Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников».
материал (подготовительная группа) по теме
план самообразования Хузина Зульфира Рафиковна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie5.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №16 «Тополек» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
«Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников».
Период работы над темой: 2015-2020
Составила: Хузина З.Р.., воспитатель 1 квалификационной категории
- Формы и методы экологического воспитания дошкольников.
- Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника.
- Экологические наблюдения и эксперименты как средство экологического воспитания ребенка.
- Игра как метод экологического воспитания.
- Формирование положительной мотивации к окружающему миру у дошкольников средствами экологического воспитания.
- Экологическое воспитание в семье.
- Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста
Актуальность выбранной темы:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир перед ребёнком открывается через опыт его личных ощущений, переживаний и действий. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно — образное мышление, и экспериментирование, как не какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а впервые три года — практически единственным способом познания мира. Но не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к живым существам, обитателям природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе. Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Благодаря развитию познавательско-исследовательской деятельности развивается и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Цель:
Доказать, что игры и эксперименты являются наиболее эффективными в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи:
- изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;
- воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
Предполагаемый результат:
- Применение разнообразных экологических игр в работе с детьми;
- Подборка и систематизация экологических игр и экспериментов;
- Создание каталога презентаций.
Форма отчета по проделанной работе:
- Сообщение на заседании педсовета и МО воспитателей.
- Оформление результатов в виде презентаций.
- Проведение открытых мероприятий внутри ДОУ.
Этапы работы над темой самообразования
№ п/п | Этапы | Содержание |
1 | Диагностический 2015-2016г.г. | 1. Анализ профессиональных затруднений. 2. Определение целей и задач темы. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 4.Подписка на методическую литературу «Воспитатель ДОУ» 5.Изучение методической, педагогической и психологической литературы. |
2 | Прогностический 2016-2017г.г. | 1.Выявление особенностей экологической игры и экспериментов. 2.Изучение опыта работы воспитателей по выбранной теме. 3.Участие в научно - практической конференции 4.Систематизация материалов методической, педагогической и психологи ческой литературы по теме. 5.Корректировка работы |
3
| Практический 2017-2019г.г. | 1. Открытые занятия внутри ДОУ. 2. Участие в конкурсах, конференциях. 3.Разработка презентаций к занятиям по направлению. 4. Посещение семинаров. 5. Самоанализ и самооценка своих занятий. 6. Разработка методического банка (экологические игры. опыты и эксперименты) 7. Внесение необходимых корректив. |
4 | Обобщающий 2019-2020г.г. | 1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. 2.Открытые занятия на муниципальном уровне. 3. Выступление на заседании МО воспитателей по теме: «Игра как метод экологического воспитания дошкольников». 4.Участие в конкурсах педагогического мастерства различного уровня. 5.Консультативная помощь воспитателям и воспитанникам. 6.Мониторинг результатов работы. |
Содержание работы над темой самообразования
№ | Содержание работы | Источники | Сроки | Ожидаемый результат |
1 | Профессиональное направление |
|
| |
1 | Cовременные игровые технологии. | Методическая литература. Интернет. Периодические издания. | В течение 2 лет | Повышение качества проведения занятий. |
2 | Знакомство с новыми педагогическими технологиями в условиях доступной среды. | Методическая литература. Интернет. | Постоянно | Разработка новых форм, приёмов обучения. |
3 | Повышать квалификацию на курсах для воспитателей ДОУ. | Курсы повышения квалификации. | Постоянно | Применение новых знаний на практике. |
4 | Разработка рабочих программ по направлениям. | Интернет. Методическая литература | Август каждого года. | Рабочие программы. |
2 | Психолого-педагогическое направление. |
|
| |
1 | Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. | Научно-популярная литература. Интернет. | Постоянно | Повышение качества проведения занятий. |
| Методическое направление. |
|
| |
1 | Рассмотреть методику организации некоторых экологических игр и экспериментов. Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения. | Посещение занятий. Мастер-классы. Семинары. | Постоянно | Анализ и самоанализ занятий. |
2 | Участие в работе районного МО воспитателей. | Заседания МО | Постоянно | Выступление, обмен опытом. |
3 | Участие в работе педсоветов | Педагогические советы. | По мере посещения | Выступления, обмен опытом. |
4 | Организация работы с одарѐнными детьми и участие в конкурсах творческих работ. | Видео, аудио информация на различных носителях | Постоянно | Участие в конкурсах, конференциях. |
5 | Участие в работе творческой группы по разработке рабочих программ. | Интернет, научно-популярная литература. | Постоянно | Рабочие программы по предметам. |
6 | Информационно-компьютерные технологии. |
|
| |
1 | Использование ИКТ и внедрение их в учебный процесс. | Интернет, мероприятия по обмену опытом. | Постоянно | Открытые занятия. |
2 | Сбор и анализ в Интернете информации по теме. | Интернет | Постоянно | Создание каталога презентаций по темам. |
Литература:
- Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников, - М. : Мозаика-Синтез, 2011, - 128 с.
- Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П. : Детство-Пресс, 2013. – 300с.
- Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.
- Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2012 – 240 с.
- Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014. – 185 с.
- Поддъяков Н. Н. «Исследовательская активность ребенка».
- Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду».
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
- .Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста М.: Сфера 2005г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.,2005.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера,2004. 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
Самообразование позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог, владеющий навыками самостоятельной р...
План самообразования «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести пла...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня 2018-2023 гг. на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
План повышения профессионального уровня воспитателя на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. План составлен на 5 лет. Целью работы является воспитание основ: научить любить, ...
«Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс
Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объе...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".
Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования". Цели повышения...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя по теме самообразования: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников по ФОП ДО и ФГОС» на межаттестационный период 2024-2028 г.
Цель: повышение своего теоретического, практического уровня профессионального мастерства и компетентности по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников. Задачи: повысить соб...
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя на 2023-2024гг. Экологическое воспитание старших дошкольников в детском саду
Данный план самообразования написала для повышения своего профессионального уровеня, систематизации работы.Повысеть профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологическо...