, памяти, воображения со старшими дошкольниками можно поиграть в следующие игры.

«Запрещенное движение»

Заранее оговорите с детьми, какое движение нельзя выполнять (например, хлопки или прыжки). По команде начинайте делать различные движения, включая и запрещенные. Кто ошибся – выбывает из игры. По аналогии можно сделать во время запрещенными любое слово или цифру.

«Белки, птицы и лягушки»

Договоритесь, что на один хлопок ребятишки прыгают, как белки, на два хлопка – летают, как птицы, а на три – прыгают, как лягушки.

«Съедобное – несъедобное»

Игра с мячом: ведущий называет предмет, если он съедобный, нужно поймать мячик, а если нет – отбросить.

Подобным же образом поиграйте с малышом в игру «Летает – не летает».

Гиперактивному ребенку обязательно нужно давать шанс побегать, погулять и выплеснуть свою неуемную энергию там, где это возможно сделать.

Он общителен и деятелен, поэтому быстро включается в игры со сверстниками. Но часто такая игра превращается в кучу малу.

Причем это происходит по инициативе самого малыша. Тогда вам очень важно перевести все в сюжетно-ролевую игру со смыслом и четко определенными правилами.

Занятия спортом – спасение для гипердинамичного ребенка. Футбол, хоккей, другие командные игры отлично развивают организованность, умение ставить цели, действовать по плану, формируют усидчивость и настойчивость. Ваша задача – превратить бесцельную подвижность целенаправленную двигательную активность.

Расторможенность малыша часто проявляется и в эмоциях. Он может агрессивно  реагировать на одергивания и замечания в свой адрес. Такие  дети часто разражаются бурными выкриками, начинают доказывать свою правоту буквально с пеной у рта.

Поэтому необходимо учить кроху с раннего возраста правилам общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Это значит, что одергивать, постоянно делать замечания и указывать малышу на то, что он самый бестолковый и несносный, ни в коем случае нельзя. Назидания и нравоучения здесь тоже сослужат плохую службу.

Необходимо действовать личным примером, внушать и убеждать добрым словом, объяснять, как можно проявлять свои эмоции в рамках дозволенного.

Значительные трудности возникают у ребенка к 6 – 7 годам, когда ведущую игровую деятельность, в которой он чувствует себя вполне комфортно, сменяет учебная.

Поскольку основная и очень серьезная проблема для гиперактивного ребенка – это то, что он импульсивен и постоянно отвлекается, то справиться с заданиями, требующими сосредоточения и концентрации внимания, ему сложно. Помогите ему!

Особого интереса к учению дошколенок, как правило, не проявляет. Да, он любопытен, но не любознателен. Его интересы поверхностны, и в его головке творится такой же сумбур, как и в действиях. Его что-то может привлечь, и тут же он потеряет интерес к этому занятию, если в поле зрения попадет нечто новое. Попытайтесь направить его интерес в нужное вам русло. Подвижная психика таких детей быстро подстраивается под новые задачи, надо только очень чутко улавливать малейшую смену его настроения и скачки эмоциональной синусоиды.

Вам нужно быть постоянно настроенными на ребенка, и тогда его развитие пойдет в правильном русле.

Словом, перед родителями гиперактивных детей стоит непростая, но выполнимая задача: занимать своих ребятишек так, чтобы это было не только в удовольствие, но и им на пользу.

С началом обучения в школе «вечный двигатель» сталкивается с массой проблем. Теперь ему нужно жить по установленным правилам, выполнять те требования, которые предъявляет учитель, а главное – неподвижно сидеть в течение всего урока на одном месте.

Педагогам трудно привлечь внимание такого ученика. На доску он смотрит урывками, успевает в течение минуты пообщаться со всеми соседями, последить за мухой на потолке и наделать множество ошибок в тетрадке.

Никто не вызывает столько нареканий, жалоб и раздражения, как гиперактивный ребенок. Хорошо, если вы найдете понимание в педагогическом коллективе и учителя пойдут вам навстречу. А если учительница прошлого поколения станет в гневе потрясать тетрадками с его каракулями и кричать, что из него в жизни не получится ничего путного? Ведь бывает и такое!

Для таких деток укоры и наказания просто губительны. Они приводят к неврозам, истерикам, ребенок будет ощущать себя источником проблем и разочарований, станет неудачником или же ожесточится на весь мир.

Маме на заметку

Не раздражайтесь! В общении с гиперактивным малышом придерживайтесь следующих правил:

  1. Терпение, терпение и еще раз терпение. Если вы возбудимы и легко раздражаетесь по любому поводу – постарайтесь сдерживаться или доверьте проводить больше времени с малышом самому уравновешенному члену семьи
  2. Хвалите, хольте и лелейте свое чадо. Ничто, как любовь, не способно творить чудеса. Одобряйте малыша, поощряйте любые, пусть незначительные успехи, вознаграждайте его даже за 5 минут хорошего поведения. Не бойтесь избаловать своей любовью.
  3. Обязательно установите четкий режим дня и придерживайтесь его, чего бы вам это не стоило. Это организует и упорядочивает жизнь ребенка, приучает к самоконтролю.
  4. Не давайте вашему малышу слоняться без дела, пресекайте бесцельное времяпровождение. Каждая минута его жизни должна быть подчинена какой-то созидательной деятельности. Усаживайте его рядом с собой, максимально заинтересовывая каким-либо делом. Пусть строит, лепит, рисует, собирает пазлы: необходимо убеждать ребенка, что есть масса дел, таких же интересных, как подвижная игра.
  5. Учите доводить начатое дело до конца, не позволяйте вскакивать, убегать, не доделав задание. Мягко и настойчиво настаивайте на своем, будьте непреклонны. В конце концов, усидчивость для него станет нормой.
  6. Малышу трудно упорядочить все как снаружи, так и внутри себя, поэтому максимально попытайтесь все систематизировать. развесьте таблицы, списки, что нужно сделать, расписание занятий, напоминания о предстоящих делах. Установите определенные правила, которые необходимо соблюдать, и развесьте их дома везде – на холодильнике, книжном шкафу, над кроватью.
  7. Вашему ребенку просто необходимы напоминания, повторения более одного раза.
  8. Не допускайте перегрузок – нервная система малыша слишком уязвима. Разбивайте длинные задания на короткие отрезки: выполняя небольшие по объему задания, у ребенка появляется чувство удовлетворенности от выполненной работы.
  9. Держите все под контролем и четко устанавливайте границы дозволенного. Не давайте сразу несколько инструкций, донесите свою просьбу до малыша, держа его за руки и глядя ему в глаза. Только убедившись, что он вас услышал и понял, переходите к следующей.
  10. Самое строгое наказание для гиперактивного ребенка – не двигаться. Вы можете усадить его на диван, лишив игр, книжек и общения с собой до назначенного времени. Но используйте это только в самых крайних случаях.
  11. Не предавайте малыша на попечение кого-либо в первые годы жизни. Детский сад лучше отложить до 5-6 лет.
  12. Не забывайте о муже, постарайтесь вовлечь его в заботу о ребенке, вместе обсуждайте и решайте все проблемы.
  13. Тихая, доброжелательная, спокойная обстановка в семье – основа психического здоровья малыша.

Щадите его!



Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ РОДИТЕЛЯМИ.

Анкета

Уважаемые родители!

Наше дошкольное образовательное учреждение готовит документы для аттестации. Всех родителей просим заполнить анкету, ответы на вопросы которой позволят собрать информацию о нашей работе

Вопросы анкеты

да

нет

не знаю

1. Нравится ли Вам посещать наше ДОУ?

2. Получаете ли Вы информацию о состоянии здоровья детей (вес, рост и т.д.), о целях и задачах ДОУ в области обучения и воспитания Вашего ребенка (на род.собраниях, при беседах, через информацию в родительских уголках)

3. Знакомы ли Вы с режимом работы детского сада, группы, получаете ли Вы информацию о питании детей (меню на каждый день)

4. Проводится ли работа по адаптации детей (беседы с родителями, возможность нахождения в группе в первые дни посещения ребенком д/сада, знакомили ли Вас с правилами поступления в д/с, знаете ли Вы, почему ребенок не может пропускать дни беспричинно, знаете ли вы, что вам положен отпуск с ребенком 75 дней в году и что для этого нужно написать заявление и указать сроки отсутствия ребенка для сохранения за ним места.

5. Обсуждают ли с вами воспитатели различные вопросы, касающиеся пребывания ребенка в детском саду (питание, дисциплина, состояние здоровья, развитие)

6. Знаете ли Вы, что родители – активные помощники детского сада. Помогаете ли детям в детском саду, участвуете в различных мероприятиях (праздники, походы, трудовые десанты)

7. Информируют ли Вас о травмах, изменениях в состоянии здоровья ребенка, привычках в еде и т.п.

8. Родители имеют возможность обсудить успехи детей на собраниях, ежедневных беседах и т.д.

9.Вас лично удовлетворяет жизнь ребенка в детском саду?

10. Вы лично чувствуете, что сотрудники ДОУ относятся с пониманием, уважением, заботой к Вашему ребенку.

11.Добавьте свои комментарии о работе детского сада



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ

  1. Когда ребенок виновен, беседовать с ним наедине, без посторонних.
  2. Сопереживать, сочувствовать, прощать провинившегося, не настраивать детей против него.
  3. Не кричать на детей.
  4. Не оставлять безнаказанным ни одного плохого поступка.
  5. Если ребенок очень провинился, советоваться с родителями, как поступить.
  6. Никогда не жаловаться родителям на плохое поведение ребенка.
  7. Не сравнивать плохие поступки, описанные в художественных произведениях с аналогичными поступками детей группы.
  8. Всегда обращать внимание детей на добрые поступки их товарищей, искренне радуясь за них.
  9. Чаще называть детей ласковым именем, избегать называть детей по фамилии.
  10. Беседовать с детьми спокойным голосом, не кричать на детей.


Предварительный просмотр:

Характеристики форм взаимодействия с семьями воспитанников

ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами

детской поликлиники, медицинским персоналом ДОУ и родителями.

Ознакомление родителей с результатами.

 Изучение условий семейного воспитания через анкетирование,

посещение детей на дому и определение путей улучшения здоровья

каждого ребёнка.

 Формирование банка данных об особенностях развития и медико-

педагогических условиях жизни ребёнка в семье с целью разработки

индивидуальных программ физкультурно-оздоровительной работы с

детьми, направленной на укрепление их здоровья.

 Создание условий для укрепления здоровья и снижения

заболеваемости детей в ДОУ и семье:

 Зоны физической активности,

 Закаливающие процедуры,

 Оздоровительные мероприятия и т.п.

 Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового

образа жизни среди родителей.

 Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-

оздоровительной работы в ДОУ.

 Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов

оздоровления (дыхательная и артикуляционная гимнастика,

физические упражнения и т.д.) с целью профилактики заболевания

детей.

 Согласование с родителями индивидуальных программ

оздоровления, профилактических мероприятий, организованных в

ДОУ.

 Ознакомление родителей с нетрадиционными методами

оздоровления детского организма.

 Использование интерактивных методов для привлечения внимания

родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: организация

конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т.п.

 Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по

физическому развитию детей и расширения представлений

родителей о формах семейного досуга.

 Консультативная, санитарно-просветительская и медико-

педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов

родителей на основе связи ДОУ с медицинскими учреждениями.

 Организация консультативного пункта для родителей u1074 в ДОУ для

профилактики и коррекции ранних осложнений в состоянии

здоровья ребёнка.

 Организация «круглых столов» по проблемам оздоровления и

физического развития детей

151

 Организации дискуссий с элементами практикума по вопросам

физического развития и воспитания детей.

 Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов,

совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами

физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

 Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на

определение уровня физического развития детей. Ознакомление

родителей с результатами диагностических исследований.

Отслеживание динамики развития детей.

 Определение и использование здоровьесберегающих технологий.

 Правовое просвещение родителей на основе изучения

социокультурного состояния родителей с целью повышения

эффективности взаимодействия семьи и ДОУ, способствующего

укреплению семьи, становлению гражданственности воспитанников,

повышению имиджа ДОУ и уважению педагогов.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

 Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности

детей в ДОУ, их достижениях и интересах:

 Чему мы научимся (Чему научились),

 Наши достижения,

 Познавательно-игровые мини-центры для взаимодействия родителей

с детьми в условиях ДОУ,

 Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности

(рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)

 Выявление психолого-педагогических затруднений в семье,

 Преодоление сложившихся стереотипов,

 Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах

воспитания и развития дошкольников,

 Пропаганда гуманных методов взаимодействия с ребёнком.

 Собеседование с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с

целью определения речевого и познавательного развития

дошкольника и является тактичным способом налаживания общения

с родителями, демонстрации возможностей ребёнка. Опосредованно

предостерегает родителей от авторитарного управления развитием

ребёнка и жёсткой установки на результат.

 Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской

деятельности родителей и педагогов.

 Ознакомление родителей с деятельностью детей (видиозапись).

Использование видиоматериалов с целью проведения

индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется

интеллектуальная активность ребёнка, его работоспособность,

152

развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявление

причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск

путей их преодоления.

 Открытые мероприятия с детьми для родителей.

 Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр,

библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения

представлений об окружающем мире, формирования адекватных

форм поведения в общественных местах, воспитания положительных

эмоций и эстетических чувств.

 Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по

выпуску семейных газет и журналов с целью обогащения

коммуникативного опыта дошкольников; создания продуктов

творческой художественно-речевой деятельности (тематические

альбомы с рассказами и т.п.) с целью развития речевых способностей

и воображения.

 Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера

на основе взаимодействия родителей и детей.

 Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с

оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы.

Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа или наглядных

материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и

др.).

 Создание в группе тематических выставок при участии родителей:

«Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый

город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др. С целью

расширения кругозора дошкольников.

 Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных

альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семья и спорт», «Я

живу в городе Красноярске», «Как мы отдыхаем» и др.

 Совместная работа родителей, ребёнка и педагога по созданию

альбома «Мои интересы и достижения» и др.; по подготовке

тематических бесед «Мои любимые игрушки», «Игры детства моих

родителей», «На пороге Новый год» и т.п.

 Проведение встреч с родителями с целью знакомства с профессиями,

формирования уважительного отношения к людям труда.

 Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью

формирования у детей умения самостоятельно занять себя и

содержательно организовать досуг.

 Создание в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей,

минералов и др. предметов для познавательно-творческой работы.

 Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.

 Совместное создание тематических альбомов экологической

направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.

153

 Воскресные экскурсии ребёнка с родителями по району проживания,

городу с целью знакомства. Совместный поиск исторических

сведений о нём.

 Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом

познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и

других источниках.

 Игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов

семьи.

 Тематические литературные и познавательные праздники «Вечер

сказок», «Любимые стихи детства» с участием родителей.

 Совместные выставки игр-самоделок с целью демонстрации

вариативного использования бросового материала в познавательно-

трудовой деятельности и детских играх.

 Совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-

художественная литература, энциклопедии).

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

 Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка

идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

 Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор

специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с

семьёй.

 Проведение тренингов с родителями: способы решения

нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в

вопросах воспитания.

 Распространение инновационных подходов к воспитанию детей

через рекомендованную психолого-педагогическую u1083 литературу,

периодические издания.

 Привлечение родителей к совместным мероприятиям по

благоустройству и созданию условий в группе и на участке.

 Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по

городу и его окрестностям, создание тематических альбомов.

 Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью

оказания помощи детям.

 Разработка индивидуальных программ взаимодействия с

родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка.

 Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их

любят и о них заботятся в семье.

 Выработка единой системы гуманистических требований в ДОУ и

семье.

 Повышение правовой культуры родителей.

154

 Консультативные часы для родителей по вопросам предупреждения

использования методов, унижающих достоинство ребёнка.

 Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя

родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».

 Аудио- и видиозаписи высказываний детей по отдельным проблемам

с дальнейшим прослушиванием и обсуждением проблемы с

родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоём доме самый

главный? Кто самый добрый? За что ты себя любишь? и др.).

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 Совместная организация выставок произведений искусства

(декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-

эстетических представлений детей.

 Организация и проведение конкурсов и выставок детского

творчества.

 Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об

эстетическом воспитании детей.

 Организация тематических консультаций, папок-передвижек,

раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического

воспитания ребёнка («Как познакомить детей с произведениями

художественной литературы», «Как создать дома условия для

развития художественных особенностей детей», «Развитие личности

дошкольника средствами искусства» и др.).

 Организация мероприятий, направленных на распространение

семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка

(«Круглый стол», средства массовой информации, альбомы

семейного воспитания и др.).

 Встречи с родителями в «Художественной гостиной». Цель:

знакомство с основными направлениями художественно-

эстетического развития детей.

 Участие родителей и детей в театрализованной деятельности6

совместная постановка спектаклей, создание условий, организация

декораций и костюмов.

 Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску

семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта

дошкольника.

 Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных

вечеров с привлечением родителей.

 Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через

аудио- и видиотеку. Регулирование тематического подбора для

детского восприятия.

 Семинары-практикумы для родителей художественно-

эстетическому воспитанию дошкольников.

155

 Создание игротеки по Художественно-эстетическому развитию

детей.

 Организация выставок детских работ и совместных тематических

выставок детей и родителей.

 Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью

оказания консультативной помощи родителям.

 Организация тренингов с родителями по обсуждению впечатлений

после посещений культурных центров города.

 Создание семейных клубов по интересам.

 Организация совместных посиделок.

 Совместное издание литературно-художественного журнала

(рисунки, сказки, комиксы, придуманных детьми и их родителями).

«Поэтическая гостиная». Чтение стихов детьми и родителями.



Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ДОУ С СЕМЬЕЙ

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

  1. Преемственность согласованных действий
  2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
  3. Открытость
  4. Индивидуальный подход к каждой семье
  5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи
  6. Обратная связь
  7. Поэтапность реализации
  • Анкетирование
  • Наблюдение за ребенком
  • Посещение семьи ребенка
  • Обследование семьи с помощью проективных методик
  • Беседа с ребенком
  • Беседа с родителями
  • Сочинение
  • Интервью

Формы работы с родителями

  • Общие
  • Групповые
  • Индивидуальные

Педагогические консультации, семинары, тренинги, конференции, родительские собрания, презентация ДОУ, «Круглый стол», «Встречи – знакомства», медиатека

Совместное проведение занятий, досугов, праздников, развлечений

Клубы по интересам, национальные традиции, молодая семья, профессиональные интересы

Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъемок

Дни открытых дверей

Педагогическая гостиная

Информационно-просветительские

Стенды, ширмы, памятки, буклеты, рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка педагогов и родителей «Почтовый ящик», открытки, выставки



Предварительный просмотр:

Традиционные формы работы с родителями

           Семья и детский сад – два общественных института, стоящих у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта,

Терпения, чтобы услышать и понять друг друга.Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка.Не секрет, что многие родители интересуются его питанием, считают, что детский сад-место, где только присмативают за детьми, пока родители на работе.И мы, воспитатели,

Часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

С этой целью используются активные формы и методы работы с ними:

- посещение семей воспитанников;

-общие и групповые родительские собрания;

-консультации;

-занятия с участием родителей;

-выставка детских работ; изготовленная вместе с родителями;

-совместные экскурсии;

- дни общения;

- дни добрых дел;

- дни открытых дверей;- участие родтелей в проведении праздников и досугов;

-оформление фотомонтажей;

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- утренние приветствия;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

- тренинги;

- семинары-практикумы;

- круглые столы;

- родительские гостиные.

Охарактиризуем основные формы сотрудничества ДОУ с семьей.

Посещение семьи ребенка.

       Посещение семьи много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснение условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие.

Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания.

Повторное посещение планируется по мере необходимости и предусматривают более частые задачи. Воспитателю необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой, значит прийти в гости. Надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным.

Следуют забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни , советы( единичные!) давать тактично, не навязчиво. Переступив порог дома, воспитатель улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи его встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка( радостный, притихший, смущенны, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

Дни открытых дверей.

       Дни открытых дверей – достаточно распространенная форма работы, дает возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями и правилами, особенностями воспитательно - образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводятся как экскурсия по детскому саду с посещением групп. Можно показать фрагмент работы ДОУ ( коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После просмотра или экскурсии заведующая или методист  беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Н это мероприятие приглашаются не только те родители, дети которых пойдут в детский сад, но и родители воспитанников этого ДОУ.

Беседы.

     Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае, четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподноситься таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводиться воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Он должен уметь не только говорить, но и  слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить к главным темам. Это наиболее доступная форма установления связи воспитателя с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беда при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Консультации.

     Они близки к беседам, главное их отличие в том, что воспитатель проводя консультацию, стремиться дать родителям квалифицированный совет. Обычно составляется система консультаций, проводящихся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании( капризные дети, дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке).

Цели консультации – усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь в разрешении проблемных вопросов.

Формы проведения консультации различны:

- квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;

- обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию;

- практическое занятие, например на тему «Как учить с детьми стихотворение».

Консультации могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые консультации проводятся в ДОУ систематически 3-4- раза в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду. Продолжительность 30-40 мин.

     Внеплановые консультации возникают нередко во время общения воспитателей и родителей по инициативе обеих сторон. Консультации, как и беседы, требуют подготовки, для наиболее содержательных ответов родителей. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы.

     Эта форма дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать  их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания.

       Проводятся в виде групповых и общих( для родителей детей всего ДОУ).

Общие собрания проводятся 1-2 раза в год. Планирует и проводит собрание заведующий совместно с родительским комитетом и воспитателями. На них обсуждаются организационные вопросы совместной работы всего ДОУ, задачи на новый учебный год, результаты  образовательной деятельности, вопросы физического воспитания , проблемы летнего оздоровительного отдыха и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматривается выступление родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3- месяца. На них родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. На обсуждение выносят 2-3- вопроса (один готовит воспитатель,  по другим можно предложить выступить родителям или специалистов). Ежегодно одно собрание  целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, актуальная для данной группы, например: «Почему наши Дети так любят трудиться?», « Как воспитывать у детей интерес  к книге?», «Телевизор – друг или враг в воспитании детей?». По окончанию собрания родители задают волнующие вопросы, не освещенные на нем, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

Родительские конференции.

      Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, воспитатель при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить и специалист. Его выступление дается « для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получиться, то и дискуссию.

Круглые столы.

         Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседании круглого стола приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание  участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами.

Библиотеки-передвижки.

        Их целесообразно создавать для приобщения родителей к педагогической литературе, подбирая в специальные папки статьи на определенную тему. Однако следует помнить, что всякий раз нужно беседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания.

    На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы  активизации родителей:

 Мозговой штурм – метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является общей целью.

Реверсионная мозговая атака или Разнос – отличается от мозгового штурма тем, что вместо отсрочки оценочных действий, предлагается проявить  максимальную критичность, максимальную  критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

Список прилагательных и определений – характеризует различные качества или характеристики ( прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например: «Каким бы вы хотели увидеть своего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно ищутся пути реализации цели.

Ассоциация – на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент ( что мешает установлению доверия в детском коллективе). Затем, по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия».

Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый, уже с решением  проблемы.

Коллективная запись – каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются: информация и рекомендации, необходимые для ее решения. Родители, независимо друг от друга определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются воспитателю, он суммирует их и группа проводит обсуждение написаного.

Запись на листах – при обсуждении проблемы каждый родитель получает листы бумаги для заметок. Воспитатель формулирует проблему и просит всех предложить возможные решения. Каждое предложение записывается  на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например: «Как успокоить ребенка, если он расстроен?», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются, вводится запрет на критику.

Эвристические вопросы -  к ним относятся семь ключевых вопросов: кто? что? где? как? когда? куда? Если перемешать их между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и ответы на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании «Кто чем?»

Мини-эксперимент – этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать их интеллектуальные чувства (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

    Кроме того используются специальные  памятки, которые вывешиваются на видном месте в группе, центрах, приемной. Также применяется модель трех вопросов («Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», « Что сделать, чтобы узнать?»), где родители оповещаются о темах и содержании образовательной работы с детьми. Каждый день приносит детям новый опыт, новые знания. В этом нам помогает стенд «Наши успехи».

     Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, активном включении в эту работу всего коллектива ДОУ и членов семей воспитанников.

     Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И, конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

Быть здоровым – мое право

Встреча в педагогической гостиной для родителей и детей младшей группы.

Цель: объединение усилий в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья и формирования представления  об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; формирование педагогически образованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.

Задачи:

- выявить ключевые проблемы и тенденции, влияющие на состояние здоровья детей;

 - обозначить противоречия и проблемы в использовании методов семейного воспитани;

 - разработать направления и формы взаимодействия ДОО и семьи по сохранению и укреплению здоровья дошкольников и выработки понимания значимости здорового образа жизни.

Предварительная работа: анкетирование родителей по теме родительского собрания, подготовка рабочих материалов  для творческих групп, разработка памяток для родителей («Самомассаж», «Откуда взять виамины»); за неделю до встречи с родителями в руппе вывешиватся приглашение.

Оборудование: спортивный уголок( спортивные игрушки, атрибуты), методическая литература по физическому развитию детей.

Играем пальчиками

Семинар-практикум для родителей детей средней группы.

Цель: построение эмоционально- доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

- формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка;

 - учить элементы фольклорной пальчиковой гмнастики для развития внимания и памяти;

 - развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора( потешек, прибауток, пальчиковых игр).

Оборудование: пальчиковые игры «Пальцеход», «Нитяные узоры», шнуровки, «Сухой бассейн»( с разными наполнителями: крупа, зернобобовые), театральные костюмы, сарафаны, кокошники, тетральная студия, ТСО.

Поиграй со мною, мама!

Спортивное развлечение для детей и родителей старшей группы.

Цель:пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня педагогической компетенции родителей, гармонизация детско-родительских отношений.

Мы вместе

Тренинг для детей и родителей подготовительной группы

Цель: гармонизация детско-родительских отношений.

Оборудование:кукла, разноцветные ленты, видеоапись беседы с детьми, мяч, воздушные шары, платк, два ватмана, восковые мелки.

Участники: дети подготовительной группыи родители.

Литература

1. Апарина И.И. Детские проблемы РФ, на пороге 3 тысячелетия:краткий аналитический обзор.М. 2013.

2. Арнаутова Е.п. Педагог и семья. М.2012.

3. Давыдва О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ.М. 2015.

4. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

5. Доронова Т.Н. Взаимодействие детского дошкольного учреждения с родителями. М. 2014.



Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями

Образовательные области (направления развития)

Формы работы с родителями (совместной партнерской деятельности)

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей

Направление

- Сбор и анализ сведений о  родителях и детях;

- изучение семей их трудностей и запросов;

- выявление готовности семьи сотрудничать с д/с

1. Просвещение родителей с целью повышения их психолого-педагогической, правовой культуры;

2. Развитие творческих способностей, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс

- Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий проводимых в детском саду

Формы и методы работы

- анкетирование;

- интервьюирование;

- наблюдение;

- изучение медицинских карт;

- заполнение   документации  группы (дневник группы, карта семьи и тд)

- день открытых дверей для родителей;

- родительские конференции;

- родительские встречи;

- групповая библиотека методической    литературы;

- индивидуальные беседы, консультации;

- наглядные формы:

 *информация в родительском уголке,

 *папки – передвижки,

 *ширмы,

 *журналы, альбомы, брошюры, информационные листы.

- детско-родительские выставки:

 *рисунок выходного дня

 *фотовыставки (тематические, индивидуальные);

 *макеты,

- мастер-классы (встреча с интересным человеком, домашние коллекции, выставки рукоделия и т.д)

- домашняя игротека;

- помощь родителей в обогащение предметно-развивающей среды

- мониторинг достижения детьми планируемых результатов (специалисты, воспитатели д/с)

- составление индивидуальных «Маршрутов здоровья детей»

- составление индивидуально-образовательных программ

- опрос;

- книги отзывов;

- оценочные листы;

- анкетирование;

- учет активности родителей

Взаимодействие с семьей осуществляется на основе технологии                            «Социальное партнерство детского сада и семьи»

Технология

Виды детской деятельности

Формы деятельности

Методы и приемы

Цель:

Создание  единого социокультурного образовательного пространства, в котором  родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих важнейших образовательных институтов.

        Технология реализуется на основе  ежемесячного печатного дидактического пособия «Детский календарь» по возрастам от 3-х  до 7-ми лет. Содержит систему занятий, игр, упражнений по направлениям: игра, чтение, познание, творчество. Стимулирует развитие детского  воображения и творческих способностей, развивает умение сравнивать, классифировать предметы и явления,  способствует развитию пространственных и временных ориентировок.

         Технология  направлена на   развитие, позитивную социализацию, инициативу, индивидуализацию, партнерское взаимодействие взрослого с ребенком.  

Алгоритм ежедневной работы с пособием «Детский календарь»:

  1. Взаимодействие взрослого с ребенком  в семье с отрывной страницей «Детского календаря»;
  2. Утренний разговор с детьми, родителями о результатах работы со страничкой «Детского календаря».
  3. Презентация работы.
  4. Взаимодействие  педагогов с детьми  на основе  авторского календарного планирования.
  5. Коллективное и индивидуальное взаимодействие детей с результатами своего творчества.
  6. Мотивация семьи на дальнейшее выполнение задания странички «Детского календаря»

.

Изобразительная

- творческая мастерская;

- полочка красоты

- изостол

- просмотр презентаций,

- вернисаж

- индивидуальные выставки

Словесные

- объяснение;

- разъяснение;

-беседа;

Наглядные:

- рассматривание иллюстраций, репродукций, тематических альбомов

- презентации

Практические

-  изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности

- создание макетов, коллажей, игрушек-самоделок и др.

- оформление  иллюстраций к авторским книгам

- изготовление декораций, и атрибутов для театра

- работа по образцам

- работа с незавершенными продуктами

- работа с графическими  схемами

Восприятие художественной литературы и фольклора

-  традиция

 «Дружный кружочек»

- коммуникативный тренинг

- речевая игротека

- театральная мастерская

- чтение

- литературные праздники, развлечения

-викторины, КВН и др

- конкурс чтецов

Словесные

- обсуждение

- вопросы

- пересказ

- заучивание

- беседа;

- сочинение сказок, загадок и др.

- ситуативные разговоры

Наглядные:

- рассматривание иллюстраций

- алгоритмы заучивания стихов, пересказа текста

- мнемотехника

Практические:

- инсценирование

- драматизация

- разные виды театров

Познавательно-исследовательская деятельность

- исследовательская лаборатория

- познавательная игротека

- викторины, КВН и др.

- наблюдение

- опыты

Словесные

- обсуждение

- вопросы

- беседа;

- ситуативные разговоры

- решение проблемных ситуаций

Наглядные:

- рассматривание предметов, объектов

- зарисовки последовательности

Практические:

- экспериментирование

- коллекционирование

- задания на классификацию, систематизацию, обобщение

- решение логических задач, загадок, головоломок

-развивающие игры

Игровая

- сюжетно-ролевая игра

- игры с правилами

- игротека

Словесные

- объяснение

Наглядные

- схемы выполнения игровых действий

Практические

- игры на физическую компетенцию

- игры на удачу

- игры на  умственную компетенцию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Традиционные и инновационные формы работы с семьями воспитанников логопедической группы"

В работе представлено:-содержание и формы работы с родителями;- этапы сотрудничества педагогов ДОУ и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР- ОРГАНИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЕ...

Консультация для воспитателей «Детский сад-семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода»

Все многообразие форм работы условно разделим на две большие подгруппы:1) Работа с семьей внутри детского сада2) Работа с семьей за пределами детского сада.Всем хорошо известна первая группа, но мало ...

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Традиционные и не традиционные формы работы учителя логопеда в ДОУ.

Разнообразие  форм работы учителя логопеда в ДОУ....

Инновационный подход к традиционным формам работы с семьей

Инновационный подход к традиционным формам работы с семьей...

Традиционные и не традиционные формы работы с родителями по здоровьесберегающей деятельности.

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна.Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми. Наздоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является с...