Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога. Тема: «Особо охраняемые природные территории России».
методическая разработка (старшая группа) на тему

 

 Сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной, ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.

В.В. Путин, президент Российской Федерации 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня

педагога.

Тема: «Особо охраняемые природные территории России».

Обсуждена

на педагогическом совете МАДОУ №37

протокол №--------------------------

от __ августа 2017г.

председатель педагогического совета

-------------------С. И. Жигун

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ №37

_________________Н. В. Крюкова.

Приказ № ____от ________2017 г.

Составлена воспитателем    Кульковой М. Г.

 г. Калининград 2017г.

1. Ф.И.О. педагога – Кулькова Марина Геннадьевна

2. Образование – высшее, Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л. Н. Толстого.

3. Категория –

4. Тема самообразования: «Особо охраняемые природные территории России».

5.Актуальность.

 Сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной, ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.

В.В. Путин, президент Российской Федерации

         В российской Федерации уже на протяжении 10 лет существует традиция посвящать каждый год какой-либо сфере. И 2017 год не стал исключением. 5 января 2016 года президент Российской Федерации издал указ № 7, постановляющий провести в стране ГОД ЭКОЛОГИИ. Символом Года экологии в России стал собирательный растительный узор. Эмблема представляет одновременно богатство, уникальность объектов природы и усилия по охране окружающей среды на территории России. Стоит отметить, что 2017 год станет не только Годом экологии, но и Годом особо охраняемых природных территорий. Цель - привлечение внимания общества к проблемам экологии Российской Федерации. Сохранить биологическое разнообразие, обеспечить экологическую безопасность – это далеко не все вопросы, на которые хотят обратить внимание. Неравнодушие - главное качество человека 

 6. Работа начата – 10.06.2017 г.

Предполагается закончить – 01.06.2018 г.

7. Цели:

  • повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по реализации ФГОС;
  • развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
  • формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе  природных особенностей родного края и страны
  • теоретически обосновать и практически подтвердить процесс и результат формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

8. Задачи:

  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
  • развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
  • . воспитание у детей чувства собственного достоинства как у представителей своего народа,
  • способствовать развитию гражданско-патриотического воспитания дошкольников и привитию экологической грамотности детей;
  • формировать знания, умения и навыки воспитанников;
  • развивать память и монологическую форму речи, стимулировать зрительное и слуховое восприятие малышей;
  • изучить нормативно-правовые документы;
  • изучить практический опыт.


9. Предполагаемый результат:

  • формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
  • . воспитание у детей чувства собственного достоинства как у представителей своего народа.
  • мотивация родителей к сотрудничеству в воспитательно-образовательном процессе;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

10. Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, презентация по теме.

11. Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная.

12. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: Год экологии в детском саду

  • Экологический месячник под девизом «Сохраним  природу вокруг нас».
  • Оформление стендов по темам: «2017 год- Год охраны заповедных территорий», «Заповедные зоны России», «Охраняемы объекты природы» (птицы, животные, памятники природы и т.д.).
  • Месячники по благоустройству территории дошкольного учреждения.
  •  Поход на водоёмы.
  • Природоохранная акция «Посади дерево и сохрани его».
  • Выставки поделок «Природа и творчество».
  • Конкурсы рисунков по данной тематике.
  • Выступление экологических бригад перед родителями и детьми «Думай по-зелёному».
  • Фотовыставки по темам «Природа нашего края».
  • Акция «Огород на окне».
  • Выставки книг «Природа и экология».
  • изучение литературы по теме;
  • самоанализ и самооценка ОД в группе;
  • проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег и родителей;
  • внедрение полученных знаний в образовательный процесс;
  • приобщение родителей к данной теме;
  • обобщение результатов на заседании педсовета.
  • Создание картотеки экологических игр.
  • Консультации для родителей.
  • Подбор литературы для чтения с детьми.

    Особо охраняемые природные территории России

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы иобъекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное иоздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью иличастично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственноеуправление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Всего в России по состоянию на 2009 год создано более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального иместного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 101 заповедник, 41 национальныйпарк и 69 государственных природных заказников федерального значения, а также памятники природы, курорты и др. категории ООПТ. Общая площадь ООПТ федерального значения около 580 тысяч квадратныхкилометров в 81 из 84 субъектов Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в Санкт-Петербурге, Волгоградской и Тульской областях), что составляет приблизительно 3,4 % территории РФ. Эта системаприродных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержанияестественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких иисчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.

Календарно тематическое планирование

Презентации для детей

Совместная деятельность

Работа с родителями

09.2017

Государственные природные заповедники 

Оформление стенда по теме: «2017 год- Год охраны заповедных территорий

субботник по благоустройству территории дошкольного учреждения.

10.2017

Национальные парки

Поход на водоёмы.

субботник по благоустройству территории озера .

11.2017

Природные парки

Оформление стенда  «Заповедные зоны России»,

Конкурс рисунков по данной тематике.

12.2017

Государственные природные заказники

«Природа и экология

Выставки поделок «Природа и творчество».

01.2018

Памятники природы

Оформление стенда  «Охраняемы объекты природы» ( памятники природы.).

Фотовыставка «кормушка»

02.2018

Дендрологические парки и ботанические сады

Оформление стенда  «Охраняемы объекты природы» ( животные).

Фотовыставка по теме «Природа нашего края».

03.2018

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Оформление стенда  «Охраняемы объекты природы» (птицы).

Акция «Огород на окне».

04.2018

 ООПТ Калининградской области

Создание карты Калининградской области с ООПТ

05.2018

ООПТ Калининградской области

Выступление экологических бригад перед родителями и детьми «Думай по-зелёному».

Природоохранная акция «Посади дерево и сохрани его».

      Содержание:

Виды ООПТ и их назначение

С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учрежденийразличаются следующие категории указанных территорий:

  1. Государственные природные заповедники (в том числе биосферные)
  2. Национальные парки
  3. Природные парки
  4. Государственные природные заказники
  5. Памятники природы
  6. Дендрологические парки и ботанические сады
  7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особоохраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-парковогоискусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

Государственные природные заповедники

Основная статья: Список заповедников России

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственногоиспользования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение,как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранениягенетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими иэколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного ходаприродных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов исообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природныезаповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющихглобальный экологический мониторинг.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякоевмешательство человека в природные процессы. На специально выделенных участках частичногохозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, радисохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, котораянаправлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника ижизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии сутвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Национальные парки

Основная статья: Список национальных парков России

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексыи объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены дляиспользования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемоготуризма.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны сучетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей натерриториях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

  • заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационноеиспользование территории;
  • особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов иобъектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
  • познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления сдостопримечательными объектами национального парка;
  • рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
  • охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
  • обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иныхобъектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
  • хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимаядля обеспечения функционирования национального парка.

Природные парки

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведениисубъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы иобъекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены дляиспользования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования взависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого натерриториях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственныеи иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Государственные природные заказники

Основная статья: Список заказников России

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значениедля сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержанияэкологического баланса.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

  • комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природныхкомплексов (природных ландшафтов);
  • биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановленияредких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном икультурном отношениях;
  • палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
  • гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения ивосстановления ценных водных объектов и экологических систем;
  • геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Для целей познавательного туризма особое значение имеют комплексные заказники, в которых туристовзнакомят с редкими видами животного и растительного мира, живописными пейзажами. Как правило, разбивка туристских стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь прокладка туристскихтроп.

Памятники природы

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном иэстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственногопроисхождения.

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночныеприродные объекты, в том числе:[3]

  • участки живописных местностей;
  • эталонные участки нетронутой природы;
  • участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т. п.);
  • места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растенийи животных, в том числе на границах их ареалов;
  • лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т. п.), а также образцы выдающихся достиженийлесохозяйственной науки и практики;
  • небольшие дендрологические парки;
  • природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
  • уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группыпещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т. п.);
  • геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редкихминералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе);
  • геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следамисейсмических явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
  • местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
  • участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки споймами, озера, водохранилища и пруды;
  • природные гидроминеральные комплексы;
  • термальные источники, месторождения лечебных грязей;
  • береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т. п.);
  • отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющиеисторико-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т. п.).

Дендрологические парки и ботанические сады

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которыхвходит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащениярастительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территориидендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведениикоторых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыханаселения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапалиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты иусловия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

Курорты — освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях особо охраняемые природныетерритории, располагающие природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатациизданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры[4].

Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования иобеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Примечания

  1.  Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от27.12.2009) «Об особо охраняемых природных территориях» (принят ГД ФС РФ 15.02.1995)
  2.  Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 (ред. от 28.01.2011) «О Министерстве природныхресурсов и экологии Российской Федерации»
  3.  Приказ Минприроды РФ от 25.01.1993 № 15 «Обутверждении Положения о памятниках природыфедерального значения в Российской Федерации»
  4.  Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ (ред. от27.12.2009) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (принят ГД ФС РФ 27.01.1995)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога Лузиной Марины Евгеньевны

Отображен индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня воспитателя....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего воспитателя МБДОУ № 7 «Чебурашка» ЗМР РТ Яшиной Евгении Георгиевны

Методическая тема:  «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов»Технология, по которой работаю: технология системно-деятельностного метода обучения.  Общественно-педагог...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога Купчихиной Марины Олеговны

Отображен индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.

Можно выдвинуть     гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога "Современный подход в работе с родителями"

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога "Современный подход в работе с родителями"...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога...

Отчет по теме " Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межатестационный период с 2018-2022 годы"

Отчет по теме " Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межатестационный период с 2018 - 2022 годы"...