"Инновационная деятельность в ДОУ"
статья (младшая группа) на тему
"Инновационная деятельность в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность в ДОУ
Обеспечить высокое качество дошкольного образования одна из актуальных задач в системе образования. В решении которой, как правило, сталкиваются с двумя проблемами: изменение содержания обучения и организации учебной деятельности.
Каждое дошкольное образовательное учреждение ищет свои пути и механизмы в этом направлении. Одним из этих направлений, позволяющих обеспечить качество дошкольного образования, является инновационная деятельность воспитателей.
Образовательный процесс и его инновации создают своеобразное поле взаимного обмена деятельностями, то есть взаимодействия. При этом деятельность каждого из его участников непосредственно воспроизводит содержание, рождающееся этим взаимодействием. Образуется целостность, характеризующаяся отношениями взаимной связи и взаимной обусловленности
Анализ теоретической и методической литературы по данной проблеме позволил нам выявить основные понятия: инновационная образовательная деятельность, инновационная деятельность воспитателя.
Для обеспечения инновационной деятельности в ДОУ необходимо выделить несколько направлений (по Яковлеву Г.В.):
· обновление содержания дошкольного образования: внедрение современных образовательных программ, парциальных программ дополнительного образования;
· обновление методической работы: отбор методического содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда;
· модернизация управления качеством образования: реализация групп условий (нормативно-правовых, перспективно-ориентирующих, деятельностно-стимулирующих)
Инновационные преобразования приобретают системный характер. Создаются не только новые типы, виды и профили дошкольных образовательных учреждений, но и новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на личность ребенка, а также запросы его семьи.
Общая цель инновационной деятельности воспитателей — это улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования, отмечает В.С. Лазарев
По нашему мнению, инновационная образовательная деятельность — это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.
Под инновационной деятельностью мы понимаем, часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются:
· обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;
· отбор содержания инновационной деятельности, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его саморазвитие;
· обеспечение информацией педагогов об инновационных фактах и явлениях, организация экспертизы;
· оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.
Условиями инновационной деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения можно назвать следующие:
· повышение качества и уровня образовательных услуг;
· повышение уровня конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг;
· методическое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
· дидактическое обеспечение образовательного процесса.
Инновационная деятельность оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления.
Целесообразно выделить две группы организованных форм инновационной деятельности — коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие группы педагогов, методические кабинеты дошкольного образовательного учреждения. Ко вторым — стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование
Как целостный и целенаправленный процесс, инновационную деятельность воспитателей дошкольного образовательного учреждения можно представить в виде модели. Целостность модели обеспечивается четырьмя компонентами (целепостановочный, содержательно-смысловой, деятельностный, оценочно-результативный). Целевой компонент образует информационную основу для проектирования процесса развития инновационной деятельности воспитателей дошкольного образовательного учреждения и служит основанием для прогнозирования возможных результатов. Содержательно-смысловой компонент отражает относительно самостоятельную часть содержания процесса самообразования и повышения компетентности воспитателей в аспекте инновационной деятельности. Оценочно-результативный компонент характеризует результаты формирования у воспитателей инновационных знаний и умений, инновационного опыта, инновационного мышления, мотивации к включению в инновационную деятельность, а также результаты развития способностей воспитателей к инновационной деятельности и личностных качеств (инициативность, рефлексия, коммуникабельность).
По данным исследований, показателями, по которым можно судить о деятельности воспитателя в сфере инноваций, могут быть:
· качество, в котором ДОУ рассматривается во взаимоотношении с другими социальными структурами и системами. Тем самым возникает необходимость инновационного изменения как системы, так образовательных и педагогических её компонентов.
· наличие многообразия не только видов и типов образования, но и образовательных и педагогических систем. Само многообразие и вариативность, оформленные как принципы организации систем, становятся залогом их развития в инновационной деятельности.
· степень сформированности условий организации инновационной деятельности, которую определяют как инновационную атмосферу, включающую соответствующую инновационную инфраструктуру, наличие внутренней готовности к инновационной деятельности, научно-методическое и научно-консультационное обеспечение, мобильность инновационного пространства и другое.
Поскольку инновация выступает как особым образом организованная деятельность, то она требует совершенно определённую совокупность характерологических черт личности воспитателя ДОУ, среди которых выделяют:
· потребность в переменах, умение уйти от власти традиций,
· потребность в активной личности, готовой к творческому (креативному) мышлению;
· способность находить идеи и использовать возможности их реализации;
· системный, прогностический подход к отбору и организации нововведений;
· способность быстро ориентироваться в состоянии неопределённости и определять допустимую степень риска;
· готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий и трудностей;
· развитая способность к рефлексии, самоанализу.
Основываясь на всем выше сказанном, под инновационной деятельностью воспитателей мы понимаем некоторую совместную деятельность, направленную на введение новшеств и их эффективное использование в дошкольном образовательном учреждении, с целью повышения качества образования.
Таким образом, совершенствование целей и содержания, форм и методов деятельности воспитателя в ДОУ способствует развитию сознания и самосознания педагога, формирует потребность дальнейшем самообразовании и приобретает характер научного поиска. Благодаря этому при инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений. Поэтому нововведения приобретают большую теоретическую и практическую значимость не только для ДОУ, но и для системы образования в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/28/picture-816716-1530166933.jpg)
Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей
Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/01/picture-1060483-1538388192.jpg)
Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.
Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/06/picture-640620-1433541168.jpg)
Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/23/picture-1295720-1713844939.jpg)
«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».
В сов В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/28/picture-816716-1530166933.jpg)
Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.
Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка -...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-879818-1484762733.jpg)
консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...