"Использование занимательного математического материала и развивающих игр на занятиях и вне занятий.Организация и руководство игровой деятельностью."
статья по математике по теме
Консультация,как можно использовать развивающие игры на занятиях и вне занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razv._igry.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Известно,что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее,чем на учебных занятиях.Обучающая задача,поставленная в игровой форме,имеет то преимущество,что в ситуации игры ребенку понятна сама необхо-димость приобретения новых знаний и способов дейс-твия.Ребенок,увлеченный привлекательным замыслом игры,как бы не замечает того,что он учится,хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями,которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого,то в игре он решает свою собственную задачу.
С помощью развивающих игр можно развивать внимание,па-мять,мышление,воображение малыша,т.е. те качества,которые необходимы для дальнейшей жизни.
В детском саду с целью развития интереса к математическим занятиям широко используются игры с занимательным математи-ческим материалом,которые являются важным средством умствен-ного развития детей,т.к. в процессе этих игр дети испытывают умственное напряжение,а значит и развивается самостоятельность мышления.Дети овладевают поисковой деятельностью,учатся нахо-дить решения в уме.
Виды игр с занимательным математическим материалом:
- Игры на плоскостное моделирование:"Геометрические конструкторы" ("Танграм","Колумбово яйцо" и т.п.)Игры изготавливаются путем разрезания квадрата,круга или овала на части.Освоение игрой идет на нескольких этапах:
1)знакомство с комплектом фигур,составление новых фигур из
2-3 предложенных;
2)составление изображений по расчлененным образцам,а затем
по контурным;
3)выкладывание изображений по собственному замыслу.
- Головоломки с палочками;объединены в 3 группы:
1)задачи на перестроение,в которых палочки перекладываются;
2)составление фигур из заданного изображения путем убирания
палочек.
- Логические задачи:
1)на поиск признаков сходства или отличия;
2)на поиск недостающей фигуры.
Занимательный материал и развивающие игры должны достав-лять детям радость.Заданиям целесообразно придавать игровой характер,включать элементы соревнования,возможность выиграть.
Большое оживление в работу вносят "замысловатые" вопро-сы,задачи,загадки,стихотворения,считалки,веселые картинки математической направленности.Знания,полученные детьми на занятиях,постоянно должны использоваться ими в повседневной жизни.Важно создавать условия в играх,труде,быту;побуждать детей считать,измерять,сравнивать размер предметов,определять их форму,пространственное положение и т.п.Главное для ребенка быть активным,сообразительным,раскрепощенным.Задача воспитателя развивать у ребенка любознательность,мышление и речь.Всего этого трудно ,а может быть,и невозможно достичь скучными для ребенка занятиями школьного типа.Гораздо лучше организовать игры-занятия,которые увлекут,будут для него интересными и не утоми-тельными.
Самое главное-во время игры надо отмечать все достижения ребенка и не акцентрировать недостатки,хвалить за успехи и не ругать за ошибки.
Какие же они-развивающие игры?На развитие чего они направлены?
В играх на внимание ребенок выполняет такие действия,которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания.Задача "быть внимательным" становится понятной и актуальной для ребенка.
Игры,направленные на развитие восприятия,формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам,как цвет,форма,величина.
В играх,развивающих память,дети учатся устанавливать связь между предметами (запоминать,чтобы припоминать потом).
В играх на развитие мышления специально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребенку учиться передавать свою мысль движениями и связной речью.Формируется умение рассуж-дать,делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Из многообразия игр и развлечений детям интересны загадки и задачи-шутки-они приобщают детей к активной умственной деятельности,выработке умений выделять главные существенные свойства,замаскированные внешними несущественными данными.
На протяжении занятия,особенно при переходе от одной части занятия к другой смене деятельности,занимательные задачи могут служить средством активизации,переключения внимания детей,интеллектуального отдыха.Так,методически правильно подобранный материал (загадки,задачки-шутки,"замысловатые" вопросы) способствует развитию логического мышле-ния,наблюдательности,находчивости,быстроты реакции,интереса к усвоению математических знаний и зависимостей,формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
В группе необходимо иметь уголки занимательной математики и развивающих игр.Они должны располагаться на видном и доступном месте для детей,оснащены всевозможными играми,пособиями и материалами,а также художественно оформлены,чтобы детям всегда хотелось в свое свободное время заниматься такими полезными для умственного развития играми.
Задача воспитателя-вовлекать в эти игры малоактивных,пассив-ных детей,заинтересовать их и помочь освоить ту или иную игру.
Игра-это общение ребенка со взрослым,с другими детьми,это школа сотрудничества,в которой он учится и радоваться успеху,и стойко переносить свои неудачи.
Доброжелательность,поддержка,радостная обстановка,выдумки и фантазия-только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности и дома".
Воспитатель знакомит родителей во общих чертах с занимательным математическим материалом, его использованием в непосредственно образовательной деятельности и дома, подчеркивает его игровой характер. Р...
Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности и дома"
Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач...
Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей ( методами игровой деятельности и моделирования)
Из опыта работы. Описана роль занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста....
Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математического материала.
Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математическогоматериала....
Презентация " Формирование мыслительной деятельности ребенка с использованием занимательного математического материала"
Презентация-консультация для воспитателей.Раскрывает использование математического материала для формирования элементарных математичеких понятий....
опыт работы Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.Иг...
Консультация для воспитателей: "Использование занимательного математического материала в непосредственной образовательной деятельности"
Данная консультация поможет воспитателям познакомиться с различным занимательным математическим материалом для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возрас...