Публичное выступление "Патриотическое воспитание дошкольников через художественно- эстетическую деятельность"
материал (средняя группа)

Скляренко Вера Викторовна

Воспитание любви к родному краю, к Родине остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития, будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Введение ребенка в мир культуры родного края, в духовную атмосферу «малой родины» закладывает фундамент нравственно-духовных основ личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.obrazovatelnyy_proekt.docx289.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №18»

(МБДОУ «Д/с №18»)



Образовательный проект

 «Создание мини-музеев «Народная игрушка»,

«Моя родословная»

C:\Users\Елена\Desktop\для Скляренко\40377606.jpg

Автор проекта: воспитатель Скляренко В.В.

Бугуруслан, 2019

Пояснительная записка

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по работе с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания через проектную деятельность организацию мини-музея.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в этом случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, то есть неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Почему я выбрала создание мини-музеев «Моя родословная», «Народная игрушка»?

         Сегодня едва ли не важнейшими и актуальными направлениями работы в сфере музейной педагогики духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Ведь от того, какое зерно мы посеем в души детей в дошкольном возрасте, таким ростком прорастет оно в будущем, влияя на формирование характера и самосознание личности.

Использование средств музейной педагогики позволяет пробудить в детях чувство принадлежности к своему роду, к родной земле, стремление приобщиться к культуре народа, его истории, традициям, искусству. А совместное изготовление воспитателями, родителями игрушек, тряпичных кукол вызывает у детей радость, счастье, желание играть с ними.  Проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Создание мини-музеев «Народная игрушка», «Моя родословная».

Тип проекта: познавательно - творческий, групповой с участием родителей воспитанников.

Срок реализации проекта: сентябрь 2019г.- сентябрь 2020г.

Место события:  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования  «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №18».

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель проекта: формирование гражданских чувств средствами музейной педагогики.

Задачи проекта:

  • Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России;
  • Воспитывать патриотические чувства;
  • Обогащать предметно-развивающую среду группы;
  • Формировать художественно-эстетическое воспитание;
  • Формировать представления о взаимосвязях разных культур.

Образовательные области: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.

Проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический, заключительный.

Этапы реализации проекта

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

  1. Подготовительный.

Цель: самосовершенствование по данной теме.

  • Составление плана по реализации проекта.
  •  Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей, музейной педагогики.
  • Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.  

Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении.

Сентябрь 2019г.

  1. Основной.

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

  • Разработка конспектов занятий, сценария праздников.  
  • Проведение совместных мероприятий с родителями, с ветеранами (Приложение 2).  
  • Посещение детской библиотеки, музея.

Организация мини-музеев в группе «Моя родословная», «Народная игрушка» (Приложение 1. План реализации проекта)

Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам.  

  • Диагностика детей.

Проявится устойчивый познавательный интерес к истории героического прошлого русского народа, сформируется гордость и уважение к старшему поколению. Сформируется представление о Великой Отечественной войне.

Декабрь 2019г.-

сентябрь 2020г.

  1. Итоговый.

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

  • Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.
  • Создание мини-музеев в группе «Моя родословная», «Народная игрушка».
  • Анкетирование и опрос детей и родителей.
  • Обобщение работы.

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость.

Сентябрь 2020г.

Риски

1.Низкий познавательный интерес.

2.Низкая информированность родителей, их пассивность.

Предупреждение рисков

Для повышения познавательного интереса воспитанников и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по проекту «Создание мини-музея по гражданскому воспитанию дошкольника», привлечь родителей к активному участию в проекте со своими детьми».

Предполагаемые результаты для детей:

  • Обогатится представление детей о народном искусстве и художественных промыслах.
  • Расширятся представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
  • Дети привлечены к созданию развивающей среды дошкольного учреждения.

Предполагаемые результаты для воспитателей:

  • Появится тесный контакт с родителями воспитанников;
  • Пополнится предметно - развивающая среда;
  • Разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей:

  • родители станут активными помощниками в жизни группы;
  • отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

Обеспечение проекта

Материально - техническое:  

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности.

Учебно-методическое:  

Детская художественная литература.

Методическая литература.

Дидактические игры.

Конспекты занятий и бесед о Великой Отечественной войне.

Мультимедийных презентации к занятиям и беседам о Великой Отечественной войне.

Накопление предметов в музей: фотоматериалов, иллюстрированного материала, детских работ. 

В основу работы легли следующие принципы:

1.Интеграции (музей создается с учётом содержания образовательной программы детского сада, этот процесс предполагает тесное сотрудничество педагогов, детей и родителей);

2.Непрерывности (музей является частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью детей, а деятельность ребёнка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т.д.);  3.Партнёрства (музей - это результат сотрудничества взрослых, детей и социума)  деятельности и интерактивности (дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее, проводить опыты);  научности (экспонаты достоверно отражают заявленную тему, объясняют различные процессы и явления на доступном и в то же время научном уровне);  динамичности и вариативности (мини-музей периодически меняется – по тематике, экспонатам, содержанию).

Перспективы дальнейшего использования

Проект можно реализовать воспитателями дошкольных образовательных организаций.

Приложение 1.

План реализации проекта

«Мини-музей «Моя родословная»» (декабрь-январь 2020)

Цель: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи.

Задачи:

  • формировать представление о семье, о членах семьи, родственных связях.
  • познакомить с понятиями «род», «родня», «родословная», «предки».
  • дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
  • развивать устную речь, учить составлению коротких рассказов о семье, с называнием полных имен всех ее членов.
  • воспитывать интерес к истории своей семьи, дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях.
  • привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

Образовательное направление

Виды деятельности

Задачи

Беседы

 «Моя семья», «Что я знаю о своей семье», «Наша дружная семья», «Отдыхаем всей семьей», «В гостях у дедушки с бабушкой», «Бабушка заболела», «Увлечения моей семьи», «Как я помогаю маме (папе)», «Чем мы занимаемся по выходным», «Что любит мама», «Мужская работа».

 

Дидактические игры

«Назови ласково», «Что сначала, что потом?

формировать представления о росте и развитии человека, о социальных ролях, которые люди выполняют в разные возрастные периоды

Сюжетно – ролевые игры

«В гостях», «Семья», «Дочки-матери», «Папа-доктор», «Детский сад», «Наш дом». «Один дома», «Большая семья», «Мама заболела», «Разбили папину чашку»

 

Художественно-эстетическое развитие 

Аппликация «Цветок для мамы», Рисование карандашами «Подарок для папы». Выставка детских рисунков «Моя семья».

Изготовление поделок на день Матери.

 

Конструирование

«Дом, в котором мы живём», «Дом для большой семьи»

 

Речевое развитие

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.

Составление творческих рассказов: «Выходной день в моей семье», «Здравствуй, мамочка моя», «Как я помогаю дома».

Развивать активный словарный запас, грамматический строй речи.

Консультация для родителей

«Знакомство дошкольников с родословной», «Зачем знакомить дошкольников с родословной?», «Как изготовить генеалогическое древо»

Способствовать совместному творчеству детей и родителей. Развитие интереса к рукоделию

 

«Мини-музей «Народная кукла»» (февраль-март 2020)

Образовательное направление

Виды деятельности

Задачи

Беседы

 «Что такое музей» «Быт русского народа»; «Русская народная одежда»,

«Чем играли наши бабушки»; «Бабушкины куклы»; «Народная тряпичная кукла». «Какие бывают куклы?»

«Почему у куклы такое имя?»

Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»; «Обереговые куклы».

Знакомство с русским народным костюмом. 

Познакомить с декоративно-прикладным искусством нашего народа, традиционной тряпичной куклой.

Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма и русского народного фольклора. Воспитывать чувство уважения к истории русского народа.

Занятия – эксперименты

«Из какого материала легче сделать куклу».

Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри»; «Одень куклу»; «Народные промыслы»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Составь орнамент»; «Что лишнее?».

Обогащение чувственного опыта ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с тканью, двигательного опыта рук

 

Художественно-эстетическое развитие 

Рисование: «Кукла моей бабушки».

 

Учить детей украшать платье народными узорами (круги, полоски, квадраты и т. д.) 

Речевое развитие

Заучивание колыбельных, русских народных песен «Коляда», «Масленница»; закличек, колядок, прибауток.

Развивать активный словарный запас, грамматический строй речи.

Чтение

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; М. А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек», небылиц «Богат Ермошка» и т. д.

Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. 

Консультация для родителей

«Как изготовить народную куклу»,

«Всему можно научиться - важно только не лениться»

Способствовать совместному творчеству детей и родителей. Развитие интереса к рукоделию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественно - эстетическое развитие детей в условиях ФГОС"

Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Развивая детск...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников через художественно-эстетическую деятельность»

Консультация для родителей "Экологическое воспитание через художественно-эстетическую деятельность"...

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность...

Консультация для педагогов: " Экологическое воспитание дошкольников через художественно- творческую деятельность"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);формирование системы экологических знаний и пр...

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС. ОПЫТ РАБОТЫ.

Опыт работы музыкального руководителя МАДОУ Детский сад №2 "Аленький цветочек" город Корсаков...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через художественно-эстетическую деятельность"

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому...