Проект "Турецкий марш" В.А. Моцарта
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
«Турецкий марш»
Вольфганга Амадея Моцарта
Разработала и провела
музыкальный руководитель
Каргальская Н.К.
2017год.
Тип проекта: Групповой, творческий.
Продолжительность проекта: Краткосрочный (2 месяца)
Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель.
Актуальность: Дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.
Цель: Приобщение детей к мировой классической музыке. Повышение интеллектуально-культурного уровня детей.
Задачи:
1) Формировать устойчивый интерес к классической музыке.
2) Способствовать развитию творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости на произведения.
3)Учить детей не только слушать, но и «слышать» музыкальное произведение.
4)Обеспечить развитие умения передавать ритмический рисунок, темп и характер музыки игрой на музыкальных инструментах.
Интеграция образовательных областей:
-Познавательное развитие.
-Речевое развитие.
-Художественно-эстетическое развитие.
-Социально-коммуникативное развитие.
-Физическое развитие.
Этапы реализации проекта:
I этап (подготовительный)
-Выбор музыкального произведения.
-Подбор видеоматериала и иллюстраций к проекту.
-Составление перспективного плана проектной деятельности.
-Написание конспектов бесед.
-Подбор музыкального материала к беседам.
II этап (основной)
-Знакомство с творчеством композитора.
-Определение характера и строения произведения.
-Знакомство с историей создания произведения.
-Знакомство с разновидностями маршей.
-Слушание «Турецкого марша» в разном исполнении.
-Знакомство с музыкальными инструментами-клавикордом и клависином.
-Проведение бесед и развивающих игр.
-Разучивание сценки – пантомимы между двумя дирижерами.
-Соединение отдельных фрагментов в целостное произведение.
III этап (заключительный)
Исполнение концертного номера «Музыкального оркестра» на выпускном вечере (Алиса в стране чудес)
Календарно-тематический план
Работа по данному плану ведётся в рамках НОД (1 раз в неделю)
Число | Содержание |
4 апреля | 1)Беседа «Знакомство с композитором В.А. Моцартом. 2)Показ презентации «Знакомство с маленьким гением». 3)Слушание различных отрывков музыкальных произведений В.А. Моцарта. |
11 апреля | 1)Беседа о турецком войске и его оркестре. 2)Показ видеоролика «Турецкое войско с оркестром». 3)Показ иллюстрации «Музыкальные инструменты турецкого войска». |
18 апреля | 1)Беседа об истории создания «Турецкого рондо». 2)Показ видео «История клавикорда». 3)Слушание «Турецкий марш в фортепианном исполнении». |
25 апреля | 1)Показ видеоролика «Турецкий марш» В.А. Моцарта. 2) Беседа «Рондо в турецком стиле». 3)Перестроение с саблями, барабанами и платочками под «Турецкое рондо». |
2 мая | 1)Беседа о маршах. 2)Слушание маршей 3)Музыкальная игра «Угадай, какой звучит марш». |
16 мая | 1)Слушание «Турецкого марша» в разных стилях и вариациях. 2)Показ видео «Турецкий марш» Л.В. Бетховена 3)Музыкальная игра «Дирижёр». |
23 мая | 1) Показ видео клипа «Эстрадная песня на мелодию Турецкого марша» с хореографической зарисовкой. 2)Разучивание концертного номера «Сражение дирижёров» |
24 мая | Концертный номер «Сражение дирижёров» на выпускном вечере в подготовительной группе №5 (Алиса в стране чудес) |
Занятие №1(4 апреля)
1)Беседа «Знакомство с композитором В.А. Моцартом»
Сегодня мы познакомимся с великим композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом, который родился в г. Зальцбурге – в Австрии в 18 в.
Он очень рано, в 3 года, усаживался у клавесина и мог подолгу подбирать, искать красивые созвучия, а потом радостно их повторять. Уже в 4 года Вольфганг замечательно запоминал музыку – и мелодию и аккомпанемент, мог повторить музыкальную пьесу без ошибок как взрослый музыкант. А в 5 лет сочинял маленькие пьесы и проигрывал своему отцу, и тот записывал их в нотной тетрадке. Мальчик проявлял удивительные способности и уже в раннем возрасте его называли «чудо-ребенком» гением. И при этом он был похож на всех мальчишек: мог скакать по комнате верхом на палочке, играть с любимой кошкой, шалить как все дети.
С 6 лет Моцарт стал выступать перед слушателями, которые восхищались его необыкновенными способностями. Он играл на клавесине, скрипке, органе. Он мог играть, сочиняя на ходу так долго, как пожелает публика, и при этом оставаться скромным мальчиком, который от похвалы может расплакаться.
Какую великолепную музыку сочинял Моцарт. Он написал много симфоний, опер, танцев, маршей. Мы всегда узнаём его музыку по её какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность. Его так и называли «солнечный маэстро».
2)Показ презентации «Знакомство с маленьким гением»
3)Слушание различных «отрывков» музыкальных произведений В.А. Моцарта.
Занятие №2(11 апреля)
1)Беседа о турецком войске и его оркестра.
Раньше, Турция была огромной страной и называлась она империей, в которой правил император-Султан. А большой была страна, потому, что турки много воевали и завоёвывали разные страны. И было у них войско очень большое. Это войско все боялись, как вы думаете почему?
Дети (ответы)
Правильно, потому, что оно было непобедимым. А впереди Турецкого войска всегда шёл оркестр, для устрашения противника. Издалека все слышали, что идёт турецкое войско. Оркестр играл перед боем, во время боя и после боя-празднуя победу.
2)Показ видеоролика «Турецкое войско с оркестром»
Какие музыкальные инструменты вы здесь увидели?
Дети (ответы)
Конечно барабаны-большые и малые, тарелки, турецкие медные трубы, огромные литавры, дудочки, турецкие флейты, «чевген»-(турецкий инструмен, представляющий из себя палку-увешанную множеством колокольчиков»).
А большой барабан, до сих пор называют «Турецким».
Количество музыкантов в оркестре варьировалось от 9 человек до 300.
3)Показ иллюстраций «Музыкальные инструменты турецкого оркестра».
Занятие №3 (18 апреля)
1)Беседа: «История создания Турецкого рондо»
Однажды турецкое войско проходило, прям под окнами дома, в котором жил В. А. Моцарт. А жил он в маленьком городке Зальцбург в Австрия. Он как обычно сидел за своим клависином….Ребята, а вы знаете, что такое клависин? давайте поговорим с вами об этом инструменте!
2)Знакомство с музыкальными инструментами:
клавикордом и клависином (XV-VVI век)
Клавикорд и клависин это предшественники фортепиано.
Звук у клавикорда извлекался с помощью штырька, который касаясь струны извлекал звук. Звук был очень нежным и певучим. Но при всей своей красоте звучания у клавикорда был недостаток- он играл очень тихо.
У клависина, звук извлекался уже щипком язычка, который цеплялся за струну. Звук у клависина был громче, чем у клавикорда, но менее красивым. Клавикорд и клависины были предметом роскоши того времени, располагались они в гостиных и были нарядно украшены. Ещё инструменты отличались размером. А подробнее, мы узнаем, посмотрев видео.
3)Показ видео «История клавикорда».
4)Показ видео «История клависина»
И так, продолжаем: Однажды, сидев за клависином, Моцарт сочинял очередную мелодию, но услышал чарующие звуки турецкого оркестра, вышел на балкон. Он очень был поражён красотой звучания этого оркестра. А когда оркестр завернул за угол, то Моцарт тут же сел за инструмент и подобрал мелодию «Турецкого марша».
5)Слушание «Турецкого марша» в фортепианном исполнении.
Занятие №4 (25 апреля)
1)Показ видеоролика «Турецкий войско с оркестром»
2)Беседа «Рондо в турецком стиле».
Ребята, кто-нибудь услышал из вас, сколько частей в этой музыки?
Дети (ответы)
Конечно, III части. А скажите, все части одинакового характера?
Дети (Ответы)
Какая музыка в I части? Это и есть главная мелодия-рефрен «Турецкий марш» совсем не похожая на привычный нашему слуху марш.
Дети (задорная, радостная, праздничная, весёлая, звонкая, изящная)
А какого характера II часть-эпизод?
Дети (бодрый, торжественный, строгий)
А какая музыка в III часть-эпизода?
Дети (мелодичная, спокойная, нежная, быстрая, игривая, лёгкая, струящаяся)
Ребята, а как вы думаете что такое рондо? (ответы детей)
Рондо это музыкальная форма. Слово рондо это - то же самое, что хоровод или круговой танец. Основная мелодия-повторяется как бы образуя замкнутый круг, а в промежутках основной темы звучат эпизоды.
Ну, почему же «в турецком стиле»? Двести лет назад, когда Моцарт создавал эту музыку, в Западной Европе впервые услышали неизвестную тогда турецкую музыку, в которой большую роль играли разные ударные
инструменты, особенно большой барабан, изобретённый на Востоке. Шумные удары этого барабана Моцарт очень остроумно и воспроизвёл в своём турецком рондо. А ещё это произведение называют турецким маршем. Хотите попробовать пройти маршем, с барабанами изображая оркестр и с саблями изображая турецкое войско?
3) Перестроение с саблями, барабанами и платочками под «Турецкое рондо». (Iчасть-ходьба с саблями, II часть-игра на барабанах, III часть-танец с платочками.)
Занятие №5 (2 мая)
1)Беседа о маршах.
Ребята уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению какого марша?
Дети (ответы)
Правильно, «Турецкому маршу».
А какие бывают марши?
Дети (Спортивный,
похоронный,
детский,
сказочный,
военно-строевой,
свадебный,
походный и др.)
2)Слушание маршей.
3)Музыкальная игра «Угадай, какой звучит марш?
4)Домашнее задание: Нарисовать «Турецкий оркестр»
Занятие №6 (16 мая)
1)Слушание отрывков «Турецкого марша» в разных стилях и вариациях.
«Турецкий марш» в рок обработке.
«Турецкий марш» в хоровом исполнении.
«Турецкий марш» в классическом оркестровом звучании.
«Турецкий марш» в исполнении бас гитар.
«Турецкий марш» в исполнении аккордеона.
Ребята, а вы знаете, что ещё один композитор написал музыкальное произведение с таким же названием. Сейчас мы посмотрим видео и внимательно послушаем «Турецкий марш» Л.В. Бетховена.
2) Показ видео «Турецкий марш» Людвига Вана Бетховена.
3) Музыкальная игра «дирижёр».
Ребята, всем известно, что оркестром руководит дирижёр. А для чего он нужен? Разве оркестр не может играть без дирижёра? (Ответы детей)
Конечно, без дирижёра оркестру не сыграть, ведь он показывает когда вступать и заканчивать каждой оркестровой партии (каждой группе инструментов), какую динамику играть.
Ход игры: Музыкальный руководитель раздаёт детям любые музыкальные инструменты, дети встают по партиям. Педагог выступает в роли дирижёра.
( При желании ребёнок тоже может выступать в роли дирижёра)
Занятие №7 (23 мая)
1) Просмотр видео клипа «Эстрадная песня на мелодию Турецкого марша» в исполнении трио, с шоу-балетом»
2)Разучивание концертного номера «Сражение дирижёров»
Этапы разучивания:
-Распределение музыкальных инструментов.
-Разучивание отдельных фрагментов по партиям.
-Работа над динамикой, над чистотой исполнения.
-Разучивание сценки – пантомимы между двумя дирижёрами.
-Соединение отдельных фрагментов в целостное произведение.
-Работа над ансамблевым строем.
Вот и подошёл наш цикл занятий к концу, я надеюсь, что вам понравилось это гениальное произведение В.А. Моцарта и вы с лёгкостью его узнаете, услышав на улице, в театре, по телевизору и т д. А ещё хочется верить, что в ваших сердцах навсегда останется частичка света и добра «Солнечного маэстро».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра с колокольчиком на музыку В. Моцарта
Игра предназначена для использования на музыкальных занятиях в старшем дошкольном возрасте и соединяет в себе две основные цели: развитие музыкального, тембрового слуха у детей и знакомство их с творч...

БЕСЕДА по произведению В.А.Моцарта «Турецкое рондо»
Программное содержание. Познакомить детей с формой рондо....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Музыка В.А.Моцарта"
Предлагается конспект непосредственно образовательной деятельности "Музыка" по теме "Музыка В.А.Моцарта". С помощью этого ...
Маленький Моцарт пишет концерт для фортепиано
Зачастую мы ругаем своих детей, не понимая, что сами не сознавая, зарываем в землю талант. Тушим маленькие, ещё совсем слабенькие искорки зарождающегося детского творчества....

буклет "Великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт"
буклет "Великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт"...