Развитие исследовательско-познавательной деятельности
методическая разработка на тему

Валентина Ивановна Долгоносова

семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti_.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №57 комбинированного вида

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

ЯСЛИ – ЭТО СЕРЬЁЗНО!

Семинар для воспитателей

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Подготовила и провела

Воспитатель Долгоносова В.И.

Санкт-Петербург

2014г.

Работая с детьми, вы, наверное, заметили, что они являются маленькими исследователями, экспериментаторами.

Результаты экспериментов ребенка уже в раннем возрасте хорошо известны. Это не только сломанные игрушки и предметы домашнего обихода, разрисованные обои и ссадины на руках и ногах.  Это, например, знаменитые «копатки», «мокрессы», «пискваторы», «почтанники» - неологизмы, которые ребенок создает в ходе «словесных игр», столь блистательно описанных К.И. Чуковским в книге «От 2 до 5».

Малыш активно познает окружающий мир, не переставая удивлять нас своей любознательностью. Это очень важный в жизни ребенка – период, в его сознании закладываются основы представлений об окружающем мире.

Из практики своей работы могу сказать, что детям очень нравится экспериментировать, проводить опыты, что позволяет точнее сблизится с малышами, превратить их мир в волшебную сказку, психику сделать более уравновешенной, мышление более гибким, активизировать работу пальцев и рук.

Чтобы больше заинтересовать, стимулировать детей к действиям, я приглашаю для проведения различных экспериментов наших любимых гостей:

- «Капитошку – водяную капельку»;

- «Волшебную снежинку»;

- «Королеву – кисточку»;

- «Веселого карандаша».

Это такие эксперименты:

С водяной капелькой «Капитошкой».

Свойства песка – сыпется -  не сыпется.

Материал: прозрачные пластмассовые емкости, сито, воронки, тазик,

                  сухой и мокрый песок.

Выполнение: вставить воронку в прозрачную емкость и сыпать сухой песок – сыпется; мокрый – не сыпется; сыпать на сито и просеивать сухой песок, что остается на поверхности – мелкие и крупные камешки.

Сделать вывод: сухой песок можно просеивать через сито, через воронку, а мокрый песок не проходит через сито и воронку, из него можно лепить.

С королевой- кисточкой.

«Цветная вода»

Материал: 2 емкости с чистой водой, краски, кисточки.

Выполнение: в одну из емкостей с чистой водой добавить кисточкой краску – что получилось? Как получилась цветная вода?  (сделать вывод)

С волшебной снежинкой.

«Тает или не тает»

Материал: миски со снегом (внести в теплое помещение)

Вывод: что случилось со снегом, почему?

С веселым карандашом.

Рисование модульной техникой.

Материал: сухой песок или манная крупа, ватные палочки, карандаши, палочки деревянные, собственные пальцы.

Выполнение: рисование.

Вывод: что нарисовали и чем.

Рисование способом «принт»

Материал: мокрый песок, вкладыши (овощи, геометрические фигуры, печатки, трафареты, утята).

Выполнение: отпечатывание на мокром песке.

Вывод: что получилось.

«Сухой бассейн»

Сортировка семян (на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики)

Материал: большая емкость с семенами цветной и белой фасоли, желтого и зеленого гороха, емкости разного цвета, желуди.

Выполнение: в красную тарелку собираем из большой емкости цветную фасоль, в зеленую – зеленый горох, в синюю – белую фасоль и т.д. Усложненный вариант – пинцетом.

После проведения опытов можно задать вопросы:

- вам понравилось проводить опыты? Кто нам помогал?

- было интересно?

- что больше всего понравилось делать? (какой опыт больше всего понравился?)

- хотели бы еще проводить опыты?

 

Практическая часть

(эксперименты с залом)

С водяной капелькой «Капитошкой».

Игра-забава с шариком для пинг-понга (развитие длительного выдоха)

Материал: широкая емкость с водой, шарик для пинг-понга, соломинка для коктейля.

Выполнение: дуть соломинкой на шарик с разных положений.

Вывод: что мы видим? Что происходит с шариком, почему? (шарик легкий, катится по воде)

Упражнение «Пузырьки»

Материал: прозрачный пластмассовый стаканчик, наполовину заполненный водой и соломинка для коктейля.

Выполнение: при сильном выдохе вода выливается из стакана, а при слабом – на поверхности воды образуются пузырьки.

Вывод: почему так происходит?

(индивидуальные соломинки для каждого ребенка)

«Чей паровоз громче и дольше гудит»

(используются стеклянные пузырьки!  из-под лекарств – развитие длительного выдоха)

Выполнение: дуть в пузырек, чтоб послышался свист. Дети проделывают по очереди, не надувая щек (каждому чистый пузырек)

Вывод: кто громче и дольше гудит.

«Угадай, что я делаю»

(эксперимент на неречевом материале: работа пальчиков + развитие фонематического слуха)

Материал: фантики от конфет, ножницы с бумагой, металлическая кружка и ложка.

Выполнение: педагог предлагаем детям встать к нему спиной и на слух определить, что он делает.

Действие: щелкает ножницами; режет бумагу ножницами; рвет ее руками; шуршит фантиками; стучит ложкой по кружке.

Работа с залом (за столами) – раздать воспитателям материал, одного вызвать. Дети (воспитатель) называют совершенное действие.

Упражнение «Хлоп, хлоп, моя рученька»

(дифференциация кинетических ощущений – развитие мелкой моторики с использованием различных поверхностей)

Материал: миска с теплой (холодной) водой, вата (губка), жесткая щетка.

Выполнение: предложить ребенку похлопать поочередно по щетке, вате или губке, по воде, сопровождая словами: «Хлоп, хлоп, моя рученька»

Вывод: дети рассказывают о своих ощущениях, что больше всего понравилось трогать ручкой, почему.

Другие возможные варианты экспериментов, которые можно применить в своей практике в работе с детьми

- Самый простой эксперимент: вода холодная – теплая (дети окунают свой пальчик в разные емкости, рассказывают о своих ощущениях);

- Бумага сухая – бумага мокрая (намочили, что стало с бумагой?);

- «Праздник на воде» (плавающие свечи на воде в темной комнате)

(рекомендовано Е.А. Янушко в книге «Что-то будет)

 - «Праздник мыльных пузырей» (воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно; используя жидкость для мытья посуды). Прежде надо научить ребёнка дуть соломинкой на чистую кипяченную воду, даже если он сглотнет – не страшно, а затем уже вместе проделывать этот эксперимент с мыльными пузырями (автор тот же)

- «Пенный замок» (поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это будет «принц», который живет в пенном замке)

- Переливание воды через воронку из одной емкости в другую;

- «Тонет – не тонет» (легкие предметы не тонут, тяжелые – камешки, например, тонут)

- Показ «заводных игрушек»  - «Расскажи, кто что делает»

- Пускание солнечных зайчиков в группе и на улице (зеркала должны быть окантованы, чтоб дети не порезались) – показать зеркало. Чтение стихотворение А.Бродского – «Солнечные зайчики»

(дети говорят, где находится солнечный зайчик)

-«Бумажный вихрь» - сдувание с листа бумажных снежинок (развитие носового и грудного дыхания: вдох – носом, выдох – ртом);

- Сдувание с ладошки перышка, ватки, листика и т.п. (развитие носового и грудного дыхания).

На прогулке.

Свойства камней: твердые (постучать друг о друга); тяжёлые – лёгкие; холодные (в тени), теплые (на солнце); то же о песке (холодный  - теплый).

- Выкладывание узоров из осенних листьев;

- Салют из осенних листьев;

- Возить за веревочку листик по луже (не тонет, так как легкий);

- Шуршать листьями (звук – ш-ш-ш-ш);

- Игры с тенью;

Наши фантазии – зимой со снегом:

- сравнить следы от правого и левого сапога («Кто куда смотрит?»);

 - из следов можно сделать разные рисунки: заборчик, узкую и широкую дорожку, елочку, кружочек и т.д.

 Делать снежные комочки и метать их.

- Рассмотреть след воспитателя и след ребенка, сравнить, увидеть рисунки на следах обуви;

- Сдувание снежинок с одежды, с лопатки и т.п.

- Послушать звук скрипучего снега (ш-ш-ш)

- с ветром, игры с вертушками;

- Дуть на сухой и мокрый песок соломинками, сравнить, сделать вывод.

И много-много других экспериментов.

Все эти эксперименты способствуют развитию мелкой моторики, знакомству с окружающим миром, с явлениями в природе, создают радостное ощущение и положительное эмоции у детей, а это самое главное в нашей работе – доставить детям удовольствие и радость от общения с окружающим миром.

Демонстрационный материал, рекомендуемый для родителей воспитанников:

- «Что-то будет» (под. ред. Е.А. Янушко);

- «Экспериментируйте с детьми дома» (книжка-передвижка)

Рекомендуемая литература для слушателей семинара:

- «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» (авторы Кобзева, Мартынова; изд. «Учитель», г. Волгоград, 2010)

- Журнал «Обруч» (№4; стр. 3; 2010г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)

В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...

Методическая разработка к организации исследовательской познавательной деятельности детей 5-6 лет Тема: «Магнит и его свойства».

Цели: Сформировывать представления о магните и его свойствах. Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.Задачи: развивать стремление к познанию через творческо-эксперимен...

Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – помогать развитию исследовательской, познавательной активности детей.

ull;Рассказы- рассуждения• Рассказы- Небылицы •Составление рассказов на основе своего личного опыта• Составление загадок- описаний•Обучение составлению по картине с дополнит...

ООД во 2 младшей группе по познавательному развитию с использованием игровых, исследовательски-познавательных технологий: «Необычное путешествие зайчат в лес»

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи:Познавательное развитие:-воспитывать интерес к познанию нового;-обогащать сенсорные эталоны, развивать предста...

ООД во 2 младшей группе по познавательному развитию с использованием игровых, исследовательски-познавательных технологий: «Необычное путешествие зайчат в лес»

Цель НОД: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи:Познавательное развитие:-воспитывать интерес к познанию нового;-обогащать сенсорные эталоны, развивать пре...