Развитие исследовательско-познавательной деятельности
методическая разработка на тему
семинар для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti_.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №57 комбинированного вида
Колпинского района г. Санкт-Петербурга
ЯСЛИ – ЭТО СЕРЬЁЗНО!
Семинар для воспитателей
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Подготовила и провела
Воспитатель Долгоносова В.И.
Санкт-Петербург
2014г.
Работая с детьми, вы, наверное, заметили, что они являются маленькими исследователями, экспериментаторами.
Результаты экспериментов ребенка уже в раннем возрасте хорошо известны. Это не только сломанные игрушки и предметы домашнего обихода, разрисованные обои и ссадины на руках и ногах. Это, например, знаменитые «копатки», «мокрессы», «пискваторы», «почтанники» - неологизмы, которые ребенок создает в ходе «словесных игр», столь блистательно описанных К.И. Чуковским в книге «От 2 до 5».
Малыш активно познает окружающий мир, не переставая удивлять нас своей любознательностью. Это очень важный в жизни ребенка – период, в его сознании закладываются основы представлений об окружающем мире.
Из практики своей работы могу сказать, что детям очень нравится экспериментировать, проводить опыты, что позволяет точнее сблизится с малышами, превратить их мир в волшебную сказку, психику сделать более уравновешенной, мышление более гибким, активизировать работу пальцев и рук.
Чтобы больше заинтересовать, стимулировать детей к действиям, я приглашаю для проведения различных экспериментов наших любимых гостей:
- «Капитошку – водяную капельку»;
- «Волшебную снежинку»;
- «Королеву – кисточку»;
- «Веселого карандаша».
Это такие эксперименты:
С водяной капелькой «Капитошкой».
Свойства песка – сыпется - не сыпется.
Материал: прозрачные пластмассовые емкости, сито, воронки, тазик,
сухой и мокрый песок.
Выполнение: вставить воронку в прозрачную емкость и сыпать сухой песок – сыпется; мокрый – не сыпется; сыпать на сито и просеивать сухой песок, что остается на поверхности – мелкие и крупные камешки.
Сделать вывод: сухой песок можно просеивать через сито, через воронку, а мокрый песок не проходит через сито и воронку, из него можно лепить.
С королевой- кисточкой.
«Цветная вода»
Материал: 2 емкости с чистой водой, краски, кисточки.
Выполнение: в одну из емкостей с чистой водой добавить кисточкой краску – что получилось? Как получилась цветная вода? (сделать вывод)
С волшебной снежинкой.
«Тает или не тает»
Материал: миски со снегом (внести в теплое помещение)
Вывод: что случилось со снегом, почему?
С веселым карандашом.
Рисование модульной техникой.
Материал: сухой песок или манная крупа, ватные палочки, карандаши, палочки деревянные, собственные пальцы.
Выполнение: рисование.
Вывод: что нарисовали и чем.
Рисование способом «принт»
Материал: мокрый песок, вкладыши (овощи, геометрические фигуры, печатки, трафареты, утята).
Выполнение: отпечатывание на мокром песке.
Вывод: что получилось.
«Сухой бассейн»
Сортировка семян (на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики)
Материал: большая емкость с семенами цветной и белой фасоли, желтого и зеленого гороха, емкости разного цвета, желуди.
Выполнение: в красную тарелку собираем из большой емкости цветную фасоль, в зеленую – зеленый горох, в синюю – белую фасоль и т.д. Усложненный вариант – пинцетом.
После проведения опытов можно задать вопросы:
- вам понравилось проводить опыты? Кто нам помогал?
- было интересно?
- что больше всего понравилось делать? (какой опыт больше всего понравился?)
- хотели бы еще проводить опыты?
Практическая часть
(эксперименты с залом)
С водяной капелькой «Капитошкой».
Игра-забава с шариком для пинг-понга (развитие длительного выдоха)
Материал: широкая емкость с водой, шарик для пинг-понга, соломинка для коктейля.
Выполнение: дуть соломинкой на шарик с разных положений.
Вывод: что мы видим? Что происходит с шариком, почему? (шарик легкий, катится по воде)
Упражнение «Пузырьки»
Материал: прозрачный пластмассовый стаканчик, наполовину заполненный водой и соломинка для коктейля.
Выполнение: при сильном выдохе вода выливается из стакана, а при слабом – на поверхности воды образуются пузырьки.
Вывод: почему так происходит?
(индивидуальные соломинки для каждого ребенка)
«Чей паровоз громче и дольше гудит»
(используются стеклянные пузырьки! из-под лекарств – развитие длительного выдоха)
Выполнение: дуть в пузырек, чтоб послышался свист. Дети проделывают по очереди, не надувая щек (каждому чистый пузырек)
Вывод: кто громче и дольше гудит.
«Угадай, что я делаю»
(эксперимент на неречевом материале: работа пальчиков + развитие фонематического слуха)
Материал: фантики от конфет, ножницы с бумагой, металлическая кружка и ложка.
Выполнение: педагог предлагаем детям встать к нему спиной и на слух определить, что он делает.
Действие: щелкает ножницами; режет бумагу ножницами; рвет ее руками; шуршит фантиками; стучит ложкой по кружке.
Работа с залом (за столами) – раздать воспитателям материал, одного вызвать. Дети (воспитатель) называют совершенное действие.
Упражнение «Хлоп, хлоп, моя рученька»
(дифференциация кинетических ощущений – развитие мелкой моторики с использованием различных поверхностей)
Материал: миска с теплой (холодной) водой, вата (губка), жесткая щетка.
Выполнение: предложить ребенку похлопать поочередно по щетке, вате или губке, по воде, сопровождая словами: «Хлоп, хлоп, моя рученька»
Вывод: дети рассказывают о своих ощущениях, что больше всего понравилось трогать ручкой, почему.
Другие возможные варианты экспериментов, которые можно применить в своей практике в работе с детьми
- Самый простой эксперимент: вода холодная – теплая (дети окунают свой пальчик в разные емкости, рассказывают о своих ощущениях);
- Бумага сухая – бумага мокрая (намочили, что стало с бумагой?);
- «Праздник на воде» (плавающие свечи на воде в темной комнате)
(рекомендовано Е.А. Янушко в книге «Что-то будет)
- «Праздник мыльных пузырей» (воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно; используя жидкость для мытья посуды). Прежде надо научить ребёнка дуть соломинкой на чистую кипяченную воду, даже если он сглотнет – не страшно, а затем уже вместе проделывать этот эксперимент с мыльными пузырями (автор тот же)
- «Пенный замок» (поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это будет «принц», который живет в пенном замке)
- Переливание воды через воронку из одной емкости в другую;
- «Тонет – не тонет» (легкие предметы не тонут, тяжелые – камешки, например, тонут)
- Показ «заводных игрушек» - «Расскажи, кто что делает»
- Пускание солнечных зайчиков в группе и на улице (зеркала должны быть окантованы, чтоб дети не порезались) – показать зеркало. Чтение стихотворение А.Бродского – «Солнечные зайчики»
(дети говорят, где находится солнечный зайчик)
-«Бумажный вихрь» - сдувание с листа бумажных снежинок (развитие носового и грудного дыхания: вдох – носом, выдох – ртом);
- Сдувание с ладошки перышка, ватки, листика и т.п. (развитие носового и грудного дыхания).
На прогулке.
Свойства камней: твердые (постучать друг о друга); тяжёлые – лёгкие; холодные (в тени), теплые (на солнце); то же о песке (холодный - теплый).
- Выкладывание узоров из осенних листьев;
- Салют из осенних листьев;
- Возить за веревочку листик по луже (не тонет, так как легкий);
- Шуршать листьями (звук – ш-ш-ш-ш);
- Игры с тенью;
Наши фантазии – зимой со снегом:
- сравнить следы от правого и левого сапога («Кто куда смотрит?»);
- из следов можно сделать разные рисунки: заборчик, узкую и широкую дорожку, елочку, кружочек и т.д.
Делать снежные комочки и метать их.
- Рассмотреть след воспитателя и след ребенка, сравнить, увидеть рисунки на следах обуви;
- Сдувание снежинок с одежды, с лопатки и т.п.
- Послушать звук скрипучего снега (ш-ш-ш)
- с ветром, игры с вертушками;
- Дуть на сухой и мокрый песок соломинками, сравнить, сделать вывод.
И много-много других экспериментов.
Все эти эксперименты способствуют развитию мелкой моторики, знакомству с окружающим миром, с явлениями в природе, создают радостное ощущение и положительное эмоции у детей, а это самое главное в нашей работе – доставить детям удовольствие и радость от общения с окружающим миром.
Демонстрационный материал, рекомендуемый для родителей воспитанников:
- «Что-то будет» (под. ред. Е.А. Янушко);
- «Экспериментируйте с детьми дома» (книжка-передвижка)
Рекомендуемая литература для слушателей семинара:
- «Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» (авторы Кобзева, Мартынова; изд. «Учитель», г. Волгоград, 2010)
- Журнал «Обруч» (№4; стр. 3; 2010г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в 1-й младшей группе с использованием игровых, исследовательско-познавательных технологий на тему: «Мой веселый звонкий мяч…» (художественное творчество). Интеграция образовательных областей
Задачи: -содействовать формированию интереса к лепке;-знакомство со свойствами пластилина ( мягкий, эластичный, можно отрывать,...
План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)
В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...
Методическая разработка к организации исследовательской познавательной деятельности детей 5-6 лет Тема: «Магнит и его свойства».
Цели: Сформировывать представления о магните и его свойствах. Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.Задачи: развивать стремление к познанию через творческо-эксперимен...
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – помогать развитию исследовательской, познавательной активности детей.
ull;Рассказы- рассуждения• Рассказы- Небылицы •Составление рассказов на основе своего личного опыта• Составление загадок- описаний•Обучение составлению по картине с дополнит...
ООД во 2 младшей группе по познавательному развитию с использованием игровых, исследовательски-познавательных технологий: «Необычное путешествие зайчат в лес»
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи:Познавательное развитие:-воспитывать интерес к познанию нового;-обогащать сенсорные эталоны, развивать предста...
ООД во 2 младшей группе по познавательному развитию с использованием игровых, исследовательски-познавательных технологий: «Необычное путешествие зайчат в лес»
Цель НОД: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи:Познавательное развитие:-воспитывать интерес к познанию нового;-обогащать сенсорные эталоны, развивать пре...
Методические рекомендации по развитию исследовательско-познавательной деятельности
для воспитателей доу...