Статья в книгу "Опыты и эксперименты как средство экологического воспитания"
статья (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
УДК
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Клементьева А.А
МАДОУ №49
Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет экспериментирование и опыты в природных условиях.. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
В процессе детского экспериментирования и опытов ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к экспериментам, как к ведущему способу познания окружающего мира.
При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка , но и для живых объектов, т.е. опыты и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.
В основе экспериментирования лежит ориентировочно – исследовательности (поисковая) деятельность. Н.Н. Поддъяков выделяет два вида поисковой деятельности:
- Активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка. Он выступает как субъект, самостоятельно строящий свою деятельность, ставит цели, ищет пути и способы их достижения.
- Поисковая деятельность организуется взрослым. Он выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок.
Оба эти вида поисковой деятельности способствует сдвигам в умственной деятельности. Однако, во втором виде не развивается самостоятельный поисковой навык решений, без чего невозможно развитие творчества.
Вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников».
план самообразования Хузина Зульфира Рафиковна...
Мастер-класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...
«Игры и эксперименты как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Выступление на пеагогическом совете № 4 МАДОУ д/С № 6 общеразвивающего вида станицы Калининской...
План самообразования «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести пла...
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»...
Участие на ГМО "Игры и эксперименты. как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко- Школы"
Видеопоказ эксперимента ОД на ГМО "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко школа"...
Мастер-класс для педагогов "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов "Игры и экспериментирование, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста". Данный мастер - класс поможет найти что-то новое те...