Музыкально-Творческий Проект "Звуки вокруг нас"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
1. ПРОЕКТ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?»
1.1 ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I этап:
- Определение проблемы
- Выбор темы проекта
- Определение цели проекта
- Определение задач проекта
II этап:
Сбор, систематизация и хранение информации по теме проекта
III этап:
Выполнение проекта
1.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. Название проекта: «Звуки вокруг нас»
2. Продолжительность: средней продолжительности
проекта (1 месяц)
3. Тема проекта: «Откуда берется звук?»
4. Тип проекта: исследовательскиий
5. Проблемные
вопросы: «Что такое звуки?»
«Как они получились?»
«Почему их так много, целое море?»
6. Гипотеза: Дрожит, значит звучит…
7. Цель: Познакомить детей с принципами
образования и улавливания звука
8. Задачи: - Воспитывать интерес к звучащему миру
- Развивать наблюдательность
- Развивать изобретательность
(при изготовлении шумовых
инструментов из различных материалов)
9. Мероприятия - Исследовательская деятельность детей:
по решению задач: «Звуки вокруг нас» (шумы, деревянные,
стеклянные, пластмассовые, шуршащие
звуки)
- Дидактическая игра
«Что звучит?»; «Музыка или шум?»
- Свойства шумов
(работа с карточками)
10. Презентация проекта: Открытое занятие
11. Участники проекта: Дети старшей группы
«Березка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.docx | 54.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №114
Музыкально-Творческий проект
«Звуки вокруг нас»
Подготовила Музыкальный Руководитель
Солодягина Надежда Сергеевна
г. Дзержинск
Нижегородской области
2017 год
Содержание
1. Проект «Откуда берется звук?»…………………………………………..3
1.1 План работы над проектом………………………………………………3
1.2 Технологическая карта проекта………………………………………….4
1.3 I этап……………………………………………………………………….5
1.4 II этап………………………………………………………………………6
1.5 III этап……………………………………………………………………..12
2. Проект «Музыкальные звуки»…………………………………………….18
2.1 План работы над проектом……………………………………………….18
2.2 Технологическая карта проекта…………………………………………..19
2.3 I этап………………………………………………………………………..20
2.4 II этап……………………………………………………………………….20
2.5 III этап………………………………………………………………………22
3. Выводы……………………………………………………………………….23
4. Оценка эффективности своей деятельности……………………………….24
5. Литература……………………………………………………………………26
1. ПРОЕКТ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?»
1.1 ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I этап:
- Определение проблемы
- Выбор темы проекта
- Определение цели проекта
- Определение задач проекта
II этап:
Сбор, систематизация и хранение информации по теме проекта
III этап:
Выполнение проекта
1.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. Название проекта: «Звуки вокруг нас»
2. Продолжительность: средней продолжительности
проекта (1 месяц)
3. Тема проекта: «Откуда берется звук?»
4. Тип проекта: исследовательскиий
5. Проблемные
вопросы: «Что такое звуки?»
«Как они получились?»
«Почему их так много, целое море?»
6. Гипотеза: Дрожит, значит звучит…
7. Цель: Познакомить детей с принципами
образования и улавливания звука
8. Задачи: - Воспитывать интерес к звучащему миру
- Развивать наблюдательность
- Развивать изобретательность
(при изготовлении шумовых
инструментов из различных материалов)
9. Мероприятия - Исследовательская деятельность детей:
по решению задач: «Звуки вокруг нас» (шумы, деревянные,
стеклянные, пластмассовые, шуршащие
звуки)
- Дидактическая игра
«Что звучит?»; «Музыка или шум?»
- Свойства шумов
(работа с карточками)
10. Презентация проекта: Открытое занятие
11. Участники проекта: Дети старшей группы
«Березка»
1.3 I этап
Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки»
Музыкальный руководитель:
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, почему их так много - целое море?, откуда берутся звуки?
Дети: высказывают свое мнение.
Музыкальный руководитель:
А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки? какие звуки нас окружают?
Дети:
Да.
Музыкальный руководитель:
Тогда предлагаю вам заняться исследовательской деятельностью.
После беседы музыкальный руководитель вместе с детьми определила:
- проблемные вопросы:
«Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много – целое море?»
- выдвинула гипотезу – дрожит, значит звучит…
- обозначила цель проекта:
Познакомить детей с принципами образования и улавливания звуков.
- тема, цель проекта позволили определить задачи:
а) воспитывать интерес к звучащему миру;
б) развивать наблюдательность;
в) развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов).
1.4 II этап
СБОР, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
В процессе II этапа работы над проектом шла работа с детьми:
- Общение «Звуки вокруг нас»
Музыкальный руководитель:
Дорогие ребята!
Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
(Дети выполняют действия по тексту).
Музыкальный руководитель:
Что мы сейчас делали?
Дети:
Топали, хлопали, шумели.
Музыкальный руководитель:
Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)
Они называются – шумы.
Давайте минуту помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет?
(Дети минуту слушают).
Музыкальный руководитель:
Итак, что вы услышали?
Дети:
Шаги и речь людей за спиной, звонок телефона, топот детей в группе, шум на кухне.
Музыкальный руководитель:
Мы все время что – то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас – звучащий.
Давайте с вами поиграем. Я буду включать шумы, а вы их угадывать.
Фонограммы различных шумов (А. Буренина «Театральные шумы»).
Дети угадывают.
Музыкальный руководитель:
Я попрошу вас послушать и дома нарисовать мальчикам – шумы, которые вы услышали на улице; девочкам – шумы, которые вы услышали дома. (Приложение 3).
- Исследовательская деятельность детей.
Музыкальный руководитель:
Дети, вы попали в Страну чудес, где живут необычные жители – звуки.
Перед вами на столе разложены: деревянные палочки, стеклянные стаканы, ложка, карандаш, пластмассовая коробочка, связка ключей.
Выберите среди лежащих на столе предметов:
- деревянные: - палочки, кубики,
- постучите ими,
- определите свойства звука (сухой, теплый),
- найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать
деревянные звуки.
- стеклянные: - стеклянные стаканы,
- постучите ими друг о друга,
- постучите по ним ложкой,
- определите свойства звука (нежный, прозрачный, чистый,
тонкий),
- найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать
стеклянные звуки (окно, зеркало).
- металлические: - связка ключей,
- позвените ими,
-определите свойства звука (яркий, призывный),
- найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать
металлические звуки.
- шуршащие: - лист бумаги,
- смять ее,
- порвать ее,
- найти в зале предметы, мебель, которые могут издавать
шуршащие звуки (шторы, одежда, когда ее чистят
щеткой),
- определите свойства звука (тихие, незаметные).
- Дидактическая игра «Что звучит?»
Цель: определение предмета по издаваемому звуку.
Ход игры:
В аудиозаписи слышны различные звуки. Музыкальный руководитель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, шум ветра, топот лошадки и т. д.).
Музыкальный руководитель спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (пошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся и с остальными предметами и подбираются предметы, издающие разные звуки (журчание ручья - ключи, цокот копыт - кастаньеты, шум дождя - лейка).
- Дидактическая игра «Музыка или шум?»
Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков.
Ход игры:
Музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает предметы (музыкальные и шумовые), выясняет, какие из них могут издавать музыку.
Дети называют предметы, извлекают 2-3 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, что это за песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится – (шум). Дети рассматривают коробочки «со звуками», заглядывая в них, определяют одинаковые ли будут звуки и почему (нет, т. к. разные предметы «шумят» по – разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек.
Вывод: музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «коробочки - шумелки» - шум (немузыкальные звуки).
- Викторина «Музыкальные и не музыкальные звуки».
Цель: закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.
Музыкальный руководитель:
Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным.
«Музыкальные» - поднимаете синие карточки,
«Не музыкальные» - поднимаете зеленые карточки.
- Пение мальчика (муз.)
- Скрип двери (не муз.)
- Звучание женского хора (муз.)
- Шум моря (не муз.)
- Подметание пола щеткой (не муз.)
- Стук мяча (не муз.)
- Игра на скрипке (муз.)
- Игра на фортепиано (муз.)
- Шум трактора (не муз.)
- Звучание симфонического оркестра (муз.)
- «Свойства шумов»
Музыкальный руководитель:
Шумами называют звуки, которые нас окружают. Иногда они бывают тихие, иногда громкие, иногда очень громкие. Многие шумы существуют сами по себе и никак не зависят от человека. Обычно это звуки природы, например, шум ветра, грохот водопада, крики животных и птиц или раскаты грома. Но есть и шумы, которые производит человек. Сейчас я предлагаю вам выполнить задания.
Задание 1 .
Из предложенного набора картинок выбрать шумы природы, и шумы, которые производит человек.
Задание 2.
Подобрать названия предметов, которые способны издавать указанные шумы и расположите их в правильном порядке.
Деревянные связка ключей
Стеклянные дом
Пластмассовые посуда
Металлические стакан
Задание 3.
Найдите наиболее точные определения шумов.
Набор карточек – шумов: Деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.
Набор карточек: скрип, звон, шелест, скрежет.
Картинки: лестница, колокол, ноготь, пирамидка.
- Общение «Что такое звуки?»
Музыкальный руководитель:
Дети, что такое звуки? Как они получились? Почему их целое море?...
Скажите, пожалуйста, вам приходилось когда – нибудь бросать камешки в воду?
Дети делятся воспоминаниями.
Музыкальный руководитель:
Значит, вам легко представить, что звуки – это такие же волны, только воздушные. К сожалению, их не видят наши глаза, зато их прекрасно слышат наши уши.
А теперь давайте тихонько коснемся стакана чайной ложечкой. Что сразу слышим?
Дети: Звук.
Музыкальный руководитель:
Откуда же он взялся? Оказывается, при соприкосновении ложечки со стаканом происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук.
Мы не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень тонкие. Они так мелко и часто дрожат, что человеческий глаз этого заметить не может.
А если тронуть струну гитары, то мы без труда увидим колебание: она дрожит, будто раздваивается.
Значит, если дрожит – то звучит.
Вывод: Из проведенного исследования детям стало известно, какие шумы, звуки нас окружают, почему их так много – целое море.
На следующем этапе проекта дети найдут подтверждение гипотезе проекта – «Дрожит, значит звучит».
1.5 III этап
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
«Откуда берется звук?»
(Конспект музыкального занятия)
1 – я часть
1 часть : «Откуда берется звук?»
Материалы: лейка, сделанная по типу душа, две одинаковые бутылки с узким горлышком, таз, воронка, воронки, сделанные из плотной бумаги.
Ход занятия
1. Дети сидят на стульях. Музыкальный руководитель беседует с детьми:
- Слышали ли вы как про кого – то говорят «У него ушки на макушке?»
- Где у человека расположена макушка?
- Что у человека находится на макушке?
- Где у человека расположены уши?
- Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?
Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.
Музыкальный руководитель предлагает сравнить размер ушей зверей и людей и продолжает беседу:
- Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?
- В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?
- Что ответил Красной Шапочке волк?
Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, зачем зверям такие большие уши?
2. Музыкальный руководитель отходит подальше от детей и что – то говорит тихим шепотом. Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к музыкальному руководителю нельзя.
Если дети не могут услышать, что говорит музыкальный руководитель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.
(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).
Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, почему же лучше слышно, ели ухо большое.
3. Дети подходят к столу, на котором стоит тазик, две одинаковые бутылки с узким горлышком, лейка по типу душа и воронка. Музыкальный руководитель продолжает беседу:
- Видели ли вы, как летом собирают дождевую воду?
- Зачем она нужна?
(Музыкальный руководитель ставит в таз одну бутылку и начинает наливать в нее воду из лейки).
- Сколько воды набралось в бутылку?
- Что нужно сделать для того, чтобы воды набралось больше?
После обсуждения приходим к выводу, что в бутылку нужно поставить воронку. Количество налитой в обе бутылки воды сравнивается.
Музыкальный руководитель предлагает каждому ребенку по одной воронке, сделанной из листа ватмана, и предлагает самим догадаться, как ее использовать, чтобы сказанные шепотом слова музыкального руководителя можно было отчетливо услышать.
- Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?
Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод, что стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.
4. Музыкальный руководитель продолжает беседу:
- Как же образуется звук?
Дети подходят к столу, на котором лежат металлическая линейка, гитара, расчески по количеству детей.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук?
(Линейку одним концом прижимают к столу и дергают за свободный конец – раздается звук).
- Что происходит с линейкой? Она дрожит.
- Заставьте звучать гитару. Что вы для этого сделали?
- Что происходит со струной, когда она звучит? Она дрожит.
Делается вывод о том, что если дрожит – значит звучит.
2 часть
Творческое музицирование
1. Войдем в волшебный мир звуков.
Музыкальный руководитель:
Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
… Удивителен мир звуков, окружающий нас: вот мяукает кот и тихо позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шуршит книжка.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Дети: (хором)
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
2. Слушаем и воображаем.
Дети садятся в круг, в центре которого педагог из «волшебной» корзины достает различные предметы: громко тикающий будильник, стеклянный стакан (звенит им), железную крышку от кастрюли, деревянные кубики, шуршит бумажкой и тихонько свистит, чтобы было похоже на ветер, а затем громко дышит, переливает воду. Дети не открывая глаз, стараются отгадать, что это звучало.
3. Музыкальная мастерская – 1:
«Волшебные коробочки»
Музыкальный руководитель раздает детям разноцветные коробочки от йогурта, и резинки. Предлагает детям подумать, как можно из этих двух предметов сделать музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала, как струна (резинку надо просто надеть на коробочку от йогурта). Предложить детям поэкспериментировать с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте. Дети должны убедиться, что у них в руках действительно музыкальный инструмент.
Резинкой можно довольно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Звук получается значительно более яркий.
Предложить детям украсить музыкальные инструменты, просунув снизу под резинку 2-3 ленточки из разноцветной гофрированной бумаги. В таком виде у инструмента появляется еще один звук: если взяться за резинку сверху и помахать коробочкой, то ленточками можно шуршать. Дети сами должны догадаться, какой новый звук появился?
4 . Играем и танцуем.
Музыкальный руководитель предлагает детям с помощью сделанного ими самими инструмента поиграть в игру «Музыкальное приветствие». Под музыку (по выбору музыкального руководителя) дети врассыпную двигаются по залу легким бегом. На акцентированные концы фраз, встретившись с произвольным партнером, здороваются с ним, дергая за резинку и ритмично произнося слова в такт музыке: «Привет!» Дети могут для приветствия образовывать группы из 3-4 человек. На среднюю часть пьесы все импровизированно танцуют, размахивая ленточками. Во время танца дети используют ленты как атрибут для украшения своей импровизации.
5. Музыкальная мастерская – 2.
Дети берут по расческе.
Музыкальный руководитель беседует с детьми.
- Попробуйте извлечь звук из расчесок. Почему ваши расчески звучали? Что у расчесок дрожит? Какой звук у расчески – тихий или громкий?
Музыкальный руководитель предлагает нескольким детям начать отходить назад от звучащих расчесок до тех пор, пока звук их будет совсем не слышен. Затем спрашивает:
- А что мы можем сделать, чтобы звук было вам слышно гораздо лучше? (использовать бумажные воронки).
6. Парикмахерская полька.
Музыкальный руководитель предлагает детям представить, что расческа – это вовсе не расческа, а музыкальный инструмент, на котором умеют играть все парикмахеры. Перед тем как постричь или причесать детей, они веселят их своей игрой.
Музыкальный руководитель раздает всем детям расчески и предлагает попробовать извлечь из них звуки, послушать, какие они, сравнить разные, выяснить, от чего это зависит.
Музыкальный руководитель берет большие портняжные ножницы и говорит, что сейчас вместе с ними сыграет парикмахерскую польку «Музыкальная прическа». В партии ножниц должно быть слышно ритмичное щелканье ими. Музыкальный руководитель может посадить «клиента» и разыграть стрижку с причесыванием под музыку (например, «Литовская полька»). Во второй части польки дети играют на расческах с помощью медиатора или кусочка плотной бумаги, сложенной уголком.
Музыкальный руководитель предлагает нескольким детям взять бумажные воронки, отойти на 2-3 метра от играющих и послушать, как усиливается звучание с помощью воронки (дети то прикладывают ее к уху, то убирают).
Музыкальный руководитель спрашивает детей : «Сыграем еще раз?».
Тогда предлагает нескольким детям сделать прическу одной из девочек под музыку польки (используя при этом маленькие заколочки, разноцветные резиночки). Парикмахерам надо расположиться за спинами играющих или за ширмой, чтобы можно было удивить музыкантов невиданной прической. Оркестр исполняет польку еще раз, за это время парикмахеры стараются прикрепить к волосам девочки как можно больше украшений.
Вывод:
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезу проекта.
РЕЗУЛЬТАТ
В результате выполнения проекта у детей произошло:
- развитие познавательных способностей,
- развитие творческого мышления,
- развитие коммуникативных навыков,
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
2. ПРОЕКТ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ»
Также метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Проект «Музыкальные звуки» был подготовлен детьми старшей группы «Березка», занимающимися в группе раннего развития детей ДМШ, преподавателем которой является мама одного из участников проекта.
2.1 ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
1 этап: Выбор темы.
2 этап: Сбор, систематизация, хранение информации по теме.
3 этап: Выполнение проекта.
4 этап: Презентация.
2.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. | Название проекта: | «Звуки вокруг нас». |
2. | Продолжительность проектной деятельности: | Средней продолжительности (1,5 месяца). |
3. | Тема проекта: | «Музыкальные звуки». |
4. | Тип проекта: | Практико-ориентированный. |
5. | Проблема: |
|
6. | Гипотеза: | Тембр музыкального звука зависит от размера инструмента, материала, из которого он сделан, от способа звукоизвлечения. |
7. | Цель: | Выявить характеристики музыкальных звуков:
|
8. | Задачи: |
|
9. | Мероприятия по решению задач: |
|
10. | Презентация проекта: | Защита проекта на городском методическом объединении музыкальных руководителей ДОУ. |
11. | Участники проекта: | Дети группы развития, преподаватель МОУ ДОД «ДМШ» Алиева Е.В. |
2.3 I этап
Выбор темы проекта
На музыкальных занятиях в детском саду Ольга Евгеньевна знакомила детей со звуками, которые нас окружают. Так как воспитанники старшей группы «Березка» Макар, Паша, Саша обучаются в музыкальной школе в группе раннего эстетического развития по программе Манаковой И. П. «Мир в звуках» и на уроках тоже знакомятся со звуками окружающего нас мира, а также со звучанием музыкальных инструментов, Ольга Евгеньевна обратилась к детям с вопросом, хотят ли они больше узнать об окружающих звуках, и предложила нам тему проекта «Музыкальные звуки».
2.4 II этап
Сбор, систематизация, хранение информации по теме
- Самостоятельный поиск ребёнком информации:
- Беседа с родителями:
- «Что такое музыкальные звуки?»
- «Как они появились?»
- «Где мы можем их услышать?»
- Экскурсия по музыкальной школе с целью исследования музыкальных инструментов:
Металлофон состоит из металлических пластин, а ксилофон из деревянных брусочков разного размера.
Извлекается звук из инструмента ударом молоточка.
Играя на инструментах, дети выяснили: чем меньше пластина (брусок), тем выше будет звук.
Струнные инструменты
Оксана Андреевна, педагог ДМШ по классу скрипки, познакомила детей со скрипкой. Скрипка состоит из двух частей: корпуса и грифа, между которыми натянуты 4 струны.
На самой маленькой скрипке учатся играть самые младшие ученики музыкальной школы.
Извлекается звук прикосновением смычка к струнам. Тогда звук скрипки певучий, протяжный. Но можно и защипнуть струну, тогда тембр будет лёгкий, отрывистый. Такой приём называется «пиццикато».
С большим удовольствием ребята рассматривали выставку творческих работ учеников Оксаны Андреевны.
Деревянные духовые инструменты
Преподаватель духовых инструментов Пётр Васильевич рассказывает ребятам о том, что флейта и кларнет раньше изготавливались из дерева, поэтому они называются деревянными.
А духовыми эти инструменты называют потому, что звук в них появляется с помощью дыхания. Чтобы инструмент зазвучал, в него нужно подуть, нажимая при этом на клапаны, которых у инструмента очень много,
Подарком от Пётра Васильевича стала игра на баяне – клавишно-духовом, или как его ещё называют, клавишно-меховом инструменте.
Медные духовы инструменты
Преподаватель Михаил Ширинович, объясннил строение медных духовых инструментов. Их главная особенность – широкий раструб и металлический мундштук.
В отличие от деревянных духовых, на медных всего 3 или 4 клапана, А разные звуки играются разным положением губ.
У всех этих инструментов тембр трубящий, яркий, призывный, но чем инструмент больше, тем звук ниже, тяжелее.
Самый высокий и лёгкий звук у трубы, а самый низкий густой и тяжёлый – у тубы.
Ударные инструменты
Мальчики выяснили, что на ударных инструментах мелодию сыграть нельзя, но зато можно простучать ритмы.
Ударные - это «сердце» оркестра.
С огромной радостью дети играют на ударной установке и выясняют, что звук появляется от прикосновения, удара барабанных палочек по инструменту.
3) Отражение информации в разнообразной деятельности:
- На занятиях детей в группе раннего эстетического развития по программе Манаковой И. П. «Мир в звуках».
- Рисунки исследованных инструментов оформлены в альбом «Музыкальные инструменты» (Приложение ).
- Составление звуковых портретов музыкальных инструментов.
2.5 III этап
Выполнение проекта
Вся информация, собранная в процессе исследовательской деятельности, была представлена детьми и преподавателем на городском методическом объединении музыкальных руководителей ДОУ «Метод проектов в музыкальном воспитании дошкольников». Также были сделаны фотографии и оформлен альбом «Музыкальные инструменты» .
В ходе сбора информации, исследования музыкальных инструментов детям стало известно, что музыкальные звуки – это «кирпичики» музыки. Если их объединить, собрать в мелодию, то можно «построить» музыкальную пьесу. Звуки оживут, заговорят, расскажут нам увлекательную историю, заставят нас переживать и радоваться, плакать и смеяться. Нужно только правильно подобрать звуки, использовать их свойства: высоту, тембр, динамику.
На уроках в музыкальной школе детям предлагаются задания на импровизацию и сочинение.
Саша представил образ Карабаса – Барабаса, злого и страшного персонажа из всеми любимой сказки «Приключения Буратино». Для музыкальной характеристики героя был выбран очень низкий, тяжелый, грубый тембр. Сочиненная мелодия была записана с помощью преподавателя, оформлена на страничке с портретом Карабаса – Барабаса. Исполняет Саша свою мелодию на фортепиано.
Результат
- Расширился общий кругозор детей.
- Развился еще больший интерес детей к музыке, музыкальным инструментам.
- Произошло развитие познавательных способностей.
- Воспитались навыки умения применять теоретические знания на практике.
3. Выводы
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.
1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.
2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.
4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внедрение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность требует дальнейшего более глубокого внедрения. В центре внимания у нас находится ребенок, оригинально мыслящий, предлагающий неожиданные ответы и решения на все вопросы, наблюдательный быстро реагирующий на все новое, неожиданное.
Я уверенна, что музыкальное воспитание должно идти через метод проектов, который бы затрагивал знания и умения детей. Внедрять в работу метод проектов надо на определенном промежутке времени. Проводить мониторинг, вносить элемент творчества в последующей разработке. Именно через метод проектов ребенок приобретает те знания, которые пригодятся ему в будущем изобретать, понимать и осваивать новое.
Видя результаты своего труда, наблюдая за детьми, я получала моральное удовлетворение. Дети научились выражать свои знания, впечатления, в самостоятельной творческой деятельности, у них сформировалось представление о том, откуда берется звук, они узнали, какие предметы могут извлекать звуки. Многим детям метод проектов помог повысить самооценку, воспитать волю, характер, развить творческие способности, творческую активность, черты лидера. Использование метода проектов способствовало ускорению процесса музыкального воспитания, повысило качество творческих проявлений детей (Гистограмма).
Практика показала, что суть успеха реализации проекта заключается во взаимной работе музыкального руководителя, детей, воспитателей и родителей. На будущее я наметила пути дальнейшего внедрения метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность. Для чего я это делаю? Я хочу развить у детей устойчивый интерес к методу проектов в музыкально – педагогической деятельности:
- Подвести детей к самостоятельному созданию вместе с родителями проектов.
- Расширить знания детей о музыке, музыкальных инструментах, музыкальных произведениях, о композиторах.
- Развить представление об эмоциональном восприятии музыки.
Занимаясь с детьми, я чувствую и в себе позитивные перемены. Уча детей, учись сама.
Презентация, защита проекта проходила на городском методическом объединении музыкальных руководителей ДОУ Качканарского городского округа.
Литература
1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002
2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008
3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003
4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003
5.«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора"
Творческий проект....
Творческий отчёт "Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"
Творческий отчёт " Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"...
Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для музыкально- творчески - способных детей....
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» Здравствуй...
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...
Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Ка...