РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка на тему
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ!
Уважаемые коллеги!
Помещаю фрагменты из моей книги - Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2015. - 280 с.
Огромная просьба! Если пользуетесь материалом, делайте ссылки на автора. Я указала выше все выходные данные моего пособия. Будем уважать друг друга!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_chast_knigi.docx | 167.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Театрализованная деятельность представляет собой сложный феномен человеческой культуры. С древних времен различные формы театрализованного действия служили самым наглядным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.
Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства и сосредотачивает в единые целые средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым создает условия для воспитания целостной творческой личности.
В настоящее время существует много программ, технологий по организации театрализованной деятельности с дошкольниками. В них прослеживается два направления:
- знакомство с различными видами театрального искусства через организацию восприятия различных видов театра;
- самостоятельная театральная деятельность детей через овладение навыками создания художественного образа самими детьми.
В этих программах заложена идея формирования основ зрительской культуры, разработана технология освоения навыков сценического мастерства.
Как показывает практика, не все педагоги владеют особенностями методики организации театрализованной деятельности. К сожалению, излишнее рвение некоторых педагогов, музыкальных руководителей в использовании в детских театрализованных представлениях современных хитов, порой превращает их в низкопробные «полувзрослые» мюзиклы. В них теряется детская неповторимость и непосредственность. Кроме того, у детей, постоянно и успешно выступающих в таких шоу, появляется опасность «звездной болезни». У ребенка формируется желание постоянно демонстрировать свои таланты и ждать похвалы. Такая организация театрализованной деятельности в дошкольном учреждении будет иметь резко отрицательное значение для адаптации ребенка к школе. Ребенок, привыкший быть центром внимания и поклонения, испытывает огромные сложности, сталкиваясь с первыми учебными трудностями. Не имея сразу успехов в учебе, он становится раздражительным и даже агрессивным. Таким образом, формируется негативное отношение к учебе, учителям, школьным товарищам, что ведет к дальнейшей дезадаптации ко всей школьной жизни. «Звезды» меркнут, появляются озлобленные, замкнутые дети, которые в дальнейшем пополняют школьную «группу риска»
Театрализованная деятельность может являться и мощным инструментом развития всех качеств личности ребенка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков как основ социальной культуры.
Основной акцент в организации театрализованной деятельности необходимо делать не на результат в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на процесс развития личности дошкольника.
К.С. Станиславский отмечал, что спектакль – это единое художественное целое: поэт, артист, художник, музыкант, портной-костюмер, рабочий – служат единой цели, поставленной драматургом в основу пьесы.
Важным для ребенка дошкольного возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в процессе создания спектакля, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление кукол-персонажей, декораций, подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т.д.) и учится координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники должны получить возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, самостоятельности и воплощении художественного замысла.
1. Формирование зрительской культуры
Основной закон театра – внутреннее соучастие зрителей в происходящих на сцене событиях – предполагает возбуждение воображения, самостоятельного, внутреннего творчества у каждого из зрителей. Желательно, чтобы этот процесс начинался с детства.
Основными компонентами «зрительской культуры» являются:
- знания об истории возникновения театра;
- знания об устройстве сцены, зрительного зала;
- знания о разных театральных профессиях;
- формирование представления о разных видах и жанрах театра представления о «составляющих» художественного образа в театральном искусстве;
- формирование представления о характере человека (героя, персонажа) как об особенном поведении;
- формирование представления о творческой интерпретации пьесы при ее постановке на сцене;
- знакомство с драматургией как особым родом литературы, предназначенным для сцены;
- знания о правилах поведения в театре.
Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, занятиям. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?». После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре.
С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить во время игр, работы над пьесой, при посещении театров, музеев, выставок.
2. Театрализованные игры
В основе любого театрализованного действия лежит игра. Важные положения о генетической связи игры и искусства содержатся в исследованиях психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Л.С. Выготский рассматривал игру ребенка как синкретическую художественную деятельность и считал ее первичной драматической формой в которой артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице, а творчество ребенка в ней имеет характер синтеза – его интеллектуальная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни без лишнего напряжения его психики Театрализованная игра как вид игровой деятельности структурно представлена теми же основными компонентами, что и любой другой вид игровой деятельности.
Однако по сравнению с другими играми в театрализованной игре игровое действие или игровой атрибут (костюм, кукла) являются определяющими и помогают принять ребенком на себя роль, и только после этого сама роль определяет выбор игровых действий. Игровое действие в театрализованных играх может носить разнообразный характер, так как ребенок может выступать и в роли «драматического актера», «актера кукольного театра», исполняющего последовательно роль каждого персонажа, и в роли «режиссера», управляющего всем сюжетом.
Театральная игра также близка к сюжетной игре. Они имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль. Но в театрализованной игре сюжет берётся из художественных произведений и ставится спектакль или инсценировка. Главная особенность театрализованной игры – литературное содержание и наличие зрителей.
Во многих исследованиях театрализованные игры классифицируются по способам реализации сюжета:
- Предметные игры, в которых действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы кукольного театра настольного, пальчикового и др.)
- Непредметные игры, в которых дети находятся сами в образе действующего лица и исполняют взятую на себя роль.
В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета
Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающим мире, готовности к взаимодействию с ним.
Игры-драматизации
В игре-драматизации ребенок разыгрывает сюжет из известной сказки, стихотворения, песни. Данный сюжет не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация.
Ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», с помощью взрослого или самостоятельно создает образ, используя вербальной и невербальной средства выразительности, а также используя кукол, настольный театр, и т.д.
Видами драматизации являются:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Режиссерская игра
«Артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.
Театрализованная игра приобщает детей к литературному, драматическому и театральному искусству, у детей формируется представление о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дети начинают понимать, что над любым спектаклем трудится весь коллектив, и он приносит радость и творцам, и зрителям.
Педагогу необходимо создать определенные условия для побуждения и развития творчества в процессе театрализованной деятельности.
В группе детского сада рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений, в которых располагаются: различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, марионеточный и др.); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол; ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски декорации.
Организация творческой деятельности с детьми
- Организация театрализованных игр.
- Игры в театр (драматический, музыкальный, кукольный, настольный).
- Игры-драматизации на разыгрывание сказочных сюжетов.
- Дидактические игры на пересказывание сказок.
- Сочинение сюжетов игр-драматизаций, спектаклей.
- Изготовление персонажей и декораций к спектаклям.
- Игры-сказки с импровизацией на шумовых инструментах.
3. Работа над спектаклем
Остановимся на процессе организации работы по созданию «художественного образа» спектакля. Спектакль – это своего рода творческий проект, для реализации которого потребуется:
- хорошее знание художественного произведения, взятого в основу спектакля;
- умение выделять в произведении композиционные части;
- умение создавать словесный портрет, используя образные выражения;
- умение образно описывать события, ведя рассказ от лица главного героя, от другого лица;
- умение подбирать музыкальные характеристики к персонажам и частям композиции будущего спектакля;
- умение показать героя, используя мимику, жест, пластическое движение тела.
- умение создавать эскизы (рисунки), отражающие основные действия спектакля, используя цвет, движение, композицию как средства выразительности;
- умение создавать декорации, художественные образы персонажей из различных материалов (бумаги, пластилина, соленого теста, ткани, природного и бросового материала);
- владение навыками кукловождения в настольном и кукольном театре;
- владение умениями коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, взаимопомощь, активность, самостоятельность).
Для успешного решения этих задач, необходимо, чтобы работа над созданием спектакля стала органической частью всего учебно-воспитательного процесса.
Организация такой системы носит интегративный характер, т.к. будет строиться комплексно, по принципу вертикального тематизма, основываясь на межпредметных связях искусства с другими образовательными областями.
Этапы работы над спектаклем:
- Выбор пьесы, сказки инсценировки, обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на картины, их озаглавливание, пересказ произведения
- Создание словесного портрета героев произведения, используя образные выражения.
- Описание событий, ведя рассказ от лица главного героя, и других лиц.
- Описание жанровых сцен, интерьеров, пейзажей, на фоне которых происходит действие.
- Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над картинами, эпизодами, мизансценами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Работа над вербальными (интонационной образностью речи в диалогах, монологах героев) и невербальными средствами выразительности (мимика, жест, движение, поза) на материале пьесы.
- Поиск музыкальных средств выразительности в оформлении спектакля (музыкальные характеристики героев, танцы, ритмо-пластика, песни, импровизация на ДМИ).
- Работа над эскизами декораций и костюмов.
- Организация театрализованных игр на материале пьесы с разными составами.
- Разыгрывание пьесы целиком на фоне декораций с костюмами с разным составом.
- Премьера спектакля.
№ | Этапы работы | Организация деятельности |
1. | Деление произведения на картины | 1. Озаглавливание картин, пересказ произведения 2. Описание жанровых сцен, интерьеров, пейзажей, на фоне которых происходит действие 3. Рисование эскизов к картинам |
2. | Характеристика | 2. Создание словесного портрета героев произведения, используя образные выражения; 3. Описание событий, ведя рассказ от лица главного героя, и других лиц 4. Рисование масок героев, их костюмов. 5. Изготовление персонажей из бумаги, бросового материала в соответствии с эскизами. |
3. | Действия персонажей (вербальные и невербальные) | 1. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. 3. Работа над картинами, эпизодами, мизансценами в форме этюдов с импровизированным текстом. 4. Работа над вербальными (интонационной образностью речи в диалогах, монологах героев) и невербальными средствами выразительности (мимика, жест, движение, поза) на материале пьесы. 5. Отработка мизансцен на настольном театре. |
4. | Декорации | 1. Словесное описание жанровых сцен, интерьеров, пейзажей с использованием языковых средств выразительности. 2. Рисование эскизов декораций. 3. Изготовление декораций для разных видов театра (настольного, кукольного, драматического) |
5. | Музыкальное | 1. Подобрать музыкальное сопровождение к картинам (завязке, кульминации, развязке) 2. Выбрать музыкальные характеристики героев, песни, танцы, импровизацию на ДМИ) |
Этапы работы над ролью
- Развитие эмоциональной сферы
- Графическое изображение (пиктограммы) различных эмоций.
- Игры на мимическое изображение различных эмоций.
- Игры на интонационное звукоподражание в различных эмоциональных состояниях.
Игра «Я – животное»
Дети изображают в движении мышку, кошку, собачку, зайчика и т.д.
Игра «Доброе утро»
Сказать «Доброе утро» с различным настроением звукоподражанием воробьев, ворон, собачек и т.д.
Игра «Мама и детеныш»
Дети разбиваются на пары. Один мама, другой детеныш. Мама любит, хвалит, ласкает. Мама ругает. Детеныш реагирует на оба действия движением и звукоподражанием. Изобразить движением и звукоподражанием с нужной интонацией.
Игра «Наседка и цыплята», «Березки»
- Речевые игры, работа над дикцией, дыханием.
- Игры – превращения.
- Игры на действия с воображаемыми предметами.
- Ритмо-пластические импровизации.
Игра-импровизации под музыку
- «Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки «Сказка про зайчат и Дуб».
- Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
- Проигрывание эмоциональных состояний через погружение в сюжет.
- Ролевой диалог героев сказок.
- Работа над образом.
- Разызгрывание сюжетов в разных видах театра.
- Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).
- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
- Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
В процессе участия в театрализованной деятельности у детей развиваются специальные умения, обеспечивающие творческий опыт.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика».
Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера (способность обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.).
Пятая группа умений предполагает использовать позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Изготовление персонажей и декораций
для спектаклей
Театр можно сделать самим, и в ход пустить всё, что можно найти – лоскуты ткани, обрывки пряжи, мех, проволоку, деревянные детали, перчатки, даже разноцветные носочки. Как правило, кукол, которых сделали собственными, которых они сами выдумали, которых сами украсили и бережно сшили дети любят гораздо больше чем фабричных.
Совместно с воспитателем ребенок может принимать участие в изготовлении кукол. Детям можно позволить наносить клей на детали, подавать пуговицы, подбирать лоскутки ткани. В обычный детский носочек можно положить картонный кружок или мячик для пинг-понга, снаружи затянуть ниткой – получается головка. Наклеить или нарисовать забавную рожицу, приклеить шапочку, соорудить шарфик – можно позволить ребенку. Куклу можно сделать из детской перчатки, надев на указательный палец головку от старой сломанной куклы, зверюшки и т.д.
«Разовый» кукольный театр можно соорудить из фруктов овощей. Слива и яблочко может стать головой куклы, стебли петрушки – косичкой. Такой театр научит ребенка находить различное, неординарное применение предметам и объектам вокруг себя, Он начинает понимать, что кусочек хлеба может быть мишкой в их театре, а яйцо – зайчиком. Когда вместе с ребенком воспитатель выдумывает костюмы, создает образ кукол, ребенок учится видеть образно, воображать, и начинает создавать образы из совершенно неожиданных вещей. Для быстрого представления кукол можно сделать из ложек, чайных чашек, пластиковых стаканчиков, и даже нарисовать рожицы на ладошках или пальчиках.
В каждом театре должны быть декорации. Театр можно изготовить из большой картонной коробки без дна, в которой вырезать сбоку «сцену», и навесить красивые занавески.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»
Дошкольники – прирожденные исследователи.И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагог...
Методические рекомендации: воспитание нравственности в общении с природой как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательном процессе ДОУ.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребёнка к природе, его окружающей. Воспитатель в группе является носителем экологической ...
Повышение психологической компетентности участников педагогического процесса - залог успешного развития личности дошкольника.
Исходя из того, что профессиональное развитие- это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно...
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»
Познавательно-исследовательская деятельностьЗарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как- будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование.К старшему дошкольному возрасту...
Развитие творческой личности дошкольника в процессе дизайн-деятельности.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к...
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуа...
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...