«Развитие у ребёнка дошкольного возраста творческого воображения в процессе экспериментирования с разнообразным материалом»
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему
… Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В.Л. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitiya_doshkolnogo_vozrosta_risovaniyae.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка»
П. Пурпе, Пуровский р-н.
Проект:
«Развитие у ребёнка дошкольного возраста
творческого воображения
в процессе экспериментирования с разнообразным материалом»
Работу подготовила
Воспитатель: Романова О.А.
2014г.
Проект
«Развитие у ребёнка дошкольного возраста
творческого воображения
в процессе экспериментирования с разнообразным материалом»
… Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В.Л. Сухомлинский.
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуальными творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Большие возможности в развитие творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
В процессе рисования у ребёнка развевается наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по – своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются.
Воспитывающая или, как выразился Г.Успенский, «выпрямляющая» сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, воздействовать на убеждение, на поведение и деятельность. Оно может дать человеку высшие идеалы и принести подлинную радость. «Искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека - именно сферу его чувств» Оно выступает в качестве комплексного воспитателя, формирующего целостную личность в единство её чувств, интеллекта, воли, действия. Но оно влияет и на развитие каждой из сторон в отдельности
Модель реализации проекта
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения. |
1.Работа с детьми | 1.Развитие изобразительного творчества в свободной деятельности | В течение учебного года. |
2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы с бумагой и гуашью нетрадиционными приёмами. | 2 раза в год (октябрь, апрель). | |
3. Посещение детьми познавательных занятий и выставок картин, организованных сотрудниками Д,К Строитель и ДДТ. | В течение учебного года. | |
4. Чтение художественной литературы. | 1 – 2 раза в неделю. | |
5. «Чудеса чародея цвета» - игры с красками, цветом. | В течение учебного года. | |
6. Продуктивная деятельность детей. | В течение учебного года. | |
7. Участие в поселковых, в районных, городских выставках детского творчества. | В течение учебного года | |
8. Творческие отчёты – организация выставки работ детей. | Один раз в год (май) | |
9. Оформление альбома детских рисунков «чудеса своими руками». | май | |
2. Сотрудничество с родителями | 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. | В течении учебного года. |
2. Анкетирование родителей. | 1. раз в год | |
3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ. | В течение учебного года. | |
4. Оформление фотоальбома «юный художник». | В течение учебного года. | |
5. Участие в недели «мой любимый д/сад». | Май. | |
6. Участие в викторинах и конкурсах. | В течение учебного года. | |
3. Методическое сопровождение | 1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно – эстетическим развитием детей. | В течение реализации проекта. |
2. Подборка художественной литературы «сказки про краски» и оформлении библиотечки юного художника | Апрель 2013г. | |
3. Картотека нетрадиционных способов рисования. | Май 2013г. | |
4. Подборка игр с рисунками для детей. | Май 2013г. | |
5. Конспекты игр, занятий. | В течение реализации проекта. | |
6. Сценарий развлечений. | В течение реализации проекта | |
7. Консультационный материал для педагогов. | В течение реализации проекта. | |
8. Консультационный материал для родителей. | В течение реализации проекта. | |
9. Обобщение и распространение наработанного материала. | В течение реализации проекта. | |
4. Работа с педагогами | 1. Выступление на педагогических советах, методических объединениях. | В течение реализации проекта |
2. Консультация для педагогов. | В течение реализации Проекта | |
3. Педагогическая мастерская (Обмен творческими находками | В течение реализации проекта. | |
4. Взаимопосещения. | В течение реализации проекта | |
5. Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии». | 2013г. |
Ресурсное обеспечение проекта
- Центр изобразительной деятельности в группе.
- Методический инструментарий (конспекты игр – занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.)
- Библиотека юного художника.
- Сотрудничество с ДК «Строитель».
Предполагаемые результаты.
Для детей:
- Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
- Умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
- Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения.
- Сформированность практических навыков работы с бумагой, гуашью нетрадиционной техникой рисования.
Для педагогов:
- создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
- Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
- Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно – эстетического воспитания детей.
Литература:
- Афанасьева С Чудеса чародея цвета (Дошкольное воспитание) №2 2006г
- Комарова Т,С Игра и изобразительное творчество (Дошкольное воспитание) №4 2005г.
- Утробина К, Утробин Г увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет
- Давыдова Г,Н нетрадиционные техники рисования в детском саду часть 1 2007г.
- Казакова Р,Г нетрадиционные техники планирования конспекты занятий 2000г
- Давыдова Г,Н нетрадиционные техники рисования в детском саду часть 2 2007г
- Казакова Р,Г рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование. 2008г.
- Комарова С,Т как научить ребёнка рисовать. 2010г.
- Никологорская Н,А волшебные краски. 2007г.
Важнейшее предпосылкой успешности рисования выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя ребёнок учится также формулировать замысел и удерживать его на всём протяжении деятельности. Малыш начинает осваивать средства выразительности, например, цвет, форму, композицию. Ребёнок учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие деятельности. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. рисование выступает своеобразным способам познания деятельности.
Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно – творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время всё больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобретательные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребёнку больше шансов для самовыражения.
Поэтому ребёнка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не принимает и не понимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребёнку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология даёт ребёнку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.
Таким образом, вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше, создавая предпосылку для «самостоятельного вхождения» и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдёт немного времени, и каждый ребёнок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными техниками рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.
Актуальность исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Это определило тему моего исследования: развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом.
Цель проекта: Развивать умение и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи проекта:
- Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
- Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
- Развивать чувства композиции, цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию.
- Развивать творческое мышление.
- Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.
Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
Предмет: Совокупность методов и приёмов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект: Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
База исследования: МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка», подготовительная группа.
Этапы развития проекта:
1 этап - организационный.
2 этап – практический.
3 этап – обобщающей.
Участники проекта
. Дети.
. Педагоги.
. Музыкальный руководитель.
. Родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, элементарного изобразительного творчества.
Обобщила многолетний опыт работы на тему: "Развитие творческих способностей детей средствами изодеятельности" Проводя занятия по изодеятельности, общаясь в свободное от занятий время, отметила, ...
Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Эта презентация поможет повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации экспериментальной деятельности....
консультация: "Развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, элементарного изобразительного творчества"
Изодеятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. детское рисование - это средство умственого, моторного, эмоционально-эстетического и ...
Педагогический проект долгосрочный "Развитие у детей дошкольного возраста элементарного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом"
Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка.Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут вэтом мире, входя в него, как творцы красоты, наслаж...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...