Консультация для педагогов. Типичные ошибки педагогов в организации и руководстве игровой деятельностью дошкольников.
консультация на тему

z

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_igre.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Типичные ошибки педагогов

в организации и руководстве игровой деятельностью дошкольников.

Анализ деятельности ДОУ показывает, что в работе воспитателей организации игры и руководству ею уделяется ещё недостаточно внимания. По данным исследований, примерно в 33% случаев воспитатели вообще не руководят сюжетно-ролевыми играми, в 27% руководство сводится к вопросу «Во что вы играете?» и только в 29% случаев педагоги принимают активное участие в играх. Однако и в этих случаях, активное участие педагогов в играх детей не всегда обеспечивает развитие данной деятельности.

При организации игры воспитателю необходимо помнить следующее:

  • Самостоятельной сюжетно-ролевой игре должна предшествовать большая предварительная работа: чтение рассказов о море и моряках, рассматривание иллюстраций кораблей, игра «Что кому нужно для работы», беседы с детьми «Что делает капитан» (кок, моряк, пассажир, бортовой врач), изготовление атрибутов для игры совместно с детьми (билеты, подзорная труба, карта и др),  просмотр фотографий морских обитателей, флоры и фауны островов.

  • Выбор темы и включение детей в сюжетно-ролевую игру осуществляется воспитателем только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры, перемещения по групповой комнате, возможности «уединения» и переключения на другие виды деятельности. Совершенна не допустима в игре со стороны воспитателя чёткая регламентация деятельности: «встань туда», «не делай так», «не ходите туда»…

  • Сюжеты детских игр бесконечны, очередные события  в них нарастают как снежный ком, поэтому творческая игра может быть не «доиграна до конца» (конец игры определяется только ограничением во времени или потерей интереса к игре у детей)

  • Одним из важных условий развития самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно в младшем дошкольном возрасте внешняя предметно-игровая среда стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры.

  • Для детей младшего и среднего дошкольного возраста воспитатель должен предварительно создавать предметно-игровые ситуации, наталкивающие детей на развитие сюжета и выполнения соответствующих игровых действий.

  • Наличие  «бросового» материала в группе позволяет детям сделать необходимые атрибуты для своей игры.

  • Неправомерно считать индивидуальную игру дошкольников показателем низкого уровня развития игровой деятельности. Т.к. индивидуальная игра развивается параллельно с коллективной игрой. Она проходит через всё дошкольное детство и имеет право на существование. Организуя коллективные игры нужно иметь ввиду, что даже старшие дошкольники не могут строить совместную игру в группе более из 3-4 участников. Объединение педагогом детей в большие игровые коллективы носит искусственный характер и не отвечает природе сюжетно-ролевой игры.

   

Методическое издание «Как научить ребёнка играть» Колунова Л.А., Копытина М.Г.

Оценка взаимодействия детей

в сюжетно-ролевой игре.

№ п/п

Направления контроля

Присутствует

Примечание

1

Дети предпочитают игры микрогруппами

2

У детей в игре насчитывается 7 и более ролей

3

Игра детей кратковременная

4

Игра детей долгосрочная

5

У детей наблюдается ролевое взаимодействие, ролевой диалог

6

Дети передают характерные особенности персона игры с помощью средств выразительности (жесты, мимика, интонация, движения)

7

Ребёнок берёт на себя роль, но пока слабо соотносит своё поведение с ней

8

Выполнение отдельными детьми более одной роли в игре

9

Дети активны, проявляют самостоятельность, творчество в игре

10

У детей поддерживается «+» эмоциональный настрой на протяжении всей игры

«Система воспитания индивидуальности дошкольников» В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова, Воронеж, 2007г.

Оценка руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.

№ п/п

Направления контроля

Присутствует

Примечание

1

Воспитатель не принуждает детей к игре, а пытается ею заинтересовать

2

Воспитатель предлагает детям готовый сюжет и требует неукоснительно следовать ему

3

Воспитатель не устанавливает временные рамки для игры, продолжительность игры зависит от желания участников

4

Воспитатель выступает организатором игры, участников, сторонним наблюдателем

5

В ирге воспитатель проявляет свою активность, в зависимости от того, когда требуется его помощь

6

Воспитатель поддерживает желание детей играть долгое время

7

Воспитатель самостоятельно решает возникшие вопросы и конфликты

8

Воспитатель предоставляет возможность самостоятельно решить, возникшие в игре трудности

9

Свои предложения воспитатель выражает в форме советов, не требуя их обязательного выполнения

10

Воспитатель следит за проникновением в детские игры отрицательных влияний и старается устранить их

«Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» М.А. Васильева, Москва,1986г.

Оценка организации предметно-развивающей среды игровых уголков групп.

№ п/п

Направления контроля

Присутствует

Примечание

1

Наличие и соответствие игрушек, оборудования программным и возрастным особенностям детей

2

Соответствие игрового оборудования требованием СЭС и техники безопасности

3

Рациональность расположения игрового оборудования в группе

4

Эстетичность игрового оборудования

5

Наличие схем, моделей, иллюстраций сервировки стола, приготовления пищи и т.д. для самостоятельных игр детей

6

Наличие в группе оборудования, материалов для возможности разграничения игрового пространства

7

Наличие в группе бросового материала и пооперационных карт для изготовления детьми дополнительного игрового оборудования

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...

Консультация для педагогов "Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения"

Консультация для педагогов "Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения"...