мастер - класс для педагогов на тему "«Особенности организации и руководства игровой деятельностью дошкольников»
материал

Миронова Надежда Иннокентьевна

материал поможет подготовиться педагогам для работы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Василёк» пгт. Новокручининский

Мастер - класс

«Особенности организации и руководства игровой деятельностью дошкольников»

Воспитатель: Миронова Н.И

Тема:«Особенности организации и руководства игровой деятельностью дошкольников»

Цель семинара:Мастер-класс проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов. Рассчитан на неограниченное количество участников.

Задачи семинара:

  1. Повысить уровень профессиональной компетенции педагоговпри реализации ФГОС ДО через игровую деятельность дошкольников.
  2. Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности детей дошкольного возраста.
  3. Систематизировать знания педагогов о сюжетно – ролевой игре и познакомить с технологической картой сюжетно-ролевой игры.
  4. Определить позитивные стороны деятельности по организации игровой деятельности дошкольников, проблемы и перспективы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас на мастер – классе, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Прежде чем мы начнем, прошу вас выйти в центр, сейчас мы проведём игровое упражнение «Мы – команда», целью которого, является, сплочение коллектива.

Упражнение «Мы – команда». Педагоги выполняют задание быстро и чётко.

Ход: Построить, используя всех игроков, следующие фигуры:

Квадрат

Треугольник

Круг

Ромб

Угол

Буква

Птичий косяк

Теперь я прошу ответить вас на вопрос: «Что является средством развития личности детей дошкольного возраста средством их общения? Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения? Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим.

СЛАЙД 1.Совершенно верно – это ИГРА.

В первые семь лет ребёнок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит много узнать и многому научиться за этот дошкольный период. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире, о себе самом зависит успешность ребёнка в дальнейшей жизни, в школьном обучении.

Сегодня наш с вами разговор будет о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может сам организовать игру. Большинство родителей вообще считают, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше. Но вы, наверняка, замечали, что это не всегда так.Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

СЛАЙД 2.Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры? Ответы участников.

Какие трудности вы испытываете при организации сюжетно-ролевой игры? Ответы участников, например, отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки – заместители, доводить игру до логического завершения.

Конечно, все сталкивались с такими же проблемами.

Как правило, все из них сводятся к основной проблеме – проблеме организации сюжетной игры. Таким образом, успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.

Во-первых педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

Умение педагога наблюдать  за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.

И наконец, в-третьих организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи. Таким образом, успешное осуществления игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе, которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.

СЛАЙД 3. Основными методами педагогического руководство сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.

Кроме этих методов, существуют  технологические карты сюжетно-ролевой игры. Этим я хочу с вами поделиться.

Что такое технологическая карта?

Ответы участников, например, это схема игры, поэтапное описание игры.

СЛАЙД 4. Технологическая карта – это описание пошагового процесса освоения сюжетно-ролевой игры, с указанием примерных средств реализации, задач и предполагаемых результатов.

СЛАЙД 5Технологическая карта позволит:

- реализовать планируемые результаты деятельности;

- системно формировать у воспитанников целевые ориентиры;

- проектировать свою деятельность на определённый период;

- отслеживать свою деятельность и ожидаемые действия детей;

- координировать и синхронизировать действия всех субъектов игровой деятельности;

- развивать адекватную самооценку  воспитанников.

Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков. А я предлагаю составить и использовать технологическую карту игры – пошаговую инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования.

Опираясь на разработанную модель, воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.

Но как же дети смогут «прочитать» технологическую карту? Конечно, только если они сами ее и составят, такую, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета.

А вам я предлагаю понять какие правила нарисованы на этой технологической карте?

СЛАЙД 6.Соотнесите картинку с действием.

СЛАЙД 7.Образец выполнения задания.

Для удобства использования на практике детьми и педагогом я предлагаю такое оформление технологической карты.

СЛАЙД 8.Я вам предлагаю составить технологическую карту игры «Космическое путешествие». Для этого нам нужно разделиться на три группы.

СЛАЙД 9. Первая группа разработает схемы игровых действий космического путешествия, характерных для детей средней группы (возраст 4-5 лет). Вот ваши ситуации.

1. Строительство ракеты.

2. Семья провожает космонавтов.

3. Возвращение космонавта домой.

Вторая группа разработает схемы для детей старшей группы детского сада (возраста 5-6 лет).

1. Физическая подготовка космонавтов для преодоления невесомости.

2. Связь космонавтов с землёй.

3. Выход космонавтов на орбиту.

Третья группа разработает схемы для детей 6-7- лет.

1. Подготовка отряда космонавтов, медицинский осмотр.

2. Встреча с инопланетянами.

3. ЧП на корабле

У вас есть описание игровых ситуаций, ваша задача изобразить их графически и дополнить ими существующие пробелы в технологической карте.

Все необходимое у вас на столах. По окончании работы каждая группа представляет полученный результат. На работу вам дается 7 минут. Приступайте к работе.

Уважаемые коллеги, представляйте свои технологические карты.

Первая группа представляет технологическую карту для детей среднего дошкольного возраста.

Вторая группа представляет технологическую карту для старшей группы, обратите внимание, как меняется сюжет игры.

Третья группа представляет технологическую карту для подготовительной группы. Вы заметили, что увеличилось количество возможных ролей, и усложнился сюжет игры.

СЛАЙДЫ 11, 12, 13

СЛАЙД 14.А теперь поиграем. Вернемся к нашей схеме.

Шаг первый – приглашаем друзей. Выходите.

Шаг второй – распределение ролей. Уважаемые коллеги предлагаю вам выбрать себе роль из этой космической коробки. Обсудите друг с другом, кем вы будете.

Шаг третий – необходимо выбрать игровые предметы. А теперь представьтесь нам и расскажите, что вы будете делать.

Атрибуты для ролей:

Космонавт – шлем, пилотка,

Мама - сумочка,

Папа – кепка,

Медик – повязка,

Инопланетянин – шапка инопланетянина

Руководитель полета – наушники

Тренер – гантели,

Журналист – фотоаппарат.

Участники выбирают атрибуты игры, представляют свою роль и придумывают свой игровой сюжет.

Шаг четвёртый, согласно, нашей технологической карты является непосредственно игра. Игру мы оставим для детей.

И переходим к пятому шагу – прибери игрушки. Присаживайтесь на свои места.

Как вы считаете – такая технологическая карта поможет воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми.

Каким образом технологическая карта поможет вам организовать сюжетно-ролевую игру?

Ответы участников: такая технологическая карта позволит детям самостоятельно организовать игру, дополнить ее другими игровыми сюжетами.

Вы согласны, что использование технологической карты способствует развитию самостоятельности.Ответы участников:

Спасибо за работу.

СЛАЙД 15. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 1,5 – 3 лет»

Доказано, что сенсорное развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка. И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок буд...

Мастер-класс для педагогов по теме "Особенности гендерного воспитания дошкольников"

Данный материал будет интересен не только педагогам. работающим с дошкольниками, но и родителям воспитанников...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность"

Мастер-класс поможет педагогам заинтересовать детей математикой, привить им любовь к этой науке....

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности, посредством развития моторики

Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития (воспитание звуковой культуры речи)  детей раннего возраста (2-3 года)  в игровой деятельности, посредством развития ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ ««Освоение начальных экономических представлений посредством игровой деятельности. Формирование предпосылок финансовой грамотности»

Мастер-класс для педагогов ДОУ«Освоение начальных экономических представлений посредством игровой деятельности. Формирование предпосылок финансовой грамотности»   .Здравству...