«Мой инновационный педагогический опыт» «Театрализация в детском саду»
презентация на тему
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Современное общество заинтересовано во всестороннем развитии своих членов, ибо только такие личности могут уловить современный жизненный ритм, не потеряться и внести существенный вклад в развитие общества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет в качестве целевых ориентиров такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка как инициативность и самостоятельность, способность выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности, уверенность в своих силах и открытость внешнему миру, толерантность, творческие способности, умение подчиняться социальным нормам, способность к волевым усилиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Мой инновационный педагогический опыт» «Театрализация в детском саду» | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов) Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Современное общество заинтересовано во всестороннем развитии своих членов, ибо только такие личности могут уловить современный жизненный ритм, не потеряться и внести существенный вклад в развитие общества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет в качестве целевых ориентиров такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка как инициативность и самостоятельность, способность выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности, уверенность в своих силах и открытость внешнему миру, толерантность, творческие способности, умение подчиняться социальным нормам, способность к волевым усилиям. Дети не только могут попробовать себя в роли актеров, но и в роли сценаристов, режиссеров, художников, декораторов, костюмеров и т.д. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. Таким образом, театрализованная деятельность позволяет реально развивать личность каждого ребенка на «удовольствии», в ситуации успеха.
Развитие детей в театрализованной деятельности 1. Что такое театр и его истоки. Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Античный театр - театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, стран Ближнего Востока (VI в. до н. э. IV- V вв. н. э.) В эту пору возникло европейское театральное искусство. У всех народов мира с древнейших времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти обряды дали жизнь драме и театру Греции, Рима. В Греции они были посвящены богу Дионису. Хор ряженых и запевала не просто исполняли песню, между ними возникал диалог, а значит – активная мимика, действие. В Риме на праздниках урожая пелись весёлые, потешные песни, в которых редко звучали актуальные темы, социальные мотивы; исполнялись танцы (пластическая культура движения, жеста). Таким образом, у истоков театра – народное искусство, возникшее как необходимый элемент в социальной и духовной жизни людей, как массовое зрелище.
В Древней Греции театр состоял из орхестры (круглая площадка, на которой выступали актеры, и хор вокруг которой располагались зрители), зрительных мест, скены (место переодевания и выход актёров к зрителям, которая находилась за пределами круга орхестры). Позже, к скене стали пристраивать параскении , где хранилось имущество театра; пароды – проходы между сценой и местами для зрителей. Древнегреческий актёр (мог быть только мужчина) мог по ходу спектакля играть несколько ролей, меняя маски. Греки придумали представлять сказания о своих богах и героях в живых лицах, поняли, как поучительно и занятно может быть театральное зрелище. где вместо рассказчика перед слушателями выступали те самые люди, о которых рассказывается в сказке (мифе). От греков мы позаимствовали и само слово " театр", которое по-гречески произносится театрон и означает " зрелище ". В России истоком театра был школьный театр, популярен – домашний. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра. Школьные театры, появившиеся в XVI – XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современной России. В XIX в. огромную роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах. Популярен был и крестьянский театр для детей. В европейских странах традиция театра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий на библейские и фольклорные сюжеты.
2 . Значение и специфика театрального искусства. Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности , воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: - с художественным образованием и воспитанием детей; - формированием эстетического вкуса; - нравственным воспитанием; - развитием коммуникативных качеств личности; - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру. Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
Театрализованная игра – это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений ( сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Требования к театрализованной игре: -Разнообразие тематики содержания. -Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса. -Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр. -Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр. .
Классификация театрализованных игр. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские . (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов) . В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. .
3. Приобщение детей к театрализованной деятельности. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона". С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.
Театрализованная деятельность в детском саду Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа , у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне . Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической подготовки.
Театрализованная деятельность Вносит разнообразие в жизнь ребенка. Дарит радость ребенку и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В процессе театрализованных игр: Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного. Активизируются и совершенствуются словарный, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения. Происходит коррекция поведения. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Видами драматизации являются: Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; Ролевые диалоги на основе текста; Инсценировки произведений; Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной, объемный, кукольный ( би-ба-бо , пальчиковый и т.д.)
Основные направления работы с детьми в ДОУ Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психотропных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Культура и техника речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Основы театральной культуры – этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ СОСТОЯТ В ПОСТЕПЕННОМ ПЕРЕХОДЕ РЕБЕНКА: - от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности ; - от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли ; - от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Виды театра - пальчиковый театр; - театр игрушек - кукольный театр, ширма ( би -ба- бо ); - настольный театр; - театр картинок; - матрешки-сказки; - театр масок; - театр из картона; - театр конусный.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать . Развитие детей в театрализованной деятельности проявляется в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, в его самореализации. Во время подготовки к спектаклю ребенок осмысливает нравственный подтекст литературного произведения, через выразительные средства: мимику, жест, интонацию, походку – самостоятельно создает конкретный образ. Во время знакомства со сказкой – основой спектакля, у детей активизируется мышление, фантазия, выразительность речи. Дети, которые владеют хотя бы с азами драматизации, растут без комплексов, без излишней застенчивости, психологически более устойчивы в стрессовых ситуациях. Даже самые стеснительные дети раскрываются в процессе подготовки и показа спектаклей. У них мобилизуется воля, развивается самостоятельность и дисциплинированность. Развитие детей в театрализованной деятельности эффективно еще и за счет того, что данный вид деятельности сопровождает постоянная атмосфера праздника, что обеспечивает психологический комфорт ребенку в детском саду.
Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр: - поставить достаточно четкие задачи; - незаметно передать инициативу детям; - организовать совместную деятельность; - не оставлять вопросы без внимания; Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное . Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни .
Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь своих детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что я на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Передовой педагогический опыт - показатель работы детского сада
Статья адресована старшим воспитателям, а также в помощь педагогам по организации и оформлению передового педагогического опыта...
Собственный инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников средствами рисования» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Фазловой Нурии Растямовны.
Ведущая идея педагогического опыта – формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и тв...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду
Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...
Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны «Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»
Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны«Приобщение детей к истокам народной культуры, средст...
Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны
Решая, социально-личностные задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"
Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...
Проект "Инновационная педагогическая практика в деятельности детского сада"
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...