Выступление на МО "Игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников"
методическая разработка на тему
Выступление на районном МО воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_27.02.2017.docx | 36.12 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД1 Интерес к экологии и экологическому воспитанию никогда не угасает, и эти вопросы всегда актуальны . Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
СЛАЙД 2 Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позицийличности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем
СЛАЙД 3 Педагог должен руководствоваться принципами экологического воспитания:
1.Принцип научности (взаимосвязь живого и неживого в природе)
2. Принцип доступности (содержание и характер знаний для определённой возрастной группы)
3. Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний (знания о свойствах объектов помогают в конструктивно- игровой деятельности).
Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы.
Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические проблемы. Становление первоначальных основ экологической культуры в дошкольном учреждении – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Важным аспектом экологического воспитания является понимание детьми специфики живого объекта, его отличия от неживого. Воспитание детей не станет экологическим, если дети не поймут, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, самое главное, чувствуют боль, что все живые существа растут, что растению на окне нужна вода, воробьям зимой – крошки хлеба.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Если ребёнок не знает ничего о том, что происходит за пределами его дома и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.
СЛАЙД 4 Становление экологически воспитанной личности в детском саду возможно при решении следующих трёх задач:
1. Формирование у детей элементов экологического сознания, то есть знаний о природе, установление взаимосвязи природных явлений.
2. Формирование экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего окружения экологически грамотного поведения в быту и в природе .
3. Воспитание гуманного отношения к природе (занятия по экологии в детском саду регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе), положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы, эстетического видения ее.
Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка»-не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой, сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснение явлениям природы….склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире….. Обладает элементарными представлениями из области живой природы естествознания….» Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
СЛАЙД 5 Экологическое воспитание – это направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
У детей в период дошкольного детства происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания жизни целостного мира.
Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но, чтобы суметь это сделать, он должен развить себя. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт. Поэтому экологическое воспитание должно быть направлено на созидание более совершенного человека, способного жить в гармонии с окружающим.
Дошкольный ребенок-человек играющий. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. Следовательно, пережитая в игре ситуация становится собственным эмоциональным опытом ребёнка. Игра оказывает на ребёнка развивающее воздействие. Кроме того, в игре дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняются установленным правилам, учатся необходимому поведению.
Играя с растениями и животными, дошкольники обретают згнания в распознавании строения живого существа, его своеобразия, ребенок упражняется в навыках поведения и общения с ними, ухода за животным или растением. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях в живой и неживой среде, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой , узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.
Дошкольник не замечает того, что овладевает знаниями, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не задачу обучающую заданную взрослым. Через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
СЛАЙД 6 Давайте немного разберемся в видах экологических игр.
Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:
СЛАЙД 7 1. Ролевые экологические игры.
Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например, «Больница для животных», «Магазин «Фрукты и овощи»», «Лесная аптека» .
«Строительство города будущего» (её участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать представления о том, что при условии соблюдения экологических норм и правил надо производить постройки, не нарушая баланс природной зоны).
Я заранее провожу беседы по данной теме, обращаю внимание на то, что хутор(город) должен быть экологически чистым, красивым, чтобы в нём хотелось бы жить. Затем рассматриваем альбомы, журналы, картины, иллюстрации.
Яркие впечатления, полученные ребёнком во время посещения зоопарка, вероятно трансформируются в игру. Он начнёт строить из кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц, заселять их игрушечными животными. Видя, как малыш увлечён игрой, взрослый поддерживает её новыми игровыми действиями. На машине (или самолётом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает новая партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (ещё не задействованные в игре животные). Взрослый, взяв на себя роль шофёра, который доставил зверей, просит ребёнка – «директора «зоопарка» принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше (в просторных и светлых клетках, так как они долго ехали в тесноте и устали. Такое включение в игру займёт у взрослого немного времени, но даст ребёнку толчок для развития сюжета. Теперь он сам будет привозить новых животных и устраивать их в зоопарке. Где будет жить крокодил? Какой надо построить аквариум? Сколько воды необходимо? Чем кормить? В какую клетку надо поместить слона? Какая растительность должна быть рядом с отгороженной местностью зоопарка, если есть возможность выпустить их погулять? Как надо следить за чистотой клеток, какими средствами надо их мыть? Из какого материала должны быть сделаны клетки? Что должно находиться в клетке? (пеньки, ветки, гнёзда, солома и так далее).
Дальше подвести детей к тому, кто будет привозить корм и еду. Какая должна быть еда? (мясо, рыба, зерно, вода, витамины). Затем спросить детей о том, где должна хранится еда. У детей появляется новый сюжет, надо правильно кормить, заботится о их жизни. Дети получают не только знания о жизни животных, о внешнем виде, среде их обитания, но и учатся за ними ухаживать и заботится о них. Они строят красивые, большие, удобные клетки, кормят их, моют клетки. Распределяют обязанности, контролируют работу друг друга (директор, сторож, шофёр и так далее).
Принимая на себя роль в игре, ребёнку необходимо уметь соответственно реагировать на действия и речь посетителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью. В процессе наблюдений за окружающими необходимо предусмотреть разные ситуации, предполагаемые различное взаимодействие людей с природой.
СЛАЙД 8 Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать возможность ребёнку принимать активное участие в уходе за животными (покормить, почистить клетку, привлечь к созданию условий для них по защите от холода.
Чтобы детям было интересно играть, необходимо создавать необходимые ситуации, например, «Цыплёнок заблудился».Дети находят маленького, жёлтого цыплёнка (игрушку, который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия. По пути можно петь песенки, читать потешки или стихи.
СЛАЙД 9 2. Имитационные экологические игры.
Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности.
Так, игра «Экологическая пирамида» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).
Например, рыбы. Высохнут реки, моря – погибнет рыба. Если не будет света, тепла, воды - погибнут растения и животные. Не будет насекомых, то погибнут птицы и так далее.
СЛАЙД 10 На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок воспроизводит знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д.
СЛАЙД 11 3. Соревновательные экологические игры.
Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурс – аукцион, конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина и так далее.
Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также и выполняют практическую деятельность.
СЛАЙД 12
СЛАЙД 13 4. Игры – путешествия.
Широко применяются в практике данные игры, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету. Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Способствуют экологическому воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.
СЛАЙД 14 5. Дидактические игры.
Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например, «Кто где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой, сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных), «Сортировщик», «Что создано природой, а что человеком», «Радует и огорчает планету»
Дидактические - проводятся в часы досуга, на занятиях, на прогулке).
- Предметные игры - это игры с использованием предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например, « Вершки и корешки», « Узнай на вкус», « Чудесный мешочек», « Найди по листу дерево», « Разложи листочки по порядку»
- Настольно – печатные игры типа лото, домино, парные и разрезные картинки. « Зоологическое лото», « Ботаническое лото».
- Словесные игры (развивают внимание, сообразительность, связную речь). Это игры типа « Кто летает, бегает и прыгает?», « Нужно – не нужно», « Когда это бывает?»
СЛАЙД 15
СЛАЙД16
СЛАЙД 17
Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.
СЛАЙД 18 6. Игры с природным материалом(творческие)
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. На прогулке мы с ребятами собираем листья , каштаны, потом делаем из них поделки или используем для счета.
Также дети любят играть с песком, водой, льдом , они определяют свойства, качества материала, проводят опыты. Мы с воспитанниками часто играем с природным материалом, выкладываем фасолью, горохом, листьями различные картины
Важно применить такие формы работы, в которых дошкольники получать возможность непосредственного контакта с природой. Уже сейчас мы готовимся к весне, обдумываем макет «Огород на подоконнике»
СЛАЙД 19
СЛАЙД 20
СЛАЙД 21
СЛАЙД 22
В процессе игровой деятельности у детей формируется умение осознать себя частью мира, формируется и углубляется система представления детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, обобщаются знания природоохранного характера, формируются основы планетарного экологического сознания, дается понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами. У всех людей, какой бы они ни были национальности, в какой стране они ни жили, у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
Использование игр в экологическом обучении помогает педагогам лучше предать детям конкретные представления о природе, положительный опыт гуманного отношения к живым существам. Дети учатся системно мыслить, делать обобщающий и сравнительный анализ взаимодействия объектов живой и неживой природы. У них развивается положительная мотивация к обучению, внимание, увеличивается работоспособность.
СЛАЙД 23
СЛАЙД 24
Литература:
Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 90-94.
Интернет-ресурсы:
http://moluch.ru/archive/116/32020/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/
http://www.maam.ru/detskijsad/
Классификация экологических игр детей дошкольного возраста.
Классы игр | Виды игр | Подвиды игр |
Игры, возникающие по инициативе ребенка | Игры – экспериментирова- ния |
|
Сюжетные самодеятельные | 1. Сюжетно-отобразительные. 2. Сюжетно-ролевые.
| |
Игры по инициативе взрослого | Обучающие |
|
Досуговые |
| |
Игры народные | Обрядовые |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Трудовое воспитание дошкольников"
выступление на МО "Трудовое воспитание дошкольников"...
Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении воспитателей Лямбирского района...
Выступление: Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования инновационных технологий
Инновационные технологии в ДОУ...
Выступление «Развитие речи дошкольников посредством обучающих и развивающих игр по основам безопасности»
Развитие речи дошкольников посредством обучающих и развивающих игр по основам безопасности...
Публичное выступление "Патриотическое воспитание дошкольников через художественно- эстетическую деятельность"
Воспитание любви к родному краю, к Родине остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития, будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития,...
Выступление "Экологическое воспитание дошкольников"(из опыта работы).
. Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружа...
Выступление "Экономическое воспитание дошкольников"
Сообщения из опыта работы «Экономическое воспитание в подготовительной к школе группе»...