Публичное выступление "Патриотическое воспитание дошкольников через художественно- эстетическую деятельность"
материал (средняя группа)
Воспитание любви к родному краю, к Родине остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития, будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Введение ребенка в мир культуры родного края, в духовную атмосферу «малой родины» закладывает фундамент нравственно-духовных основ личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.obrazovatelnyy_proekt.docx | 289.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №18»
(МБДОУ «Д/с №18»)
Образовательный проект
«Создание мини-музеев «Народная игрушка»,
«Моя родословная»
Автор проекта: воспитатель Скляренко В.В.
Бугуруслан, 2019
Пояснительная записка
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по работе с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания через проектную деятельность организацию мини-музея.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в этом случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, то есть неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Почему я выбрала создание мини-музеев «Моя родословная», «Народная игрушка»?
Сегодня едва ли не важнейшими и актуальными направлениями работы в сфере музейной педагогики духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Ведь от того, какое зерно мы посеем в души детей в дошкольном возрасте, таким ростком прорастет оно в будущем, влияя на формирование характера и самосознание личности.
Использование средств музейной педагогики позволяет пробудить в детях чувство принадлежности к своему роду, к родной земле, стремление приобщиться к культуре народа, его истории, традициям, искусству. А совместное изготовление воспитателями, родителями игрушек, тряпичных кукол вызывает у детей радость, счастье, желание играть с ними. Проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Создание мини-музеев «Народная игрушка», «Моя родословная».
Тип проекта: познавательно - творческий, групповой с участием родителей воспитанников.
Срок реализации проекта: сентябрь 2019г.- сентябрь 2020г.
Место события: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №18».
Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель проекта: формирование гражданских чувств средствами музейной педагогики.
Задачи проекта:
- Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России;
- Воспитывать патриотические чувства;
- Обогащать предметно-развивающую среду группы;
- Формировать художественно-эстетическое воспитание;
- Формировать представления о взаимосвязях разных культур.
Образовательные области: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.
Проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический, заключительный.
Этапы реализации проекта
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки | |
Цель: самосовершенствование по данной теме. | |||
| Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. | Сентябрь 2019г. | |
Цель: реализация проекта в образовательную практику. | |||
Организация мини-музеев в группе «Моя родословная», «Народная игрушка» (Приложение 1. План реализации проекта) Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам.
| Проявится устойчивый познавательный интерес к истории героического прошлого русского народа, сформируется гордость и уважение к старшему поколению. Сформируется представление о Великой Отечественной войне. | Декабрь 2019г.- сентябрь 2020г. | |
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. | |||
| Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость. | Сентябрь 2020г. |
Риски
1.Низкий познавательный интерес.
2.Низкая информированность родителей, их пассивность.
Предупреждение рисков
Для повышения познавательного интереса воспитанников и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по проекту «Создание мини-музея по гражданскому воспитанию дошкольника», привлечь родителей к активному участию в проекте со своими детьми».
Предполагаемые результаты для детей:
- Обогатится представление детей о народном искусстве и художественных промыслах.
- Расширятся представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
- Дети привлечены к созданию развивающей среды дошкольного учреждения.
Предполагаемые результаты для воспитателей:
- Появится тесный контакт с родителями воспитанников;
- Пополнится предметно - развивающая среда;
- Разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье.
Предполагаемые результаты для родителей:
- родители станут активными помощниками в жизни группы;
- отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.
Обеспечение проекта
Материально - техническое:
Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
Материалы для продуктивной деятельности.
Учебно-методическое:
Детская художественная литература.
Методическая литература.
Дидактические игры.
Конспекты занятий и бесед о Великой Отечественной войне.
Мультимедийных презентации к занятиям и беседам о Великой Отечественной войне.
Накопление предметов в музей: фотоматериалов, иллюстрированного материала, детских работ.
В основу работы легли следующие принципы:
1.Интеграции (музей создается с учётом содержания образовательной программы детского сада, этот процесс предполагает тесное сотрудничество педагогов, детей и родителей);
2.Непрерывности (музей является частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью детей, а деятельность ребёнка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т.д.); 3.Партнёрства (музей - это результат сотрудничества взрослых, детей и социума) деятельности и интерактивности (дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее, проводить опыты); научности (экспонаты достоверно отражают заявленную тему, объясняют различные процессы и явления на доступном и в то же время научном уровне); динамичности и вариативности (мини-музей периодически меняется – по тематике, экспонатам, содержанию).
Перспективы дальнейшего использования
Проект можно реализовать воспитателями дошкольных образовательных организаций.
Приложение 1.
План реализации проекта
«Мини-музей «Моя родословная»» (декабрь-январь 2020)
Цель: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи.
Задачи:
- формировать представление о семье, о членах семьи, родственных связях.
- познакомить с понятиями «род», «родня», «родословная», «предки».
- дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
- развивать устную речь, учить составлению коротких рассказов о семье, с называнием полных имен всех ее членов.
- воспитывать интерес к истории своей семьи, дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях.
- привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Образовательное направление | Виды деятельности | Задачи |
Беседы | «Моя семья», «Что я знаю о своей семье», «Наша дружная семья», «Отдыхаем всей семьей», «В гостях у дедушки с бабушкой», «Бабушка заболела», «Увлечения моей семьи», «Как я помогаю маме (папе)», «Чем мы занимаемся по выходным», «Что любит мама», «Мужская работа». |
|
Дидактические игры | «Назови ласково», «Что сначала, что потом? | формировать представления о росте и развитии человека, о социальных ролях, которые люди выполняют в разные возрастные периоды |
Сюжетно – ролевые игры | «В гостях», «Семья», «Дочки-матери», «Папа-доктор», «Детский сад», «Наш дом». «Один дома», «Большая семья», «Мама заболела», «Разбили папину чашку» |
|
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация «Цветок для мамы», Рисование карандашами «Подарок для папы». Выставка детских рисунков «Моя семья». Изготовление поделок на день Матери. |
|
Конструирование | «Дом, в котором мы живём», «Дом для большой семьи» |
|
Речевое развитие | Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью. Составление творческих рассказов: «Выходной день в моей семье», «Здравствуй, мамочка моя», «Как я помогаю дома». | Развивать активный словарный запас, грамматический строй речи. |
Консультация для родителей | «Знакомство дошкольников с родословной», «Зачем знакомить дошкольников с родословной?», «Как изготовить генеалогическое древо» | Способствовать совместному творчеству детей и родителей. Развитие интереса к рукоделию
|
«Мини-музей «Народная кукла»» (февраль-март 2020)
Образовательное направление | Виды деятельности | Задачи |
Беседы | «Что такое музей» «Быт русского народа»; «Русская народная одежда», «Чем играли наши бабушки»; «Бабушкины куклы»; «Народная тряпичная кукла». «Какие бывают куклы?» «Почему у куклы такое имя?» Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»; «Обереговые куклы». Знакомство с русским народным костюмом. | Познакомить с декоративно-прикладным искусством нашего народа, традиционной тряпичной куклой. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма и русского народного фольклора. Воспитывать чувство уважения к истории русского народа. |
Занятия – эксперименты | «Из какого материала легче сделать куклу». Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри»; «Одень куклу»; «Народные промыслы»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Составь орнамент»; «Что лишнее?». | Обогащение чувственного опыта ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с тканью, двигательного опыта рук
|
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Кукла моей бабушки».
| Учить детей украшать платье народными узорами (круги, полоски, квадраты и т. д.) |
Речевое развитие | Заучивание колыбельных, русских народных песен «Коляда», «Масленница»; закличек, колядок, прибауток. | Развивать активный словарный запас, грамматический строй речи. |
Чтение | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; М. А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек», небылиц «Богат Ермошка» и т. д. | Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. |
Консультация для родителей | «Как изготовить народную куклу», «Всему можно научиться - важно только не лениться» | Способствовать совместному творчеству детей и родителей. Развитие интереса к рукоделию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественно - эстетическое развитие детей в условиях ФГОС"
Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Развивая детск...
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников через художественно-эстетическую деятельность»
Консультация для родителей "Экологическое воспитание через художественно-эстетическую деятельность"...
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность...
Консультация для педагогов: " Экологическое воспитание дошкольников через художественно- творческую деятельность"
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);формирование системы экологических знаний и пр...
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС. ОПЫТ РАБОТЫ.
Опыт работы музыкального руководителя МАДОУ Детский сад №2 "Аленький цветочек" город Корсаков...
Выступление на тему: "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через художественно-эстетическое развитие"
Выступление на педагогическом совете...
«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через художественно-эстетическую деятельность"
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому...