ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ОВЗ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Врожденное или приобретенное в раннем возрасте нарушение слуха оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Именно поэтому, формирование устной речи и развитие слухового восприятия является важнейшим условием психического и речевого развития детей с нарушением слуха.
Основные направления: 2 вида
- Работа в образовательной организации. 2 состовляющих:
- Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире.
- Развитие слухового восприятия на специально организованных занятиях. (формы работы: индивидуальные и групповые занятия.)
На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты).
Индивидуальные занятия проводятся по традиционной методике с использованием речевого материала занятий дошкольного учреждения.
Групповые занятия предполагают формирование разговорной речи, умение вступать и вести диалог на слуховой и слухо-зрительной основе. Ценность групповых занятий в том, что ученики прислушиваются к разным голосам, манере речи говорящих.
- Организация развития слухового восприятия в семье.
Также 2 состовляющих:
- Сопутствующее сопровождение.
- Планомерное сопровождение. Это специально организованная работа в течение определенного времени. Педагог рекомендует материал для занятий. Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработка домашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ОВЗ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА
1 слайд
Врожденное или приобретенное в раннем возрасте нарушение слуха оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Именно поэтому, формирование устной речи и развитие слухового восприятия является важнейшим условием психического и речевого развития детей с нарушением слуха.
2 слайд
Основные направления: 2 вида
- Работа в образовательной организации. 2 состовляющих:
- Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире.
- Развитие слухового восприятия на специально организованных занятиях. (формы работы: индивидуальные и групповые занятия.)
На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты).
Индивидуальные занятия проводятся по традиционной методике с использованием речевого материала занятий дошкольного учреждения.
Групповые занятия предполагают формирование разговорной речи, умение вступать и вести диалог на слуховой и слухо-зрительной основе. Ценность групповых занятий в том, что ученики прислушиваются к разным голосам, манере речи говорящих.
- Организация развития слухового восприятия в семье.
Также 2 состовляющих:
- Сопутствующее сопровождение.
- Планомерное сопровождение. Это специально организованная работа в течение определенного времени. Педагог рекомендует материал для занятий. Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработка домашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписей.
3 слайд (фото)
Выбор индивидуальной стратегии коррекционной работы определяется языковой, или как это теперь принято понимать шире, коммуникативной компетенцией ребенка, - его способностью владеть невербальными и вербальными средствами общения.
4 слайд
Можно выделить три категории особенностей коммуникативной компетенции детей с нарушением слуха:
1. довербальные дети - у которых отсутствуют навыки ранней коммуникации. Основным средством общения таких детей является небольшой набор смысловых жестов и указательный жест. Кроме того, для обозначения дискомфорта, удовольствия, протеста, желаний и потребностей, дети используют эмоциональные звуки, крики и плач. Понимания обращенной речи нет.
2. дети переходной группы, начинающие использовать звукокомплексы, звукоподражания. Они понимают небольшой набор простых бытовых инструкций, реагируют на собственное имя. Имеется контакт "глаза в глаза".
3. дети с функциональной речью, которые используют устную речь для общения. Собственная речь представлена простыми (двух-трех - словными) фразовыми конструкциями. Лексический запас сужен, слоговая структура многих слов искажена, отмечаются полиморфные нарушения произношения, нарушения просодических характеристик речи. Понимание обращенной речи на бытовом уровне.
5 слайд
Этапы реабилитации детей с нарушениями слуха:
I этап – исключительно связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам, должны быть настроены КИ, СА (3 – 12 недель).
II этап – основной период развития слухоречевого восприятия с КИ, с СА. Формируем способность анализировать окружающие звуки и речь, как звуковые сигналы. За этот период нужно сформировать умение различать и узнавать все звуки речи (6 – 18 мес). Сроки индивидуальны.
III и IV этапы работы связаны с языковым периодом развития восприятия речи и собственной речи. Длительность этих этапов более 5-ти лет.
Условия, необходимые для развития речи у детей с нарушением слуха:
1. Ребенок должен постоянно носить СА или КИ.
2. СА или КИ должны быть правильно настроены!
3. Обеспечить хорошие условия для восприятия звуков, поскольку детям даже в СА и КИ трудно учится слушать в шумных помещения.
4. Дать возможность ребенку слушать разные речевые и неречевые звуки.
5. Создать условия для общения ребенка в разных ситуациях (взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей).
6. Создать условия для накопления у ребенка положительного опыта в слушании и общении.
7. В процесс развития и воспитания следует вовлечь всех, заботящихся о ребенке: родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, сверстников, педагогов.
6 слайд
Работая над развитием речи тугоухих детей, на логопедических занятиях мы ставим цель: формирование и развитие у дошкольников с нарушением слуха навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.
Решаем следующие коррекционные задачи:
- формирование и совершенствование слуховой функции;
- обогащение представлений о мире неречевых звуков;
- формирование у детей внятной, членораздельной, естественной речи.
- формирование правильного звукопроизношения. Исходной единицей при обучении произношению является слово, так как в нем реализуются все стороны произношения. Дети усваивают его произнесение в основном при подражании речи взрослых, воспринимая на слух. Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен в необходимой степени осуществлять свою «ведущую роль» в отношении речедвигательного анализатора. Не имея возможности воспринять тот или иной звук речи на слух или отдифференцировать его от сходных звуков, ребенок не может самостоятельно овладеть и правильной его артикуляцией.
- формирование и активизация словаря, уточнение лексического значения слов;
- обучение пониманию и использованию в речи различных конструкций фраз и предложений;
- овладение разными формами речи, усвоение грамматических категорий; развитие связной речи.
7 слайд
Составными компонентами логопедического воздействия являются следующие разделы работы:
Формирование произносительной стороны речи:
а) фонетико-фонематическая сторона речи (работа по автоматизации и дифференциации звуков; связь работы над фонемами с закреплением в письменной речи, предупреждение и преодоление ошибок, связанных с фонематическими трудностями; обучение различным видам языкового анализа);
б) слоговая структура слова (развитие восприятия и произношения слов различной слоговой сложности): определение наличия или отсутствия искажения в слове; угадывание нормативного слова, прогнозирование финального и инициального элемента, структурное оформление лексических единиц различного слогового состава;
в) ритмо-интонационная сторона речи. Сюда же относится работа над интенсивностью речи, изменение высоты, темпа, реализация различных интонационных композиций и эмоциональных оттенков.
Развитие речи:
а) коррекция устной и письменной речи (расширение, уточнение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя);
б) развитие связной речи (диалогической и монологической, устной и письменной).
Используются следующие виды занятий:
• занятие по произношению
• занятие по развитию речи;
• комбинированное занятие.
Наиболее эффективно проведение трех занятий в неделю:
первое занятие – произношение,
второе занятие – развитие речи;
третье занятие – комбинированное.
Содержание занятий является вариативным в зависимости от речевого развития детей, их возраста, условий детского сада.
8 слайд
Методы и приемы делятся на группы: наглядные, вербальные и смешанные.
Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:
• использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);
• демонстрация слайдов, учебных фильмов;
• демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.
Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:
• подбор синонимов, антонимов;
• перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился);
• подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция);
• морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает);
• подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы, ягоды);
• негативные определения (беспорядок – нет порядка);
• тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи);
• опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю).
Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием).
9 слайд
Фото с объяснением
10 слайд
Примерный календарный план
11 слайд
Благодарю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ОВЗ
С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА
Учитель-логопед
Журавель Н.И.
г. Югорск
2017 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные направления : Работа в образовательной организации: - Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире. - Развитие слухового восприятия на специально организованных занятиях . (формы работы: индивидуальные и групповые занятия .) На занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). - Организация развития слухового восприятия в семье . - Сопутствующее сопровождение. - Планомерное сопровождение. Это специально организованная работа в течение определенного времени. Педагог рекомендует материал для занятий. Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработка домашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписей.
Особенности коммуникативной компетенции детей с нарушением слуха: довербальные дети: у которых отсутствуют навыки ранней коммуникации. Основным средством общения таких детей является небольшой набор смысловых жестов и указательный жест . дети переходной группы: начинающие использо-вать звукокомплексы , звукоподражания, и меется контакт "глаза в глаза". дети с функциональной речью: которые исполь-зуют устную речь для общения. Понимание обращенной речи на бытовом уровне.
Этапы реабилитации детей с нарушениями слуха I - начальный II - основной III – 3 и 4 этапы IV – связаны с развитием восприятия речи и собственной речи Условия, необходимые для развития речи у детей с нарушением слуха
Цель: формирование и развитие у дошкольников с нарушением слуха навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. Задачи: формирование и совершенствование слуховой функции; обогащение представлений о мире неречевых звуков; формирование у детей внятной, членораздельной, естественной речи. формирование правильного звукопроизношения. формирование и активизация словаря, уточнение лексического значения слов; обучение пониманию и использованию в речи различных конструкций фраз и предложений; овладение разными формами речи, усвоение грамматических категорий ; развитие связной речи.
Компоненты логопедического воздействия Формирование произносительной стороны речи: фонетико-фонематическая сторона речи; слоговая структура слова ; ритмо-интонационная сторона речи Развитие речи: коррекция устной речи (расширение, уточнение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя); развитие связной речи (диалогической и монологической).
Методы и приемы для расширения лексического запаса речи: Наглядные приемы использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений); демонстрация действий и создание наглядных ситуаций. демонстрация слайдов, учебных фильмов. Смешанные приемы используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием). Вербальные приемы подбор синонимов, антонимов; перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами; подбор определений; морфологический анализ структуры слова; тавтологические толкования; опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова .
Календарный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком (4-5 лет) с ОВЗ МБОУ СОШ № 6 на 2016-2017 учебный год. Фамилия, имя ребёнка расписание Дата, время Содержание работы Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, речевого слуха Развитие мелкой моторики рук Обогащение словаря Развитие грамматического строя речи Понедельник 16.30-16.50 Четверг 16.00-16.15 Игры на звукоподражание «Повтори звуки» П/и «Как называются наши пальчики?» Тема «Овощи». Игра «Назови одним словом» Тема «Овощи» Игра «Назови ласково»
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности в ДОУ
Выступление из опыта работы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедической коррекционно- развивающей работы с детьми ФФНР
Программа разработана для коррекционной работы с детьми ,ФФНР. Составлено календарно-тематическое планирование с детьми начиная с детьми со среднего возраста...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, тема: «Звук и буква К»
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и интелектуал...
Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР
На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, дви...
Презентация «Особенности организации комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»
Инклюзивное образование («inclusion» – включение, добавление, прибавление, присоединение), общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания процес...
Технологическая карта организации подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности с детьми в младшей группе по теме «Мой любимый детский сад. Помоги доктору»
Разработанное занятие, помогающее преодолению стрессовых состояний у детей с осложненным течением адаптации к детскому саду, страха перед медицинскими работниками, снижение импульсивности, тревог...
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми
Основные правила установления контакта, создания оптимальных условий для работы....