Система оценки ключевых компетентностей дошкольника
статья (подготовительная группа) на тему

Афанасьева Вера Анатольевна

Система оценки ключевых компетентностей дошкольника  через использование системно-деятельностного подхода к ОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnosti_doshkolnika.docx64.85 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценки ключевых компетентностей дошкольника

Система оценки ключевых компетентностей дошкольника через использование системно-деятельностного подхода к ОП включает в себя показатели начальных ключевых компетентно-стей и мотивов, проводится при непосредственном наблюдении за поведением детей и дополняется суждениями об обстоятельствах, в которых проводились наблюдения. Это делает проблему оценивания и измерения развития успешности ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.

Уровни успешности детей дошкольного возраста

В рамках мониторинга успешности детей по условиям результативного блока модели развивающего пространства для составления и корректировки планов развития детей используется звездочка Лазурского.

Здоровый

Звездочка Лазурского представляет собой три концентрических круга, соответствующих трем (1, 2, 3) уровням сформированности аспектов успешности дошкольника. Круг разделен векторами, каждый из которых соответствует аспекту успешности (здоровый, умный, деятельный, социально активный, добрый, творческий). В зависимости от того, на каком уровне сформирован аспект успешности, этот уровень отмечается точкой на соответствующем векторе. Соединяя между собой все точки, получаем замкнутую ломаную линию, которая называется «звездочка Лазурского». По выпуклостям и впадинам можно наглядно судить о сформированности того или иного аспекта успешности ребенка.

Так же можно фиксировать сформированность начальных ключевых компетентностей, универсальных учебных действий и мотивов успешности, обозначив на векторах соответствующие значения.

Мониторинг формирования успешного дошкольника

Показатель

Методики

Сроки проведения

Ответственные

1. Критерий аспекта успешности дошкольника «Здоровый ребенок»

Педагогическая диагностика

Соблюдение правил личной

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

гигиены

Медицинская диагностика

Индекс здоровья

Анализ заболеваемости

1 раз в год

Старшая Медсестра

Физическое и соматическое здоровье

Тест-скрининг

Сентябрь (первичная) Май (итоговая)

Воспитатели, инструктор по

физкультуре, старшая медсестра

Психологическая диагностика

Уровень тревожности

Методика Р.Сирса, тест тревожности (Р.Темммл, М.Дорки, В.Амен)

1 раз в год

Педагог-психолог

Самооценка

Тест «Лесенка»

1 раз в год

Педагог-психолог

Развитость эмоционально-волевой сферы

Тест Люшера

1 раз в год

Педагог-психолог

2. Критерий аспекта успешности дошкольника «Умный ребенок»

Развитость тонкой моторики

Графический диктант

1 раз в год

Воспитатели, педагог-психолог

Интеллектуальное развитие:

-        мышление

-        память

-        внимание

-        воображение

Субтесты методики ГОШа: «Аналогии», «Выбор фигур», «Метод двойной стимуляции», «Осведомленность» (наличие относительно простых сведений и знаний о мире), «Понятливость», «Групповая экспресс-диагностика РВГ» и др.

1 раз в год

Воспитатели, педагог-психолог

Уровень   развития   речи и обучения грамоте

Дидактический материал по обследованию   речи детей (Т.П.Бессонова, О.Е.Грибова)

Материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста (О.Б.Иншакова Альбом для

логопеда. М., 2008)

2 раза в год

Учитель-логопед, воспитатели

Усвоение образовательной программы

Анализ усвоения образовательной программы

1 раз в год

Воспитатели

Игровая деятельность

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

3. Критерий аспекта успешности дошкольника «Социально активный ребенок»

Адаптация (дети 1-3 лет)

Педагогическое наблюдение, анкетирование родителей

1 раз в год

Воспитатели, педагог-психолог

Потребность в общении

«Социометрия», «Два дома», «День рождения», социологическая игра «Секрет» по методу «Выбор в действии»

1 раз в год

Воспитатели, педагог-психолог

Психологическая готовность к школе

Субтест «Диагностика учебной мотивации» («ДУМ - 1») методики ГОШа Ориентировочный тест школьной зрелости Я.Йирасека

2 раза в год

Педагог-психолог ДОУ и школы

Уровень развития начальных ключевых компетенций, предпосылок  учебной деятельности

Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников (О.В.Дыбина) «Беседа о школе» (методика Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)

1 раз в год

Педагог-психолог, воспитатели

Успешность адаптации в 1 классе

Наблюдение, анализ данных

1 раз в год

Педагог-психолог, воспитатели

Успешность обучения в 1 классе

Собеседование, анализ обу-ченности

1 раз в год

Воспитатели

Занятость в системе дополнительного образования (после выпуска ДОУ)

Анализ данных

1 раз в год

Воспитатели, специалисты

5. Критерий модуля развития успешного дошкольника «Деятельный ребенок»

Осведомленность   о труде взрослых

Педагогическая диагностика

1 раз в год

Воспитатели

Игровая деятельность

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

Самообслуживание  и детский труд

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

Самостоятельность (формирование позиции субъекта деятельности)

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

6. Критерий аспекта успешности дошкольника «Добрый ребенок»

Проявление уважения к людям (старшего поколе-ления, других национальностей, их обычаям и традициям)

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

Коммуникабельность

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

Понимание  юмора, умение шутить

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

Оптимистичность

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

Уравновешенность

Педагогическое наблюдение

1 раз в год

Воспитатели

7. Критерий аспекта успешности дошкольника «Творческий ребенок»

Творческая продуктивная деятельность

Анализ     детских работ, «Портфолио достижений»

1 раз в год

Воспитатели

Уровень индивидуальных достижений

Анализ участия в конкурсах, фестивалях и др.

1 раз в год

Воспитатели

Кроме мониторингов отдельных аспектов формирования «успешного дошкольника» (здоровый, умный, деятельный, социально активный, добрый и творческий), планируется мониторинг сформированности начальных ключевых компетентностей, предпосылок учебной деятельности и уровня мотивации, так как именно они являются основой успешности детей и должны быть сформированы на должном уровне.

Содержание начальных ключевых компетенций, универсальных познавательных действий и мотивов выпускника ДОУ

Показатель

Мотивы

Начальные ключевые компетенции

Универсальные познавательные действия

Я-здоровый

- понимание ценностей здоровья и здорового образа жизни

  • владение своим телом и всеми видами движений;
  • умение заботиться о своем здоровье;
  • соблюдение правил личной гигиены, питания и безопасности;
  • ведение здорового образа жизни;
  • уравновешенность

  • умение планировать, организовать и контролировать деятельность по сохранению здоровья и ведение здорового образа жизни;
  • проявление осторожности в незнакомой обстановке, при встречах с чужими людьми

Я-умный

интерес к новому;

  • стремление к самоизменению, «взрослению»;
  • желание приобретать новые знания и умения
  • осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»

  • начальная речевая компетентность как средство -общения (фонетически и грамматически правильная речь; владение основными формами речи, словарным запасом, позволяющим связно выражать мысль, составлять рассказ по картинке, описывать событие, задавать вопрос и отвечать на него; осознавать смысл произносимых слов, предложений);
  • начальная литературная компетентность (готовность самостоятельно воспринимать, анализировать и интерпретировать соответствующих возрасту литературных текстов);

-        начальная математическая компетентность (готовность самостоятельно выделять изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин; воссоздание геометрических фигур, проявление творчества в интеллектуальных и развивающих играх);

начальная экологическая компетентность (гуманное взаимодействие с природой)

  • умение планировать, организовать и контролировать свою познавательную деятельность;
  • умение слушать и слышать;
  • умение самостоятельно и точно выполнять задание педагога;

  • запоминание учебного материала, понимание его содержания;

  • использование известных и изобретенных им самим способов запоминания, осознание их;
  • решение познавательных задач на наглядно-образном или словесно-логическом уровнях;
  • использование мыслительных действий (обобщения, классификации, схематизации, моделирования и

др.);

  • умение осмыслить учебный материал, выделять в нем главное;

-        умение осуществлять контроль и самоконтроль своей мыслительной деятельности;

- умение оценивать результаты   мыслительнойдея-

тельности, исходя из пред-

ложенных педагогом критериев

Я - социально активный

- стремление

выполнять социально значимую

и социально

оцениваемую

деятельность;

- желание быть

полезным окружающим;

- испытание

чувства удовлетворения

от выполненного

поручения

- общение кооперативно-

соревновательного типа;

- содержательная комму-

никация;

- понимание и учет действия и позиции партнеров-

сверстников;

- самостоятельность в разнообразных ситуациях;

- сопереживание и взаимопонимание в отношениях с

детьми;

- эмоциональная оценка

ситуаций, непосредственно

не касающихся ребенка;

-   эмоциональная оценка

ситуаций, непосредственно

не касающихся ребенка;

- критичность к своим возможностям    и усилиям,

прилагаемым для достижения результата;

- проявление адекватной,

объективной  оценки собственных возможностей;

- проявление инициативы

(проявляется во всех видах

деятельности, способность

выбирать занятие по своему желанию, включаться

в разговор, предложить интересное дело)

- умение силой воли регулировать       свое поведение;

- умение преодолевать свои

желания, противоречащие

нормам, обещанному слову;

- проявление настойчивости, терпения, преодоление

трудностей, сдерживание

себя;

- высказывание просьб, несогласия в социально-

приемлемой форме;

- умение находить способы

и средства для реализации

своего замысла;

- умение исправлять допущенную ошибку;

-   адекватная самооценка

результатов своей деятельности

- проявление открытости и

раскованности

в   общении, искренности

чувств, правдивости;

- проявление разумной осторожности  в незнакомой

обстановке, при встречах с чужими

людьми;

-  выполнение выработанных обществом правил поведения

Я - добрый

- адекватное

осознанное представление

о качествах доброго

человека

-   сопереживание   и взаимопонимание при общении с детьми;

- позитивное  отношение к

миру,    сверстникам, взрослым

- умение оказывать помощь

людям  старшего поколения,

взрослым и детям;

- умение сопереживать неудачам и радоваться удачам других детей

Я - творческий

способен удивляться и восхищаться

  • начальная художественная компетентность как художественное восприятие и интерпретация произведений искусства разных видов и жанров;
  • творчество в различных видах художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной и т. д.);
  • умение сосредоточиться при выполнении творческих работ

        использование своих знаний в изодеятельности;

-        воспринимает дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому, умеет анализировать предложенный образец;

  • создание в уме новых образов и воплощение их в играх, рисунках, конструкциях;

-владеет развернутой речью, передающей отвлеченную от данной ситуации информацию; развита монологическая речь; умеет рассуждать, высказывать свои соображения;

  • проявляется способность понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания;

-        решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане, который способствует пониманию условий задач

Начальные ключевые компетенции дошкольников

Здоровьесберегающая- признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой. Умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Развитость сенсорно-моторных и двигательных навыков в соответствии с антропологическими и физиологическими особенностями ребенка.

Информационная - способность работать в информационном пространстве. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации. Умение делать выводы из полученной информации. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

Социально-коммуникативная- владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни. Умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми (получать необходимую информацию, выслушивать, вести простой диалог, отстаивать свое мнение, соотносить свои желания и стремления с интересами других людей, принимать и оказывать помощь, участвовать в коллективных делах, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, принимать решение, понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого). Усвоение ребенком важнейших нравственных категорий, понятий, соответствующих общечеловеческим ценностям и нормам.

Деятельностная - умение планировать, организовывать и реализовывать деятельность. Осознание целей и средств деятельности. Осмысленность действий по образцу и правилу во время игр и продуктивных видов деятельности. Сотрудничество и совместная деятельность ребенка со взрослым.

Предпосылки учебной деятельности у дошкольников

Познавательные - наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов. Владение ребенком языковыми нормами. Развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. Сформированность эстетического восприятия, эстетических представлений и суждений, развитость творческих способностей.

Регулятивные- осознание ребенком правил и своих действий, опосредованных этими правилами. Владение эмоциями. Развитая воля.

Мониторинг сформированности начальных ключевых компетенций, предпосылок учебной деятельности и мотивов дошкольников

Показатель

Содержание

Показатель

Используемая методика

Начальные ключевые компетентности

Здоровьесберегающая

-        Умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья;

-        умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой

-        Соблюдение личной гигиены;

-        соблюдение культу-ры питания;

-        соблюдение правил безопасного поведения в быту;

-        разумное поведение в непредвиденных ситуациях;

-        преодоление усталости;

-        жизнерадостность и оптимистичность;

-        потребность  в ежедневных физических упражнениях

Психологическая диагностика компетент-ностей дошкольников (О. Дыбина).

Диагностические задания для выявления уровня сформированности компетентностей детей

Деятельностная

Умение планировать, организовывать и реализовывать деятельность

-        Постановка  цели и отбор необходимых средств для ее осуществления;

-        выбор и принятие решения

Психологическая диагностика компетент-ностей дошкольников (О. Дыбина).

Диагностические задания для выявления уровня сформированности компетентностей детей

Информационная

-        Умение ориентироваться в некоторых источниках информации;

-        умение делать выводы из полученной информации;

-        умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности;

-        умение задавать вопросы на интересующую тему

Получение информации при использовании различных источников

Психологическая диагностика компетент-ностей дошкольников (О. Дыбина).

Диагностические задания для выявления уровня сформированности компетентностей детей

Социально-

коммуникативная

-        Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого;

-        умение получать необходимую информацию в общении;

-        умение выслушать другого человека, с    уважением относиться к его мнению, интересам;

-        умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

-        умение отстаивать свое мнение;

-        умение соотносить свои желания и стремления    с интересами других людей;

-        умение принимать участие   в коллективных делах;

-        умение с уважением относиться     к ценностям   и окружающим людям;

-        Адекватная, объективная   оценка собственных возможностей, деятельности и ее результатов;

-        общение коопера-тивно-соревнователь-ного типа;

-        учет действий и позиции партнеров-сверстников;

-        доверие взрослых и детей;

-        самостоятельность в разнообразных ситуациях

Психологическая диагностика компетент-ностей дошкольников (О. Дыбина).

Диагностические задания для выявления уровня сформированности компетентностей детей

-        умение принимать и оказывать помощь;

-        умение не ссориться,  спокойно реагировать  в конфликтных ситуациях

Предпосылки учебной деятельности

Познавательные

-        Умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

-        умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов;

-        умение устанавливать аналогии на предметном материале;

-        умение проводить операции классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;

-        умение слушать и слышать, внимательно и точно выполнять последовательные указания педагога

-        Развитая мелкая моторика рук;

-        развитые основные познавательные процессы;

-        проявление хороших умственных способностей;

-        осмысление учебного материала;

-        самостоятельное действие по заданию педагога;

-        умение осуществлять контроль   и самоконтроль своей деятельности и ее результатов;

-        любознателен, самообучаем;

-        развитое воображение;

-        стремление к постоянному   поиску, оригинальному мышлению

«Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера). «Незавершенная сказка»

Регулятивные

-        Осознание ребенком правил и своих действий, опосредованных этими

правилами;

-        осмысленность действий     по образцу и правилу во время игр и продуктивных видов деятельности;

-        сотрудничество и совместная деятель-ность ребенка со взрослым;

-        осознание  целей и средств деятельности;

-        владение эмоциями;

-        развитая воля

-        Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка деятельности (игровой, трудовой, образовательной);

-        оценка результатов, исходя      из предложенных педагогом критериев;

-        осуществление контроля и самоконтроля своей деятельности, ее результатов и своего поведения;

-        волевая саморегуляция как способность к волевому усилию;

-        выбор поведения в ситуации конфликта

«Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера). «Незавершенная сказка»

Содержание начальных ключевых компетенций дошкольников, формируемых в условиях интегрированного игрового пространства

Информационная

Проявляет признаки интереса, любопытства. Обращается к взрослому, сверстнику;   книге как источнику информации. Называет   часто встречающиеся предметы, развивает игровое действие

Проявляет  интерес к предметам    и явлениям, которые не имеет возможности видеть.

Самостоятельно выбирает тему для игры, развивает   сюжет на основе  знаний, полученных   при восприятии окружающего мира,   из литературных произведений и телевизионных передач. Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры

Активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет). Творчески использует в играх знания об окружающей   жизни, впечатления      о произведениях литературы, о мультфильмах

Социально-коммуникативная

Проявляет    интерес к сверстникам, взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние.

Включается  в решение «проблем» игрушек (пожалеть,   умыть, причесать, накормить). Проявляет доброе отношение   к   взрослым и сверстникам. Выполняет просьбу взрослого

Умеет взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

Взаимодействует, проявляя инициативу, предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет. Правильно оценивает хорошие и плохие поступки.

Проявляет самостоятельные действия в выборе роли, разработке и осуществлении замысла

Принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними; устанавливает  и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).

Анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет своим поведением, регулирует конфликты.

Стремится радовать старших хорошими поступками, управляет своим   поведением и планирует свои действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...

Презентация "Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей"

В презентации раскрывается технология метода проектов в детском саду, цель технологии, задачи технологии метода проектов, виды проектов, этапы проектов, а также деятельность воспитателя и детей на все...

«Формирование начальных ключевых компетентностей дошкольников средствами духовно - нравственного воспитания»

Перед нами педагогами стоит важная задача воспитать в маленьком человеке ценности, которые помогут ему в будущем построить гуманные и грамотные взаимоотношения с окружающим его миром. Отношения, основ...

Формирование ключевых компетентностей дошкольников.

Одним из основных приоритетов современного этапа модернизации российского образования является повышение качества образования, приведения его в соответствии с мировыми стандартами. Ведущим направление...

Проект ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель проектаРазработка и апробация механизмов внедрения ТРИЗ – педагогики  при организации образовательного процесса в средней, старшей подготовительной группах дошкольного учреждения...

Региональном семинар «Эффективные практики по формированию ключевых компетентностей дошкольников в преемственной образовательной среде «Детский сад - начальная школа» Квест-игра «Радуга здоровья»

Квест игра «Радуга здоровья» Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.Задачи:Обучающие: -закрепить знания дете...