«Инклюзивное образование –проблемы и пути решения».
статья по теме
Инклюзивная прктика -пути и решение проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_attestatsiya_.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инклюзивная образование –проблемы и пути решения».
Выполнила
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №124»
комбинированного вида
Белова АВ
Современная система образования полноценно принимает в себя
только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со
стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех
программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В
результате нередко получается, что дети с особыми образовательными
потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для
работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не
обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной
педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано
решить инклюзивное образование.
Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование
(французский вариант «inclusif» – включающий в себя; от латинского слова
«include» – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования,
который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для
детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования
заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как кравным, но и при этом
создает необходимые условия для детей, которые имеют особые
образовательные потребности.
В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью,
неуклонно «приобщает» и «втягивает» в себя все страны мира. Но, в тоже
время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед
образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В
отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет
богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия
только начинает складываться и развиваться. В настоящее время 4,5 % детей,
проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными
возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном)
образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.
Но, к сожалению, в настоящее время в нашей стране рынок
образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья
чрезвычайно узок, в небольших городах и селах дети с ограниченными
возможностями чаще всего остаются вне системы образования по сугубо
экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья остаются специальные
(коррекционные) образовательные учреждения. Значительная часть
затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными
возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров:
педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов,
недостаточным уровнем их подготовки. Ведь инклюзия охватывает глубокие
социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная,
педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям
любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном
сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех
участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди,
готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного
образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с
ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать
образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей
и наиболее включающей.
Реализация этого принципа означает, что:
1.Все дети должны быть включены в образовательную и социальную
жизнь ДОУ по месту жительства;
2.Задача инклюзивной ДОУ/группы – построить систему, удовлетворяющую
потребности каждого;
3.В инклюзивных ДОУ /группах все дети, а не только дети с инвалидностью,
должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными,
ощущать безопасность и уместность .
Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно
связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его
организации связаны в первую очередь с тем, что социальные институт ы ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы.
Трудности при включении детей с особенностями развития в образовательный процесс ДОУ.
1.Трудностью на пути принятия решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении, является психологическая неготовность педагогического состава к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет о необходимости воспитания толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, а так же знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
2. Следующая сложность, которая возникает при включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями это изменения образовательной среды, что подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка. (Например, если приходит ребенок с физическими нарушениями, планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду: все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за столом, прогулки, двигательные занятия), педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми). Очевидно, что данное условие требует материальных вложений, что не всегда становится возможным в некоторых детских садах.
Основная цель образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями, поэтому при принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении должны быть учтены следующие условия:
- наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), родители которых готовы привести их в этот детский сад;
- психологическая готовность руководителя и коллектива к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
- наличие необходимых специалистов (дефектологов, педагогов-психологов, логопедов);
- наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, безбарьерной среды;
- возможность повышения квалификации педагогов в данном аспекте.
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения,
имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает
надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья
сможет реализовать право на получение качественного образования,
адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в
жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.
В статье отражены основные трудности введения профессионального стандарта для педагога дошкольного образования...
«Инклюзивное образование: проблемы и решения»
Данная работа была написанна как зачетная к курсам повышения квалификации по теме: «Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (72 часа)...
«Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Проблемы на пути достижения целевых ориентиров и способы их решения»
В материале перечислены целевые ориентиры, пути их достижения, трудности, встречающиеся при формировании целевых ориентиров и пути их преодоления, такие как методы и формы организации детских видов де...
Семинар «ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»
laquo;ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»...
Особенности работы педагога в условиях дистанционного образования: проблемы и пути решения
Особенности работы педагогов дошкольного образования в условиях дистанционного образования....
Мониторинг качества дошкольного образования, проблемы, ошибки, пути решения.
Перед системой образования РФ стоят задачи обеспечения и постоянного совершенствования качества дошкольного образования при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образо...