Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"
материал (подготовительная группа) на тему
Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт
воспитателя МБДОУ «Лямбирский д/с №3 комбинированного вида»
на тему:
«Поликультурное воспитание
детей дошкольного возраста через музейную педагогику»
Актуальность и перспективность опыта
Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Ведь музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)
Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика помогает нам решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для музеев.
Свою работу по музейной педагогике я осуществляю в соответствии со следующими принципами:
- доступность содержания
- актуальность
- разнообразие
Наличие теоретической базы опыта
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в нашем детском саду создана разнообразная развивающая среда. В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников. Все это способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности. Важными элементами её являются мини-музей, «Татарская изба», картинная галерея.
Для обеспечения теоретической базы наряду с региональной программой «Валдоня», а с 20012года программой «Мы в Мордовии живем», я использую следующие программы , технологии и другие источники по инновационной деятельности:
1.Российский этнографический музей детям. С-П «Детство-Пресс»2001г.
2.Красная изба.С-П «Детство» 2000г.
3.Татарские народные игры и праздники. Я.Хайбеков, Казань, 1990г.
4.Лямбирь/Саранск, МКИ, 1993г.
5.Мордовский народный костюм. Саранск, МКИ, 1990г.
6.Программа обучения детей мордовским языкам в ДОУ РМ (автор: Исайкина А.И.)
7.Программа обучения детей татарскому языку. (сост. Батршина В.Р.)
8.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
9.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
10.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
Ведущая педагогическая идея
Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа. Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Оптимальность и эффективность средств
Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проведенные мною следующие мероприятия:
- Изучение культуры, быта народов и их происхождение.
В «Избе» собран материал на следующие темы: "Домашняя утварь", "Элементы вышивки", "Народный фольклор" и др. Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, кумган (кувшин), сундук, колыбель, прялку, бету (молитва) и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.
- Тематические выставки:
"Кукла от истоков до наших дней",
"История вещей",
"Все о часах",
"Мы покоряем космос",
- Экскурсии по музею с занятиями, беседами и рассказами:
«Мое село»,
«Мой мордовский край»,
«Моя Россия»
«Знакомство с творчеством великого скульптора С.Эрьзи и известного художника Ф.Сычкова».
- Консультации с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок.
Результативность опыта
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появляется познавательный интерес к «настоящему» музею, желание сохранить то, что сберегли для них предки. У детей развивается способность учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Возможность тиражирования
Опыт моей работы по музейной педагогике был представлен в программе круглого стола МРИО, размещен на сайтах: Lamroo.edurm.ru/sadiki.htm, : социальная сеть работников образования nsportal.ru, международный русскоязычный социальный образовательный интернет - проект «МАААМ.RU, на международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых 48-х, 50-х, 51-х Евсевьевских чтениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику»
Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот пр...
Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...
Перспективный план работы с воспитанниками 5 - 6 лет В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Перспективный план работы с детьми старшей группы «Непоседы» 5 - 6 лет. В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошколь...
Перспективный план работы по методической теме «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ
Методическая тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Статья о роли создания мини-музея в детском саду для развития и воспитания патриотических чувств дошкольников....
«Расширение историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания у детей дошкольного возраста, через музейную педагогику»
Обобщенный педагогический опыт включает в себя позитивное видение воспитателя проблемы, нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его познавательное развитие? Идея создания детского мини...
Методическая разработка "Воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики"
Данная статья будет интересна практикующим педагогам дошкольных учреждений, родителям дошкольников....