«Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Проблемы на пути достижения целевых ориентиров и способы их решения»
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кушнир Татьяна Николаевна

В материале перечислены целевые ориентиры, пути их достижения, трудности, встречающиеся при формировании целевых ориентиров и пути их преодоления, такие как методы и формы организации детских видов деятельности, организация занятий и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №8 «Золотая рыбка»

г. Валуйки Белгородская область

«Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Проблемы на пути достижения целевых ориентиров и способы их решения»

Подготовила:

Учитель – логопед

МДОУ «ЦРР –д/с №8

 «Золотая рыбка» Кушнир Т.Н.

                                                       Валуйки, 2017

  СЛАЙД 2   

      С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт. Стандарт, нацеленный  на  создание  комфортных  условий  для  воспитания  ребенка и  на обеспечение  у него мотивации  к обучению, познанию и творчеству, выдвигает требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

СЛАЙД  3

Целевые  ориентиры Дошкольного Образования -  социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО, формирующиеся на основе образовательных областей. 

СЛАЙД 4

      Целевые  ориентиры Дошкольного Образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

    К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка


Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 

     В нашем детском саду коллективом педагогов в составе: учителей – логопедов, педагога – психолога, воспитателей  компенсирующих групп, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и инструктора по плаванию составлена адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с тяжелыми нарушениями речи, главной идеей которой, является реализация общеобразовательных задач наряду с коррекцией  речевого и психического развития детей с ОВЗ. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО, задачах данной программы и даются для детей старшего дошкольного возраста, предполагая формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

       Целевые ориентиры АОП  на этапе завершения дошкольного образования.

Образовательная область «Речевое развитие»

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно    передавать    слоговую    структуру    слов, используемых в самостоятельной речи;

- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

- грамматически  правильно  оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;

-использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических   категорий   (существительных, глаголов, наречий,

прилагательных, местоимений и т. д.);

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями,  владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- ребенок знает писателей, поэтов  и произведения детской литературы;

- овладение ребенком элементами грамоты: навыками осознанного чтения и печатания    букв,  слогов,  слов  и  коротких предложений в пределах программы;

- овладение дошкольником некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении , употребление  заглавной буквы в начале предложения, именах собственных, точка в конце предложения, написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У, жи-ши с буквой И).

Образовательная область «Физическое развитие»

У ребенка развита общая и мелкая моторика; он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договориться, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает элементарными знаниями о себе и социальном мире;

- ребенок инициативен, самостоятелен  в различных видах деятельности, способен выбирать себе занятия и партнеров по совместной деятельности

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности;

- ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и подчиняться правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Образовательная область «Познавательное развитие»

- ребенок любознательный, склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Музыкальное развитие

- у ребенка развито чувство ритма, ритмическая выразительность;

- ребенок владеет  музыкально-ритмическими навыками, координации речи с музыкой и движениями;

Художественная деятельность

- ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве;

- проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства.

- ребенок планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.

       К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умением задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

СЛАЙД  5

Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

  1. Для формирования целевых ориентиров в нашем ДОУ создана коррекционно – развивающая среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно – гигиенических требований. (Насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная среда)

СЛАЙД 6

       Предметно - и коррекионно – развивающая среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства кабинетов, групп,

СЛАЙДЫ 7-9

спортивного и музыкального залов, бассейна, реализацию коррекционно – образовательной программы для детей с ОВЗ.

СЛАЙД  10 

     Так как обязательным условием освоения стандарта является создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, в которых каждый ребенок сможет удовлетворить свою потребность в развитии и использование специальных методов обучения, специальных пособий и дидактических материалов, использование инновационных средств коррекционного обучения, информационно-компьютерных технологий, в кабинетах логопедов создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Она комфортна, эстетична, соответствует современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.  Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей, которые могут самостоятельно пользоваться наглядным материалом.

      Благодаря этому у детей повышается мотивация к логопедическим занятиям, формируется активная позиция субъекта обучения.

СЛАЙД  11

       Вот уже скоро год, как в нашем детском саду появилась волшебная комната – сенсорная, в которой все журчит, звучит, блестит и манит! Это место, где оживают чувства ребенка и побуждают личность ребенка к развитию. Это среда, специально созданная для стимуляции органов зрения, слуха, осязания и вестибулярного аппарата. Сеансы в сенсорной комнате предотвращают сенсорное голодание, стимулируют развитие предметной деятельности, формируют навыки сосредоточенного внимания и зрительного восприятия, способствуют развития речи.

СЛАЙД  12

2.    Педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств коррекции, обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

- используются новые современные инновационные образовательные, логопедические технологии:

  • игровых технологий в логопедической коррекции (использование игрушки, игровая форма занятия, различные игры – дидактические, настольно – печатные);

СЛАЙД  13

  • арт-педагогических технологий в специальном образовании (арт – терапевтические – рисование, лепка, коллаж, аппликация; сказкотерапия, музыкотерапия, куклотерапия, мнемотехника, игротерапия, песочная терапия, ароматерапия);

СЛАЙД  14

  • технологии коррекции психомоторного развития( дыхательные упражнения, движения пальцев, кинезиологические упр – я, массаж биологически активных зон, самомассаж и др.);

СЛАД  15

  • технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики ( логоритмика, фонет. ритмика – воспроизведение звуков, сочетаний, реч. материала в заданном темпе);

СЛАЙД  16

  • информационно-коммуникационных технологий;

СЛАЙД  17

  • здоровьесберегающих технологий (пальчиковая , дыхательная, артикуляционная гимнастики, искусственная гипо- и гипертермия(игры со льдом) гимнастика для глаз, массаж разного вида, Су –джок, физпаузы, занятия физкультурой, занятия в бассейне).

СЛАЙД  18

3.  Оснащение педагогического процесса методической базой. Для реализации задач программы в  ДОУ используются различные методические пособия и дидактические материалы Нищевой Н.В., Теремковой , Косиновой Е., Коноваленко, Пожиленко и др.

- оснащение  профессиональными педагогическими кадрами. Повышение профессионального мастерства и  компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.

Проблемы, возникающие в процессе освоения Программы, а также достижения целевых ориентиров у детей на этапе завершения дошкольного образования

Проблема 1  - Обновление содержания дошкольного образования

Пути решения:    1.  Организация детских видов деятельности в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования

В наше время назрела необходимость пересмотра целевых основ функционирования системы образования, содержания, мотивов, норм, форм и методов организации образовательного процесса, роли семьи и педагога. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно- исторической парадигме понимания ребенка».

Раскрытие личностного потенциала, разносторонняя самореализация и развитие человека являются решающим условием развития общества, требует принятия в качестве основной задачи педагогического процесса создания условий для максимальной реализации личности как субъекта деятельности.

ФГОС дошкольного образования определяет уровни целей: первый уровень целей - социальный заказ государства, общества, его различных социальных групп данному уровню системы образования. В заказе отражается определенный общественный идеал формируемой личности. Второй уровень целей - это цель для каждой образовательной программы, для различных типов и видов образовательных организаций. Третий уровень целей - это те педагогические цели, которые реализуются повседневно в процессе общения и проведения педагогических мероприятий с детьми.

Сегодня сохраняется несогласованность целей на разных уровнях, а также несоответствие средств реализации целей и задач их гуманистической сути. Цели современного дошкольного образования могут быть достигнуты только в том случае, если необходимые изменения произойдут со всеми компонентами педагогических систем на уровне программ (содержание образования), образовательных организаций (методы и средства воспитания, обучения, развития; организационные формы образовательного процесса; педагоги), родительского сообщества.

Необходимость проводимых сегодня реформ диктуется несоответствием основных компонентов образовательной системы, провозглашенным в ФГОС дошкольного образования  ценностям, принципам и задачам российского дошкольного образования. Можно выделить множество примеров противоречий:

между индивидуальным творческим характером становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса, его «заорганизованностью»;

между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками на формальное, насильственное исполнение деятельности детьми;

между задачей овладения ребенком основными культурными способами деятельности и тотальным доминированием знаниевого подхода, словесных методов обучения, отсутствием в содержании дошкольного образования моделей культуросообразной деятельности, его несоответствием мобильности и динамичности культурных изменений;

между выдвижением принципиальной идеи о том, что ребенок должен стать субъектом образования и сохраняющейся ситуацией невостребованности в образовании личности дошкольника, ее «сил саморазвития» и др.

Признание новых целей системы образования должно повлечь за собой изменения в системе «педагог - воспитанник», что в свою очередь станет основой преобразования других структурных компонентов педагогического процесса: методов и приемов педагогической деятельности, средств обучения, воспитания, развития, организационных форм.

  1. Выбор методов и форм организации детских видов деятельности в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования

Взаимодействие взрослых и детей составляет сущностную характеристику педагогического процесса, является его двигателем. Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие может осуществляться в формате совместной деятельности педагога и воспитанников. Совместная деятельность - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников), отличающаяся наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности.

Еще одной важной составляющей педагогического процесса является самостоятельная деятельность детей. Это свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Изменение принципов построения взаимодействия между педагогами и детьми определяет необходимость пересмотра арсенала методов, используемых воспитателем.

На сегодняшний день существует более сотни классификаций. В основе традиционной классификации лежит источник получения знаний. Это всем известные наглядные методы включают организацию наблюдений, показ предметов, картин, иллюстраций, использование ТСО и дидактических пособий и др.; словесные методы связаны с использованием слова как средства коммуникации, передачи информации; практические методы связаны с освоением и применением знаний, умений и навыков в практической деятельности посредством упражнений, в различных играх, инсценировках, проектах, поручениях, тренингах и т.д.

И.Я. Лернером и Н.М. Скаткиным предложена классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности обучаемых: объяснительно-иллюстративный (информационно- рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый (эвристический), исследовательский.

Характерными признаками информационно-рецептивного метода является передача знаний в «готовом» виде с использованием различных источников информации.

В рамках репродуктивного метода передача «готовых» знаний сопровождается объяснением, многократным повторением информации педагогом и требует ее осознания, понимания ребенком.

Метод проблемного изложения позволяет педагогу учить детей анализировать проблемы, учебные задачи, показывать образцы осуществления познавательно-исследовательской деятельности. При использовании данного метода получают развитие все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь.

Частично поисковый (эвристический) метод характеризуется тем, что педагогом организуется не сообщение, а добывание знаний. Важнейший итог его использования - освоение детьми способов познания. Частично поисковым данный метод назван в связи с тем, что предполагает помощь педагога в ситуациях, когда обучаемые не могут решить задачу или разрешить проблему самостоятельно.

Исследовательский метод сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, способов их добывания, выбором методов познания. Использование данного метода определяет высокую познавательную активность детей, интерес к деятельности, системность и осознанность получаемых знаний.  

К сожалению, в работе дошкольных образовательных организаций традиционно преобладают словесные и наглядные, объяснительные и иллюстративные методы часто в ущерб практическим, проблемным и поисковым. Это закрывает дошкольнику возможность проявлять активную позицию в познании окружающей действительности, применять полученные знания, умения, опыт в различных видах деятельности.

Эффективность реформирования системы образования связана с принятием педагогами современных целей и принципов личностно ориентированного образования:

ориентация на ценностные отношения определяет постоянство профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте;

принцип субъектности предписывает педагогу максимально содействовать развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений;

принцип принятия ребенка как данности определяет признание за дошкольником права быть таким, какой он есть, ценности его личности.

принцип соответствия воспитательного вмешательства характеру стихийного процесса становления развитая личности (закон золотого совпадения) определяет поиск «оптимального соотношения воспитательного вмешательства в жизнь растущего человека с активностью воспитуемого».

Учет данных принципов, а также принципов, утверждаемых ФГОС дошкольного образования, определяет выбор таких приемов и методов обучения, при использовании которых ребенок ощущает потребность узнавать что-то новое, лучше понимать себя и явления окружающего мира, проявлять стремление к самостоятельным поступкам, настойчивость в осуществлении задуманного, а взрослый поддерживает его в этом.

Решение современных задач дошкольного образования требует использования активных методов организации детских видов деятельности - метода проблемного изложения, частично поискового и исследовательского методов. Согласно определению, предлагаемому С. Тюлиной, активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний. Они строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, на использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Важным условием эффективности использования активных методов, решения задач поддержки процессов развития дошкольников является увеличение доли самостоятельности детей при осуществлении различных видов деятельности. 

Личностно ориентированная образовательная ситуация как единица педагогического процесса

Основой для применения педагогом активных методов обучения становится использование ситуативного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов. Конструирование личностно ориентированных образовательных ситуаций (далее - JIOOC) позволяет решить важнейшие задачи, выделенные ФГОС дошкольного образования:

«охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия»

«обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней» - одним из важнейших аспектов преемственности должна стать работа по формированию предпосылок, а затем элементов учебной деятельности на основе содержания программ каждого из уровней образования, приоритетных видов детской деятельности с учетом возрастных особенностей и возможностей детей и текущих задач поддержки процесса их развития.

«создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»

«развитие  инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка» - образовательный процесс в ДОУ, построенный традиционным образом, не только не способствует развитию данных качеств, но и приводит к нарушению естественного порядка их формирования. В рамках JIOOС развитие происходит естественным образом, т.к. сама ситуация и заинтересованность ребенка в решении учебной задачи, разрешении проблемы определяют его инициативность, а используемые методы предполагают самостоятельность и ответственное отношение к общему делу.

Очевидно, что для решения актуальных задач дошкольного образования образовательная ситуация как единица педагогического процесса должна быть особым образом сконструирована. Педагогу необходимо сформулировать не только задачи передачи знаний, но и:

определить вид личностного опыта, который должны приобрести дети;

осуществить выбор личностно значимых содержания и форм работы, способных заинтересовать детей, побудить их к принятию цели деятельности, поиску путей ее достижения;

выявить мотивационные основы всей предстоящей работы и отдельных ее этапов, мотивы включения в деятельность отдельных детей;

установить способы приобретения детьми соответствующего опыта, тактику оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности.

Структурной основой образовательной ситуации и мотивационной основой познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной деятельности дошкольников должна стать образовательная задача, которая содержит в себе образовательную проблему. Конструирование различных форм организации детских видов деятельности на основе проблемного подхода позволяет создать условия для усвоения культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями, актуализировать индивидуальный жизненный опыт детей, повысить личностную значимость познавательно-исследовательской деятельности.

Формулировка образовательной проблемы, создание проблемной ситуации - наиболее сложный и ответственный момент конструирования ЛООС. A.M. Матюшкин сформулировал следующие требования к проблемным ситуациям:

решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность обучаемого;

проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает обучаемый, а также уже имеющейся у него информации;

формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений;

проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении;

проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся;

в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с данной проблемой (актуализации освоенных ранее и получении новых знаний, умений);

проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения;

в основе проблемной ситуации должно лежать противоречие.

Проблемная ситуация должна создаваться с учетом реальных противоречий, значимых для дошкольников

Например:

между старыми, уже усвоенными знаниями и вновь выявленными фактами;

между научными знаниями и житейскими, практическими, интуитивно-очевидными представлениями;

ограниченность исходных данных и др.

Именно стремление разрешить противоречие чаще всего становится пусковым механизмом, «включающим» детскую активность. Среди других мощных стимулов включения детей в работу, внутренних психологических источников мотивации можно выделить познавательную потребность, стремление помочь персонажу (или другому человеку), интерес к способу действия, потребность в самовыражении и самореализации, в самопознании и саморазвитии, в социальном признании.

Таким образом, при конструировании проблемной ситуации необходимо учитывать не только общепринятые требования к ее структуре, способам ее моделирования, не только сегодняшние задачи обучения, но и особенности, возможности, интересы и потребности детей. В этом случае результатом разрешения проблемы, помимо новых знаний, навыков, компетенций, становятся личностные новообразования.

Столкнувшись с противоречием, у детей  возникает потребность его разрешить. Эта потребность становится мотивационной основой последующей работы, у детей появляется цель - неотъемлемый атрибут осознанной деятельности и самостоятельно действующего субъекта.

При создании проблемной ситуации педагогу необходимо так сформулировать проблему, чтобы в процессе ее разрешения были достигнуты и цели детей (помочь персонажу, найти ответ на проблемный вопрос, решить практическую задачу, выявить закономерность, выполнить творческую работу и т.д.), и программные задачи.

Таким образом, проблема должна вбирать в себя и переносить в область интересов детей программные задачи, обеспечивать педагогу возможность решать их через то, чего хотят воспитанники (цель детей).

  1. Уход от учебной модели

Особенности построения современного занятия

ФГОС дошкольного образования предполагает изменения способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Современный акцент ставится не на обучение как таковое (счёт, буквы, звуки и т.п.), а на развитие мотивационной и психологической готовности к обучению.

СЛАЙДЫ 19, 20.

В программе любой образовательной организации раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования» описывает качества, а не знания, умения, навыки, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

В связи с вышесказанным главная особенность организации образовательной деятельности  на современном этапе - это уход от занятий, построенных по учебной модели, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм взаимодействия с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций.

Конечно, занятие не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело, специально организованная детская деятельность, интересная для детей, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но, между тем, необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

При проектировании занятий, необходимо учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:

ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия равные по значимости;

основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности;

основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка;

основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т.д;

мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересами детей к этим видам деятельности;

главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу;

допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле.

Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Таким образом, понятно, что меняется вся система организации и проведения занятий.

Следовательно, изменяется функция педагога.

При проведении занятия по учебной модели функция педагога - учить, а при проведении современного занятия, соответствующего требованиям ФГОС дошкольного образования - организовать деятельность детей. 

Итак, современное занятие должно обладать всеми признаками совместной деятельности, перечислим их:

  • единая цель, удовлетворяющая потребностям и интересам всех участников;
  • пространственно-временное соприсутствие взрослого и детей;
  • наличие лидера, осуществляющего координацию деятельности участников (планирование, распределение деятельности, контроль). Роль лидера в большинстве случаев принимает на себя педагог;
  • распределение деятельности между всеми субъектами. По способу распределения различают совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую деятельность; наличие межличностных отношений между участниками деятельности.

Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему. Тема занятия определяется с учетом тематического планирования согласно реализуемой образовательной программы. Продумывается наиболее приемлемая и эффективная для данного дошкольного возраста форма организации занятия. Определяется цель занятия, которая представляет собой конкретный ожидаемый педагогом результат реализации данной образовательной деятельности.

С целью обеспечения успешной детской деятельности любому занятию предшествует предварительная работа: речевое и познавательное развитие детей, накопление определенных представлений ребенка для того, чтобы новая информация легла на благодатную почву детского познания.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в занятии должны быть предварительно продуманы педагогом.

Педагог не должен забывать об эмоциональной стороне занятия. Психологически комфортная атмосфера, отсутствие регламентированных указаний, способствует раскрепощению детей и эффективному достижению результата.

Наравне с детьми педагог играет, включается в проблему, выполняет задания, делает свою поделку, делится эмоциями, а не ждет, как у них получится, чтобы их потом похвалить. Также важно планировать подведение итогов, чтобы в конце занятия педагогическая оценка стала адресной и не завершилась словами «Все молодцы!».

Подготовка к проведению занятия предполагает составление предварительного проекта образовательной деятельности, который традиционно оформлялся в виде конспекта. Современная педагогическая практика предлагает сегодня не только написание конспекта, но и разработку сценариев образовательной деятельности, сценариев дня, разработку  технологических карт.

В чем же принципиальное отличие данных форм.

Конспект — это итог содержания работы с детьми до занятий. Конспект- это краткое, связное и последовательное изложение в письменной форме текста о содержании деятельности.

Сценарий: список действующих лиц пьесы с указанием порядка и времени выхода на сцену, заранее подготовленный детальный план проведения какого-нибудь зрелища (Толковый словарь Ожегова)

Чем «сценарий дня» не похож на «конспект занятия»?

«Сценарий дня» это целый день жизни, а не только время занятия. Соответственно, сценарий рассказывает не только и не столько про общую, коллективную работу, сколько про индивидуальное общение и про общение с малой группой детей.

Сценарий  — это не только описание действий, но и постоянные комментарии, обсуждения возможных ситуаций, советы о вариантах поведения в зависимости от того, каков ребенок, к которому обращаются, что с этим ребенком происходит.

Сценарий дня — элемент технологии.

Выстраивая образовательную деятельность на основе сценариев, педагог получает возможность организовывать деятельность технологично, артистично связывая предлагаемые сюжеты с жизнью каждого воспитанника.

Занятие — это уже уровень самостоятельности, следующий за уровнями узнавания и воспроизведения под руководством.

Сценарий — это текст, отражающий заранее подготовленный детальный план проведения, подробно иллюстрирующий не только содержание, но и стиль общения.

«Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей педагогу эффективное и качественное освоение нового материала путём перехода от планирования занятия к проектированию образовательного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса развития в определенной структуре и в заданной последовательности.

Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в ФГОС ДО и ООП ДО. ООП ДО отвечает на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не одно занятие, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных результатов.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект образовательного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный образовательный процесс, обеспечить реализацию образовательной программы образовательной организации соответствии с требованиями ФГОС ДО, существенно сократить время на подготовку педагога к организации детской деятельности.

Задача технологической карты занятия - отразить деятельностный подход в развитии и воспитании дошкольников. Это способ графического проектирования занятия. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.

Структура технологической карты может включать: название темы, цель освоения предложенного материала по теме, планируемые результаты, организацию пространства (формы работы, средства и ресурсы), основные понятия темы, технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала, диагностические задания на проверку его понимания и усвоения), контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества организации образовательной деятельности, так как: образовательный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная образовательная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность дошкольников; обеспечиваются условия для практической деятельности.

СЛАЙД  21

Проблема 2. Состояние здоровья дошкольника и индивидуальные особенности ребенка:

- часто болеющие  дети (соматически ослабленные);

- тяжесть речевого дефекта;

- педагогически запущенные дети;

- особенности характера, темперамента.

 

Пути решения проблемы:

  1. Эффективная оздоровительная работа. (Физкультурные занятия, занятия в бассейне,  физкультурные праздники, в том числе и на улице, профилактические, закаливающие процедуры, кислородный коктейль, активное применение здоровьесберегающих технологий)
  2. Своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. В ДОУ проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка (а также логопедическое в средних группах, младших для выявления речевых нарушений) и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль над развитием всех компонентов речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.
  3. Использование инновационных логопедических технологий и  технологий обучения  в коррекционно – развивающей деятельности.

  В ДОУ в обучении и воспитании детей с ОНР используется многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Применяются такие методы игровой коррекции, как  пальчиковая и дыхательная  гимнастики, Су – Джок терапия, рисование мукой и манной крупой, словесные, предметные и настольно - печатные игры, игры  для развития мелкой моторики и т.д. 

  1. Использование методов психологического воздействия.

 Применяются различные методы и приемы, направленные на саморегуляцию ( саморегуляция своего поведения, деятельности, саморегуляция состояния, саморегуляция целей и мотивов), которые помогают добиться способности адекватно откликаться на эмоциональные переживания близких людей, сопереживать значимым персонажам произведений искусства; формировать умение использовать выразительные средства для передачи эмоций и чувств; совершенствовать развитие эмоционального восприятия окружающего мира

     Для  создания положительного настроя на восприятие и пробуждение интереса у детей к познанию нового материала, а также на коррекцию психофизических функций используются  элементы психотерапии, использование музыки, релаксационные, мимические и имитирующие упражнения и т.д. В интересной форме закрепляются лексико-грамматические категории, развивается связная речь, дети упражняются в правильном звукопроизношении, что помогает получить хороший опыт общения друг с другом и с взрослыми.

СЛАЙД  22

Проблема 3. Недостаточная вовлеченность родителей в образовательную деятельность.

 

Пути решения проблемы.  Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

       С этой целью проводится  консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков воспитанников, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.

      Проводится обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.    

     Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: во-первых, собраний, групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей по вопросам воспитания в семье ребенка с нарушениями речи, а также мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям, семинары-практикумы по обучению родителей логопедическим играм, открытые итоговые занятия для родителей с целью обучения их игровым приемам закрепления речевых навыков, различные праздники и пр.  Во-вторых, просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ, а также родителей детей, не посещающих детский сад (Консультационный центр), в том числе создание информационных стендов, папок – передвижек и др.

СЛАЙД  23

Проблема 4. Недостаточность взаимодействия специалистов ДОУ.

Пути решения проблемы: оптимизация комплексного взаимодействия.

        Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ на каждом этапе возрастного развития ребенка с ОВЗ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физ. воспитанию оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса и, как следствие, обеспечение эмоционального благополучия ребенка с ОВЗ в детском саду. Комплексное планирование и конкретизация задач образования, развития и воспитания ребенка является одним из основных способов оптимизации комплексного взаимодействия.

     Для решения проблем, связанных с достижением целевых ориентиров, координация и преемственность в работе всех субъектов коррекционного процесса дополняется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, построением модели организованной образовательной деятельности с учетом интеграции в другие виды детской деятельности.  Вокруг ребенка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создано единое коррекционное пространство.

Проблема 5. Не до конца сформированный штат сотрудников ДОУ, призванный обеспечивать сопровождение детей с ОВЗ и т.д.

          

    Способность решать нестандартные ситуации, реализуя Стандарт, принимать ответственные решения, создавать те самые условия - может только знающий педагог. Поэтому учитель – логопед должен постоянно совершенствовать, повышать свой профессиональный уровень, постоянно пересматривая свои подходы к работе и тем самым шагать в ногу со временем.

СЛАЙД  24   Спасибо за  внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути достижения целевых ориентиров согласно ФГОС ДО

Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:·                   Инициативность и самостоятельно...

Возрастные характеристики ребёнка на этапе завершения дошкольного образования

В материале представлены основные возрастные характеристики старшего дошкольника....

Для родителей старшей группы "Планируемые результаты освоения Образовательной программы ДОУ на этапе завершения дошкольного образования"

На этапе завершения дошкольного образования детей от 6 до 7 лет при успешном освоении Образовательной программы ДОУ может быть достигнут следующий уровень детского развития по образовательным областям...

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.

В статье отражены основные трудности введения профессионального стандарта для педагога дошкольного образования...

Мониторинг качества дошкольного образования, проблемы, ошибки, пути решения.

Перед системой образования РФ стоят задачи обеспечения и постоянного совершенствования качества дошкольного образования при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образо...