Интеллектуально - творческая игра для педагогов "Народные традиции и русские обычаи"
консультация на тему

Щелканогова Наталья Викторовна
Интеллектуально - творческая игра поможет педагогам повысить уровень знаний, расширить кругозор, отдохнуть от рутинных забот и получить заряд бодрости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_traditsii.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Для педагогов

Интеллектуально-творческая игра

«Народные традиции и русские обычаи»

Цель игры:

  • Повышение уровня знаний и расширение кругозора педагогов в области исторического прошлого России.
  • Анализ профессиональной компетенции педагогов в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаях и традиций древних славян.
  • Создание непринужденной и дружеской атмосферы в коллективе.

Игра проходит в три этапа:

  1. Веселье земли русской
  2. О русских обычаях в шутку и всерьез
  3. Конкурс смекалистых

В каждом этапе 5 разделов по 3 вопросов в каждом. Категория выбирается стрелочкой на волчке. Вокруг волчка разложены сектора разного цвета.

Категории первого этапа:

  • Зеленый  – русские народные праздники
  • Оранжевый – быт русского народа
  • Фиолетовый – русская кухня
  • Красный – народное декоративно-прикладное искусство
  • Синий – русские былины

Категории второго этапа:

  • Зеленый – знатоки старинных монет и мер длины
  • Оранжевый – знатоки поэтических образов птиц
  • Фиолетовый – знатоки русского музыкального мира
  • Красный – знатоки старинных слов
  • Синий – знатоки славянского мира зверей

Третий этап отличается от предыдущих. Здесь предстоит проявить смекалку и сообразительность. Нужно помнить, что вопросы этого этапа могут быть шуточные или « с подвохом». Если команда не дает правильного ответа, вопрос переходит к другой команде.

Первый этап –

«Веселье земли русской»

Народное декоративно-прикладное искусство

  1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой).
  2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала с собой на посиделки. Что это? (Прялка).
  3. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной. Именно эта игрушка стала известна. Назовите ее. (Богородская игрушка).

Русская кухня

  1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб).
  2. Что такое кулебяка? (Закрытый пирог с рыбой).
  3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень).

Быт русского народа

  1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (Лучина).
  2. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи)
  3.  Назовите русский сосуд для питья вкруговую (Братина)

Русские народные праздники

  1. Вокруг какого священного дерева обьезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба).
  2. Назовите самый короткий народный праздник (Ночь на Ивана Купалу)
  3. На какие прадники особенно любили гадать девушки? (На Святки).

Русские былины

  1. Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)
  2. Кто входил в богатырскую заставу (Илья-Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
  3. Где произошла первая встреча Садко с морским царем? (На берегу Ильмень-озера)

По окончанию первого тура объявляется трехминутная пауза.

Второй этап –

«О русских обычаях и традициях и в шутку и всерьез»

Знатоки старинных монет и мер длины

  1. Что такое алтын? (Старинная русская медная монета в 3 копейки)
  2. Что такое грош? ( Старинная денежная единица 0,5 коп.)
  3. Что такое сажень? ( Старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой)
  4. Что такое косая сажень? (Расстояние от пальцев ног до кончика пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см)
  5. Что такое вершок? (Старинная мера длины, равная 4,4 см)

Знатоки поэтических образов птиц

  1. Какая птица считалась вещей и предсказывала начало дождей и гроз? (Кукушка)
  2. Какая птица жила до 300 лет и могла приносить мертвую и живую воду? (Ворон)
  3. Эта птица почиталась символом небесного огня и одновременно считалась оберегом от него (Петух)
  4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц (Сова)
  5. В кого превращались сказочные герои, чтобы мгновенно преодолеть немыслимые расстояния или внезапно появиться перед красной девицей? (Сокол)

Знатоки русского музыкального мира

  1. Кто такой кощунник? ((Певец мифов)
  2. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)
  3. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)
  4. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)
  5. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)

Знатоки старинных слов

  1. Что означает старинное слово «чело»? (Лоб)
  2. Что означает старинное слово «кудесник»? (Волшебник, колдун)
  3. Что означает старинное слово «жребий»? (Судьба, участь)
  4. Что означает старинное слово «отрок»? (Младший воин в дружине)
  5. Что означает старинное слово «осенина»? (Осень)

Знатоки славянского мира зверей

  1. По преданиям  - это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес. (Медведь).
  2. Это животное считается спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. (Кот, кошка).
  3. По народным поверьям он – олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский Бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, действовал во многих русских сказках. ( Волк)
  4. Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит ее русский народ, много сказок и пословиц о ней сложил. (Лиса)
  5. В древние времена темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же белой масти. (Конь)

Третий этап

«Конкурс смекалистых»

  1. Общее между книгой, деревом и венгерской музыкой (Лист)
  2. Сплюснутый квадрат (Ромб)
  3. Скрипичный, водяной, замочный… (Ключ)
  4. Получеловек, полулошадь (Кентавр)
  5. Ученый, увидевший насквозь все человечество (Рентген)
  6. Русский государь, в чьё правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр 1)
  7. Что иногда называют «русской Америкой»? (Аляску)
  8. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)
  9. Какая река самая страшная? (Тигр)
  10. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Ни одной. Все их надо положить)
  11. Что стоит между окном и дверью? (Буква и)
  12. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
  13. Собака была привязана к 10-ти метровой веревке, а прошла 300 метров. Как? (Веревка не была ни к чему привязана)
  14. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?
  15. Может ли страус назвать себя птицей? Нет, так как он не умеет говорить)

Общие итоги игры подводит руководитель детского сада. Команда – победительница награждается призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная творческая игра "Что? Где? Когда?" (для педагогов)

Тема игры: «Основные компоненты готовности детей к школе» Цель игры:Повышение компетентности педагогов в области подготовки детей к школе;Формирование навыков позитивного общения воспитател...

Интеллектуально-творческая игра «Педагогическая компетентность воспитателя детского сада»

После изучения и внедрения программы "Детство", в детском саду была проведена игра, мониторинга педагогической компетентности педагогов детского сада....

Интеллектуально-творческая игра для педагогов ДОУ "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"

Анализ в игровой форме профессиональной деятельности педагогов в области народного творчества, обычаев и традиций древних славян....

Конструкт игровой деятельности (занятия) в старшей группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство цветов или волшебные игры Феи Бусинки»

Данная работа представляет собой конструкт занятия с использованием развивающей методики "Бусоград" (автор - Родина М.И.). Данная методика актуальна своей новизной и соответствием всем требованиям ФГО...

Конспект интеллектуально-творческой игры по разделу «Математическое и сенсорное развитие» (ОО «Познавательное развитие») по теме: «Чемпионат по играм в клеточку»

Подготовила воспитатель МБДОУ№54 г. Армавир Мищенко В.В.Цель: развитие активного стремления действовать в совместной игре согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку, контролирова...

Конструкт игровой деятельности (занятия) в подготовительной к школе группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство музыки или волшебные игры Феи Бусинки»

Конструкт игровой  деятельности (занятия) в подготовительной к школе группе( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого)«Игротека Бусоград»Тема: «Путешествие в царс...

Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» с использованием ИКТ

Педагоги разбиваются на две команды, садятся по обе стороны стола. Отгадав загадки, определяются название команд: «Матрешки» и «Дымковские игрушки»....