Консультация для педагогов. Типичные ошибки педагогов в организации и руководстве игровой деятельностью дошкольников.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
Типичные ошибки педагогов
в организации и руководстве игровой деятельностью дошкольников.
Анализ деятельности ДОУ показывает, что в работе воспитателей организации игры и руководству ею уделяется ещё недостаточно внимания. По данным исследований, примерно в 33% случаев воспитатели вообще не руководят сюжетно-ролевыми играми, в 27% руководство сводится к вопросу «Во что вы играете?» и только в 29% случаев педагоги принимают активное участие в играх. Однако и в этих случаях, активное участие педагогов в играх детей не всегда обеспечивает развитие данной деятельности.
При организации игры воспитателю необходимо помнить следующее:
- Самостоятельной сюжетно-ролевой игре должна предшествовать большая предварительная работа: чтение рассказов о море и моряках, рассматривание иллюстраций кораблей, игра «Что кому нужно для работы», беседы с детьми «Что делает капитан» (кок, моряк, пассажир, бортовой врач), изготовление атрибутов для игры совместно с детьми (билеты, подзорная труба, карта и др), просмотр фотографий морских обитателей, флоры и фауны островов.
- Выбор темы и включение детей в сюжетно-ролевую игру осуществляется воспитателем только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры, перемещения по групповой комнате, возможности «уединения» и переключения на другие виды деятельности. Совершенна не допустима в игре со стороны воспитателя чёткая регламентация деятельности: «встань туда», «не делай так», «не ходите туда»…
- Сюжеты детских игр бесконечны, очередные события в них нарастают как снежный ком, поэтому творческая игра может быть не «доиграна до конца» (конец игры определяется только ограничением во времени или потерей интереса к игре у детей)
- Одним из важных условий развития самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно в младшем дошкольном возрасте внешняя предметно-игровая среда стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры.
- Для детей младшего и среднего дошкольного возраста воспитатель должен предварительно создавать предметно-игровые ситуации, наталкивающие детей на развитие сюжета и выполнения соответствующих игровых действий.
- Наличие «бросового» материала в группе позволяет детям сделать необходимые атрибуты для своей игры.
- Неправомерно считать индивидуальную игру дошкольников показателем низкого уровня развития игровой деятельности. Т.к. индивидуальная игра развивается параллельно с коллективной игрой. Она проходит через всё дошкольное детство и имеет право на существование. Организуя коллективные игры нужно иметь ввиду, что даже старшие дошкольники не могут строить совместную игру в группе более из 3-4 участников. Объединение педагогом детей в большие игровые коллективы носит искусственный характер и не отвечает природе сюжетно-ролевой игры.
Методическое издание «Как научить ребёнка играть» Колунова Л.А., Копытина М.Г.
Оценка взаимодействия детей
в сюжетно-ролевой игре.
№ п/п | Направления контроля | Присутствует | Примечание |
1 | Дети предпочитают игры микрогруппами | ||
2 | У детей в игре насчитывается 7 и более ролей | ||
3 | Игра детей кратковременная | ||
4 | Игра детей долгосрочная | ||
5 | У детей наблюдается ролевое взаимодействие, ролевой диалог | ||
6 | Дети передают характерные особенности персона игры с помощью средств выразительности (жесты, мимика, интонация, движения) | ||
7 | Ребёнок берёт на себя роль, но пока слабо соотносит своё поведение с ней | ||
8 | Выполнение отдельными детьми более одной роли в игре | ||
9 | Дети активны, проявляют самостоятельность, творчество в игре | ||
10 | У детей поддерживается «+» эмоциональный настрой на протяжении всей игры |
«Система воспитания индивидуальности дошкольников» В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова, Воронеж, 2007г.
Оценка руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.
№ п/п | Направления контроля | Присутствует | Примечание |
1 | Воспитатель не принуждает детей к игре, а пытается ею заинтересовать | ||
2 | Воспитатель предлагает детям готовый сюжет и требует неукоснительно следовать ему | ||
3 | Воспитатель не устанавливает временные рамки для игры, продолжительность игры зависит от желания участников | ||
4 | Воспитатель выступает организатором игры, участников, сторонним наблюдателем | ||
5 | В ирге воспитатель проявляет свою активность, в зависимости от того, когда требуется его помощь | ||
6 | Воспитатель поддерживает желание детей играть долгое время | ||
7 | Воспитатель самостоятельно решает возникшие вопросы и конфликты | ||
8 | Воспитатель предоставляет возможность самостоятельно решить, возникшие в игре трудности | ||
9 | Свои предложения воспитатель выражает в форме советов, не требуя их обязательного выполнения | ||
10 | Воспитатель следит за проникновением в детские игры отрицательных влияний и старается устранить их |
«Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» М.А. Васильева, Москва,1986г.
Оценка организации предметно-развивающей среды игровых уголков групп.
№ п/п | Направления контроля | Присутствует | Примечание |
1 | Наличие и соответствие игрушек, оборудования программным и возрастным особенностям детей | ||
2 | Соответствие игрового оборудования требованием СЭС и техники безопасности | ||
3 | Рациональность расположения игрового оборудования в группе | ||
4 | Эстетичность игрового оборудования | ||
5 | Наличие схем, моделей, иллюстраций сервировки стола, приготовления пищи и т.д. для самостоятельных игр детей | ||
6 | Наличие в группе оборудования, материалов для возможности разграничения игрового пространства | ||
7 | Наличие в группе бросового материала и пооперационных карт для изготовления детьми дополнительного игрового оборудования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование занимательного математического материала и развивающих игр на занятиях и вне занятий.Организация и руководство игровой деятельностью."
Консультация,как можно использовать развивающие игры на занятиях и вне занятий....
Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...
Консультация для педагогов "Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Консультация для педагогов дошкольного образования...
Консультация для педагогов "Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения"
Консультация для педагогов "Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения"...
мастер - класс для педагогов на тему "«Особенности организации и руководства игровой деятельностью дошкольников»
материал поможет подготовиться педагогам для работы по самообразованию...
Консультация для педагогов "Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми"
Консультация для педагогов...