Выступление "Экономическое воспитание дошкольников"
материал
Сообщения из опыта работы «Экономическое воспитание в подготовительной к школе группе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ekonomicheskoe_vospitanie.docx | 29.49 КБ |
ekonomich._vospitan.pptx | 931.41 КБ |
ekonomich._vospitanie_ch.1.pptx | 2.44 МБ |
ekonomich._vospitan._ch._2.pptx | 858.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщения из опыта работы «Экономическое воспитание в подготовительной к школе группе»
Добрый день, уважаемые коллеги.
Тема моего сообщения из опыта работы «Экономическое воспитание в подготовительной к школе группе»
В рамках реализации национального проекта образования, мы реализуем несколько подпроектов, один из них региональный проект «Современная школа». Одним из мероприятий по реализации проекта в нашем ДОУ, является апробация программы, направленной на формирование предпосылок экономической и финансовой грамотности дошкольников. Авторами являются: Шатова Анна Демьяновна – кандидат педагогических наук и Аксенова Юлия Александровна – кандидат психологических наук.
Программа “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для обучения детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения. Но данная программа, как прописывают авторы, может быть реализована и за 1 учебный год в подготовительной группе. По такому принципу мы и реализуем программу.
По программе мы работаем уже в течение 4 месяцев.
В чем же мы увидели актуальность внедрения данного направления:
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами.
1) Родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи.
2) Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве.
3) В возрасте 5-7 лет включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников, является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли.
Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются в ней.
Формирование финансовой грамотности в нашем детском саду – это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в дошкольном возрасте дать детям представление о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию таких качеств, как самостоятельность, бережливость, экономность, трудолюбие, что в дальнейшем послужит надежной основой для самовоспитания культурного человека.
Цель экономического воспитания дошкольников – Помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности. (слайд 3)
Задачи по изучению основ финансовой грамотности – они представлены на слайде 4 (не читаешь)
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд -продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать и иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Ведущим принципом включения экономического воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной.
Экономическое воспитание мы включаем в следующие образовательные области: Представлены на Слайде 5
1. Социально-коммуникативное развитие – осуществляем, через практические занятия по программе экономического воспитания, которые способствуют активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками.
2. Познавательное развитие осуществляем, через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу.
3. Речевое развитие является важным элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи наши дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
4. Художественно-эстетическое развитие является важным элементом в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта.
5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей.
В рамках программы, прописаны следующие планируемые результаты которые вы видите на слайде 6. (не читаю)
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
Реализуемая нами программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт труда (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту». (слайд 7)
В рамках программы мы знакомим детей со следующими экономическими понятиями, которые представленные:
- 5-6 лет. (на слайде 8) представлены на слайде!
- Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга.
- Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата.
- Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство.
- Сбережения, копилка, кошелек.
- Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево.
- Долг, должник, займ.
6-7 лет.
- План, экономия.
- Потребность, капризы, желание, возможность.
- Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки.
- Подарок, реклама
- Богатство, бедность, жадность, щедрость
За 4 месяца работы мы уже познакомили детей с следующими понятиями: тратить, покупать, упаковка, реклама, обмен, расходы, выгодно, невыгодно, дорого, дешево.
Предметно-пространственная экономическая среда должна включать
предметы, отражающие содержание различных сфер экономики.
Данную предметно-пространственную экономическую среду в нашей группе составляют, выделенные нами зоны: Представлены на слайде 9-13
- информационная зона (в ней расположены произведения художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, поговорки, пословицы, модели товаров, услуг, бюджета и др.);
- занимательно-экономическая зона (в ней имеются кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.);
- деятельностно - экономическая зона (содержит дидактические игры с экономическим содержанием, игрушки-предметы для организации таких сюжетно-ролевых игр, как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Игрушечная фабрика», «Универсальный магазин», «Рекламное агентство», «Страховое агентство» и др.; наборы различных материалов, инструментов, приспособлений для обеспечения технологического процесса (приготовление пищи, ремонт одежды, изготовление игрушек и др.); модели денежных знаков, различных видов валюты, ценников, товаров и др.
Родители совместно с детьми сделали из неоформленного материала кассу, банкомат. Также родители принесли в группу готовые пособия: сейф, калькуляторы, коллекции монет и купюр, подарили дидактические игры- Монополия, Банкир; рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей, ценники и книги.
Программу мы реализуем в следующих формах:
1. Совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми.
2. Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для реализации программы мы используем традиционные и современные технологии.
Традиционные технологии: 1.Игра. 2.Беседа. 3.Чтение. 4.Наблюдение
Современные технологии: 1.Проектная деятельность. 2.Ситационные задачи
3.Викторины и конкурсы. 4. Мастерская. 5.Ситуация месяца. (слайд 14)
Игра. Игра одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. В игре дети знакомятся с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат.
Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.
Например: с детьми, мы провели ситуативную игру «Магазин», во время которой дети производили и покупали товары, изготавливали и устанавливали ценники на товар, учились пользоваться «деньгами». Во время игры дети изучили, такие понятия как: деньги, ценники, доход, купюра, закрепили такие понятия как: продавец, кассир (слайд15).
Чтение, беседа и обсуждение. На теоретических занятиях по экономическому воспитанию дошкольников, я использую сказки. Сказка способствует пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике.
После прочтения художественной литературы с экономическим содержанием, мы обсуждаем прочитанный материал. Мы прочитали произведения по темам: труд – основа жизни; работать и зарабатывать; как придумали деньги; какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом. (Прочитали «Муха-Цокатуха», «Сказка о рыбаке и рыбки», «Телефон»).
Детям было предложено нарисовать рисунки на тему «Деньги и стоимость», после прочтения сказки «Доверчивый зайчик». Дети рисовали персонажей сказки. Дети самостоятельно разместили рисунки на стенде, на котором родители совместно со своими детьми смогли их рассмотреть и проанализировать их экономическое содержание. (Слайд 16)
Используем технологию проектной деятельности. Наши дети совместно с родителями участвовали в проекте на тему «Магазин моей мечты».
На заключительном этапе проекта дети презентовали макеты «магазин моей мечты» детям детского сада.
В работе активно используем викторины и конкурсы. С детьми проводили викторину, «О какой сказке идет речь?». Дети угадывали название сказки, героя сказки и экономическое понятие о котором идет речь в произведении. (Слайд 17)
Такую технологию как Мастерская мы реализуем, через продуктивную деятельность детей. Данная форма становиться более эффективной, когда мы привлекаем к ней родителей (Например «Копилки своими руками»). (слайд 18)
Для работы с семьей мы эффективно используем такую форму как папки-передвижки. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» (слайд 19).
Для отслеживания динамики усвоения программы, мы провели опрос среди родителей, о том какие достижения они увидели у своих детей за период внедрения программы. Родители отметили, что дети стали более бережливыми, стали соизмерять свои желания с финансовыми возможностями родителей. (Например: стали меньше просить без надобности те или иные игрушки, сладости).
Спасибо за внимание (слайд 20)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Парциальная программа "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" авторы: Шатова А.Д., Аксёнова Ю.А.,
Цель: Помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.
Задачи экономического воспитания: понимать и ценить окружающий предметный мир; уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, экономность, рациональность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, честность, отзывчивость, благородство, сочувствие; рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экономическое воспитание реализуем в следующих образовательных областях: Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие.
Планируемые результаты освоение программы: знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин; знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья; с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям; любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других; с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость; проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.); замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам.
Блоки программы:
Экономические понятия предусмотренные программой: 5-6 лет. Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга. Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата. Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство. Сбережения, копилка, кошелек. Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево. Долг, должник, займ . 6-7 лет. План, экономия. Потребность, капризы, желание, возможность. Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. Подарок, реклама Богатство, бедность, жадность, щедрость
РППС
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиционные технологии: 1.Игра. 2.Беседа. 3.Чтение. 4.Наблюдение. Современные технологии: 1.Проектная деятельность. 2.Ситационные задачи. 3.Викторины и конкурсы. 4. Мастерская. 5.Ситуация месяца.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Чтение, беседа и обсуждение.
Викторина «О какой сказке идет речь ?»
Мастерская. ФОТО
Папки – передвижки.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...