Повышение психологической компетентности участников педагогического процесса - залог успешного развития личности дошкольника.
статья по теме
Исходя из того, что профессиональное развитие- это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планирует и ставит цели профессиональной деятельности, изменяет себя ради их достижения, была организована целенаправленная работа с педагогами по повышению их психологической компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyapovyshenie_psikh_kompetent.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение психологической компетентности участников педагогического процесса - залог успешного развития личности дошкольника.
Педагог- психолог Стаценко М.Л.
МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица»
г.Норильск. Красноярский край.
В настоящее время важным звеном процесса психолого- педагогического сопровождения ребенка становится организация работы с педагогами и родителями, как полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Одной из основных задач, которые стоят перед участниками педагогического коллектива является обеспечение сохранности здоровья и психофизическое развитие каждого ребёнка.
Цель работы педагога – психолога:
- Психологическое и психическое здоровье личности и охрана прав ребенка.
- Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка
Это предполагает внимание к внутреннему миру человека, его чувствам, переживаниям, интересам, склонностям, его отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру.
Неадекватные психоэмоциональные реакции могут в значительной степени снижать уровень здоровья. Психология является школой овладения собой. Она позволяет человеку познать себя и объединить свой духовный мир с материальным. Этому надо учиться. Образ собственного "Я" меняется в лучшую сторону путем накопления знаний о себе, практического опыта. Овладев психологией образа собственного "Я", человек создает базу для самовнушения
Исходя из того, что профессиональное развитие- это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планирует и ставит цели профессиональной деятельности, изменяет себя ради их достижения, была организована целенаправленная работа с педагогами.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1.Определение профессионального и образовательного уровня педагогов в вопросах психологического здоровья.
2.Определение образовательного уровня родителей в вопросах здоровья, воспитания и развития детей.
3.Разработка модели профессионального развития педагогов по данному направлению.
4.Разработка и апробация циклов занятий «Уроки психологического здоровья - для взрослых», «Уроки психологического здоровья - для детей старшего дошкольного возраста».
В рамках научно-практической деятельности педагога-психолога мной реализуется проект «Психологическое здоровье в ДОУ», направленный на организацию охраны и сохранение психологического здоровья всех участников педагогического процесса в ДОУ.
Участники проекта: педагог-психолог, педагоги, родители, дети.
1.Для организации процесса сохранения психологического здоровья в детском саду, прежде всего, необходима хорошая подготовка педагогического коллектива. Для воспитателей был проведен мотивационный семинар «Взаимосвязь психологического и физического здоровья».
Цель: заинтересовать педагогов данной проблемой, добиться того, чтобы они поняли, как важна эта работа, и захотели ею заниматься. Педагоги обсудили взаимосвязь между психологическим здоровьем и физическим. Показали на конкретных примерах, как эмоциональные стрессы могут привести к появлению тех или иных заболеваний, снижению усвоения программы, проблемам, связанным с поведением воспитанников.
Серия лекций: «Психологическое здоровье как цель и критерий развития личности», «Психологическое здоровье и его основные характеристики» и др.
Последующие семинары-практикумы были посвящены ключевым проблемам воспитания детей дошкольного возраста. Например, «Эмоциональное состояние взрослого, как опосредующий фактор эмоционального состояния детей», «Психологическая защита детей дошкольного возраста», «Факторы риска и типология нарушений психологического здоровья детей».
На последующих встречах с педагогами подробно обсуждались оптимальные условия сохранения психологического здоровья детей, т. е. конкретные действия самих педагогов.
Ежегодно в нашем дошкольном учреждении проводится мониторинг психологического здоровья воспитанников. Он состоит из диагностики, анализа ее результатов и их фиксации, последующего осмысления.
Оптимальное время — первая половина октября, когда адаптация после летних отпусков закончена. Прямых диагностических методик, направленных на изучение психологического здоровья, пока нет. Поэтому приходится
обращаться к косвенным методам. В качестве показателя, свидетельствующего о наличии нарушений психологического здоровья, используем показатель повышения тревожности, нарушения адаптации к условиям дошкольного учреждения.
На основании результатов диагностики и наблюдения за детьми в группе детского сада выявляются группа риска и группа особого внимания. В группу риска включаются в целом адаптированные к социуму дети, которые по результатам диагностических методик проявляют несколько повышенную тревожность. Группу особого внимания составляют дети с выраженной дезадаптацией к условиям ДОУ или семьи, проявляющие резко повышенную тревожность. По результатам диагностики педагогом-психологом и воспитателями составляются программы индивидуального развития детей.
В ДОУ организована работа психологического клуба, «Познай себя!» в рамках которого, проводятся занятия по поддержанию и улучшению эмоционального и физического состояния педагогов и сотрудников ДОУ, укреплению их психического здоровья.
2.В работе с родителями очень важно разъяснить различия в понимании психологического и психического здоровья, которое у многих ассоциируется с психиатрией и поэтому вызывает страх. На встречах с родителями объясняла, что они не всегда ответственны за появление тех или иных нарушений у своего ребенка. Зачастую они действуют во вред ребенку не от отсутствия любви, а, наоборот, от ее избытка, а также от недостатка времени или возникновения
каких-либо других объективных причин. Это нужно знать для того, чтобы не возникало чувство вины, которое может обусловить сопротивление усвоению психологических знаний.
Для повышения психологической компетентности родителей были проведены консультации: «Все об адаптации ребенка в ДОУ», «Идем в детский сад: новые проблемы и новые трудности», «Не ругайте, у меня кризис!», тренинги «Взрослые-дети», «Первый раз - в первый класс», «Проблемный ребенок - какой он?», родительские собрания по темам, предложенным родителями.
На «Уроках психологического здоровья для взрослых», родители узнали о психологических особенностях развития детей дошкольного возраста, стилях эффективного взаимоотношения с детьми, рассматривали психологические проблемы детей, возникающие вследствие педагогических ошибок взрослых. Важно донести до сознания родителей, что укрепить свое здоровье можно только повышая качество своего сознания постоянным трудом и вечным движением вперед, совершенствуя себя и развивая высокие качества духа. А когда человек идет путем любви, радости, он чувствует себя более крепким, выносливым, способным противостоять различного рода воздействиям.
После обучения педагогического коллектива и встреч с родителями был проведен круглый стол «Взаимосвязь психологического и физического здоровья».
3. С целью формирования навыков здорового образа жизни, развития коммуникативной культуры, приобщения детей к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью, как условию духовно-нравственного развития человека, мною проводятся занятия цикла «Уроки психологического здоровья» с детьми старшего дошкольного возраста. Разработан перспективный план проведения занятий цикла «Уроки психологического здоровья» для детей старшего дошкольного возраста.
В результате проделанной работы педагоги пополнили свой педагогический арсенал теоретическими знаниями, новыми приемами конструктивного общения с детьми, получили возможность более продуктивно организовывать учебно-воспитательный процесс, научились распознавать психологические трудности ребенка. Родители получили представления о психологических особенностях развития детей, о возможностях объединения их собственных усилий с работой педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения, факторах риска нарушения психологического здоровья у детей. Укрепляется доверие ребенка к педагогу, наблюдается стремление к контакту, открытость, снижение эмоционального напряжения.
Занятия с детьми способствуют профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, коррекции эмоционального самочувствия, развития творческого потенциала личности.
Литература:
1.В.В.Ветрова «Уроки психологического здоровья» М.Педагогическое общество России,2000
2.О.В.Хухлаева Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников» М. «Академия» 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Повышение профессионального уровня педагога как залог успешной деятельности ДОУ»
Презентация подготовлена для круглого стола руководителей ДОУ кольчугинского района Владимирской области, апрель, 2011 год....
Взаимодействие педагогов и родителей – залог успешного формирования личности ребенка
Статья о том, как родители и воспитатели объединяют свои усилия, создают активную развивающую среду, обеспечивающую единые подходы воспитания в семье и ДОУ....
«Самообразование и самосовершенствование – ведущие факторы повышения профессиональной компетентности педагога и залог успешного развития воспитанников».
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ...
Совместное мероприятие логопеда и психолога "Круглый стол. Психологический комфорт в семье-залог успешного развития речи детей"
Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно это закреплено в Федеральном законе РФ «Об образовании»: «Родители (законные представители) несов...
Развитие психических процессов - залог успешного познавательного развития.
Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности являются достаточно развитые память и внимание.Ежедневно выполняя несложные упражнения в игровой форме, можно достичь хороших резу...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УХОД - ЗАЛОГ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Большинство родителей рано или поздно приходят к мысли, что пора подбирать для своего любимого ребенка детский сад. Родителей самых малышей больше интересуют комфортные бытовые условия, питание, вопро...
Брифинг для родителей «Физическое воспитания детей-залог успешного развития личности дошкольника»
Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Двигательную де...