Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников».
материал (подготовительная группа) по теме

план самообразования Хузина Зульфира Рафиковна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie5.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего  вида №16 «Тополек»  Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

«Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников».

Период работы над темой: 2015-2020

Составила: Хузина З.Р.., воспитатель 1 квалификационной категории

  1. Формы и методы экологического воспитания дошкольников.
  2. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника.
  3. Экологические наблюдения и эксперименты как средство экологического воспитания ребенка. 
  4. Игра как метод экологического воспитания.
  5. Формирование положительной мотивации к окружающему миру у дошкольников средствами экологического воспитания.
  6. Экологическое воспитание в семье.
  7.  Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста

 Актуальность выбранной темы:

      Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир перед ребёнком открывается через опыт его личных ощущений, переживаний и действий. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно — образное мышление, и экспериментирование, как не какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а впервые три года — практически единственным способом познания мира. Но не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к живым существам, обитателям природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе. Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Благодаря развитию познавательско-исследовательской деятельности развивается и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Цель: 

  Доказать, что  игры и эксперименты являются наиболее эффективными в экологическом воспитании дошкольников.

Задачи:

  • изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно    экологические игры;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе  элементарного эксперимента;
  •  воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

Предполагаемый результат:

  • Применение  разнообразных экологических игр в работе с детьми;
  • Подборка  и систематизация экологических игр и экспериментов;
  • Создание каталога презентаций.

Форма отчета по проделанной работе:

  • Сообщение на заседании педсовета и  МО воспитателей.
  • Оформление результатов в виде презентаций.
  • Проведение  открытых   мероприятий  внутри ДОУ.

 Этапы работы над темой самообразования

п/п

                 Этапы

                           Содержание

 

1

Диагностический

2015-2016г.г.

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4.Подписка на методическую литературу «Воспитатель ДОУ»

5.Изучение методической, педагогической и психологической  литературы.

2

Прогностический

2016-2017г.г.

1.Выявление особенностей экологической игры и экспериментов.

2.Изучение опыта работы воспитателей  по выбранной теме.

3.Участие в научно - практической конференции

4.Систематизация  материалов методической, педагогической и   психологи

ческой литературы по теме.

5.Корректировка работы

 

 

3

 

Практический

2017-2019г.г.

1. Открытые занятия внутри ДОУ.

2. Участие в конкурсах, конференциях.

3.Разработка презентаций к занятиям по направлению.

4. Посещение семинаров.

5. Самоанализ и самооценка своих занятий.

6. Разработка методического банка (экологические игры. опыты и эксперименты)

7. Внесение необходимых корректив.

4

Обобщающий

2019-2020г.г.

1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования.

 Подведение итогов.

2.Открытые занятия на  муниципальном уровне.

3. Выступление на заседании МО воспитателей по теме:

«Игра  как метод экологического воспитания дошкольников».

4.Участие  в  конкурсах педагогического мастерства различного уровня.

5.Консультативная помощь воспитателям и воспитанникам.

6.Мониторинг результатов работы.

Содержание работы над темой самообразования

Содержание работы

Источники

Сроки

Ожидаемый результат

 1

Профессиональное направление

 

 

1

Cовременные игровые технологии.

Методическая литература.

Интернет.

Периодические издания.

В течение 2 лет

Повышение качества

проведения занятий.

2

Знакомство с новыми педагогическими технологиями

в условиях доступной среды.

Методическая литература.  Интернет.

Постоянно

Разработка  новых форм,

приёмов обучения.

3

Повышать квалификацию на курсах для воспитателей ДОУ. 

Курсы повышения квалификации.

Постоянно

Применение новых

знаний на практике.

4

Разработка рабочих программ по  направлениям.

Интернет.

Методическая литература

Август каждого

года.

Рабочие программы.

 2

Психолого-педагогическое

направление.

 

 

1

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

Научно-популярная литература. Интернет.

Постоянно

Повышение качества

проведения занятий.

 

Методическое направление.

 

 

1

 Рассмотреть методику организации некоторых экологических игр и

экспериментов.

Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Посещение занятий.

Мастер-классы.

Семинары.

Постоянно

Анализ и самоанализ

занятий.

2

Участие в работе районного МО воспитателей.

Заседания МО

Постоянно

Выступление, обмен

опытом.

3

Участие в работе педсоветов

Педагогические советы.

По мере посещения

Выступления, обмен

опытом.

4

Организация работы с одарѐнными детьми и  участие в конкурсах творческих работ.

Видео, аудио информация на различных носителях

Постоянно

Участие в конкурсах,

конференциях.

5

Участие в работе творческой группы по разработке рабочих программ.

Интернет, научно-популярная литература.

Постоянно

Рабочие программы

по предметам.

 6

Информационно-компьютерные технологии.

 

 

1

Использование ИКТ и

внедрение их в учебный

процесс.

Интернет, мероприятия по обмену опытом.

Постоянно

Открытые занятия.

2

Сбор и анализ в Интернете информации по теме.

Интернет

Постоянно

Создание каталога

презентаций  по темам.

Литература:

  • Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников, - М. : Мозаика-Синтез, 2011, - 128 с.
  • Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П. : Детство-Пресс, 2013. – 300с.
  • Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.
  • Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2012 – 240 с.
  • Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014. – 185 с.
  • Поддъяков Н. Н. «Исследовательская активность ребенка».
  • Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду».
  • Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
  • Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
  • .Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста М.:  Сфера 2005г.
  • Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.,2005.
  • Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.:  Сфера,2004. 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  • Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.  Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

Самообразование позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.  Педагог, владеющий навыками самостоятельной р...

План самообразования «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести пла...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня 2018-2023 гг. на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

План повышения профессионального уровня воспитателя на тему "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. План составлен на 5 лет. Целью работы является воспитание основ: научить любить, ...

«Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объе...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".

Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".  Цели повышения...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя по теме самообразования: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников по ФОП ДО и ФГОС» на межаттестационный период 2024-2028 г.

Цель: повышение своего теоретического, практического уровня профессионального мастерства и компетентности   по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников. Задачи: повысить соб...

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя на 2023-2024гг. Экологическое воспитание старших дошкольников в детском саду

Данный план самообразования написала для повышения своего профессионального уровеня, систематизации работы.Повысеть профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологическо...