Творческо-познавательный проект "Мой край - моя Кубань" в подготовительной к школе группе
проект (подготовительная группа) на тему
Цель проекта: формировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани;
познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;
дать представление о возникновении станиц и хуторов;
совершенствовать знания о своей родной станице; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект Моя Кубань | 391.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д\с № 8
Творческо - познавательный проект
«МОЙ КРАЙ – МОЯ КУБАНЬ»
в подготовительной
группе
Воспитатель: | Репина Е.В. |
г. Кропоткин
2017
Паспорт проекта «МОЙ КРАЙ – МОЯ КУБАНЬ»
Вид проекта: творческо - познавательный
Продолжительность: среднесрочный, 1 неделя
Автор: воспитатель Репина Е.В.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.
Участники: воспитанники подготовительной группы, родители.
Актуальность: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины немаловажная составляющая в формировании патриотически - нравственной культуры личности ребенка. Детство - это время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры, поэтому очень важно в этом возрасте заинтересовать и познакомить детей с культурой, традициями, обычаями историей. Вложить в них чувство любви и уважения к Родине, дать возможность проникнуться и ощутить причастность к великой земле, к великому народу, продолжая сохранять накопленное годами, за всю историю казачества.
Проблемный вопрос: воспитание чувство патриотизма, гордости, желания узнать, что-то новое из жизни своих предков.
Цель проекта: формировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани;
познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;
дать представление о возникновении станиц и хуторов;
совершенствовать знания о своей родной станице; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине
Задачи проекта:
1Познакомить с историей, культурой, географическими особенностями Кубани.
2.Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани в разное время, к природе и людям труда, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.
3. Воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребенок живет, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе.
4. Активизировать и обогащать их словарь об окружающем мире.
Роль родителей в реализации проекта: помощь в сборе материала о родном крае, заучивание с детьми стихотворений по теме, создание фотоальбома «Мы любим путешествовать!».
Предполагаемый результат: в результате участия детей в проекте ожидается повышение уровня знаний в области кубановедения, воспитание бережного сохранения исторических ценностей. У детей будут сформированы представления о кубанских традициях, обычаях, быте и культурно- исторических ценностях.
Формы реализации проекта:
-совместная деятельность;
-практическая деятельность.
В совместной деятельности используется практическая работа, познавательная деятельность, игровые приёмы.
Продукт детской деятельности:
-выставка рисунков «Роспись по мотивам кубанской вышивки», «Мой край»;
-лепка из солёного теста «Подсолнухи»;
-конструирование из бумаги «Изготовление Красной книги Краснодарского края ».
Этапы реализации проекта.
1 этап. (Подготовительный)
-выбор темы;
-выявление первоначальных знаний детей о Кубани;
-постановка целей, задач, написание плана;
-подбор литературного, методического, наглядного материала;
-изготовление альбомов «Вышивка кубанских мастериц», «Достопримечательности края»;
-изготовление дидактического материала, атрибутов для дидактических, сюжетно-ролевых, режиссёрских игр.
2 этап. Основной
Образовательная деятельность:
- Ознакомление с предметным и социальным окружением «Моя Родина – Кубань».
- Рисование «Мой край», «Роспись по мотивам кубанской вышивки».
Беседы:
- «Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края».
- «Хлеб – всему голова».
- "Люблю тебя - мой край родной».
- «Традиционные кубанские блюда и напитки».
- «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани».
- «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков».
Экскурсия:
- в кубанский уголок детского сада.
Прослушивание и заучивание музыкальных произведений:
- Гимн Краснодарского края;
- «Ой, да на Кубани» (кубанская народная песня в обработке В. Захарченко);
- «Варенички» (кубанская народная песня).
Чтение произведений:
- Л. Степанова «Сказка о Екатеринодаре и о славных кубанских казаках».
- В.А.Попов. рассказ «Чабрец», сказ «Заветный колос».
- В.П.Бардадым «Жизнь реки», «Колодец».
Заучивание:
- произведения В. В. Нестеренко.
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Собери флаг Кубани», «Обустрой казачью хату», «Данетка», «Наряди казачку».
- сюжетно-ролевые: «Железная дорога», «Ярмарка», «Дочки-матери».
- подвижные игры: «Золотые ворота»; «Салки»; «Горелки»; «Жмурки», «Ручеек», «Догони платочек». (См. картотеку кубанских подвижных игр).
Рассматривание:
- фотографий с изображением различных достопримечательных мест Краснодарского края;
- иллюстраций «Национальная одежда кубанского казака и казачки»;
- фотоальбома «Ремёсла на Кубани», «Вышивка кубанских мастериц».
Цикл практических дел:
- изготовление фотоальбома «Достопримечательности Краснодарского края», «Ремёсла на Кубани», «Вышивка кубанских мастериц»;
- изготовление дидактических игр «Обустрой казачью хату», «Наряди казачку».
Художественно-творческая деятельность:
- изготовление «Красной книги Краснодарского края» (аппликация);
- изготовления поделок по теме «Край родной, навек любимый».
Работа с родителями:
- привлечение родителей к сбору материала о родном крае, к созданию фотоальбома «Достопримечательности края».
3 этап. Итоговый.
Выставка детских работ.
Викторина «Что мы знаем о Кубани».
Презентация на педсовете.
Оформление проектной деятельности.
4 этап. Заключительный.
Анализ и оценка результативности реализации проекта.
Приложение
Конспект ОД по рисованию «Роспись по мотивам кубанской вышивки».
Материал, используемый в проекте:
Беседы:
«Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края». Цель: познакомить детей с символикой Краснодарского края, воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину;
«Хлеб – всему голова». Цель: воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов;
"Люблю тебя - мой край родной». Цель: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных;
«Традиционные кубанские блюда и напитки». Цель: знакомить детей с традициями кубанской кухни;
«Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани». Цель: Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда;
«Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков». Цель: знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Экскурсия в кубанский уголок детского сада. Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища на Кубани, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту казаков
Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных достопримечательных мест Краснодарского края; иллюстраций «Национальная одежда кубанского казака и казачки»; фотоальбома «Ремёсла на Кубани», «Вышивка кубанских мастериц»; .
Прослушивание гимна Краснодарского края, песен о Кубани, знакомство с символами Краснодарского края.
Чтение произведений :
Л. Степанова «Сказка о Екатеринодаре и о славных кубанских казаках». Цель: познакомить с произведением поэтессы из станицы Воронцовской; поддерживать интерес детей к стихотворным сказкам; отметить исторические события, упомянутые в сказке;
В.А.Попов. рассказ «Чабрец», сказ «Заветный колос». Цель: познакомить с работами писателя из станицы Таманской о казаках, их службе и быте;
В.П.Бардадым «Жизнь реки», «Колодец». Цель: обогащать знания детей о прошлом нашего края через литературные произведения;
Нестеренко В.В. Цель: познакомить детей с творчеством кубанского поэта; вызвать чувство гордости , что в нашем крае есть такие талантливые люди;
«Кубанский фольклор: пословицы, поговорки, песни»
Цель: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.
Рисование «Роспись по мотивам кубанской вышивки», «Мой край».
Дидактические игры:
«Собери флаг Кубани» (Кубики Никитина) Цель: развивать мелкую моторику, воображение, речь, внимание, продолжить работу над формированием сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования;
«Данетка». Цель: Закрепить знания о Краснодарском крае;
«Обустрой казачью хату». Цель: закрепить названия и назначение предметов быта казаков.
«Скажи наоборот»; «Как зовут друзей» «Отгадай кто»; «Что лишнее»; «Один – много»; «Кто есть кто?»; «На что похоже?» «Отгадай, что это»; «Что с начала, что потом»; «Назови профессии».
Сюжетно – ролевые игры:
«Железная дорога». Цель: углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде железнодорожного транспорта, о железной дороге. Дать детям сведения о других городах нашего края – Краснодаре, Сочи, Анапе, Геленджике. Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта;
«Дочки-матери», «Ярмарка».
Режиссёрские игры
«Обрядовые праздники Кубани».
Цели и задачи: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.
Подвижные игры: «Золотые ворота»; «Салки»; «Горелки»; «Жмурки», «Ручеек», «Догони платочек»
(См. картотеку кубанских подвижных игр).
Приложение 1 Произведения кубанских авторов
П. Воронько Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
А.Мецгер «Волшебная страна» Там, где в небе скачут кони Подниму я меч булатный В подземелье у Кощея Светит в небе нам Жар-Птица, Где-то там, за океаном, А.Мецгер «Бабушка, я тебя люблю!» Подарю я солнышко Засветилась радостью Я цветочек аленький Приложение 2 |
Беседа «Моя малая Родина»
Цель: познакомить детей с историей Кубани, упражнять в умении составлять рассказ по представлению;
- вспомнить стихи, пословицы и поговорки;
- учить сравнивать описывать, делать выводы.
Беседа «Ты, Кубань, ты наша Родина»
Цель: познакомить детей с названием Кубань, довести до их понимания, что живут они на кубанской земле; рассказать, кто живет на Кубани; дать понятие «казаки» и «казачки»; выделить главный город Кубани- Краснодар; закрепить в речи новые слова; вызвать интерес к казачьей сказке; воспитывать любовь к родному краю.
Воспитатель рассказывает о древней земле Кубани, ее местонахождении и населяющих ее людях, о переселенцах, обычаях кубанцев, их фольклоре, рассматривают иллюстрации.
Беседа «Жилище казаков» (в кубанском уголке д\сада)
Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища на Кубани, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту казаков, познакомить из чего строили хаты, что находилось во дворе, внутри хаты. Учить лепить из соленого теста по заданной теме. Развивать чувство симметрии, умение красиво и правильно оформлять постройку, создавать ее по схеме, воспитывать чувство коллективизма.
Беседа «Знакомство с символами Краснодарского края и Кущевского района»
Цель: Закрепить знания о кубанском флаге, познакомить с гербом и гимном Кубани, познакомить с символами родного Кущевского района, воспитание патриотических чувств: любви к Родине, уважение к символам Кубани и района
Использованная литература:
- М.М.Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения»
- Т.П.Хлопова «Ты Кубань, ты наша Родина»
- Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»
- Э.Я.Степаненкова «Сборник подвижных игр»
- Интернет - ресурсы: http://little-kinder.ru/pages/view/94.html
https://deti-online.com/stihi/stihi-mecgera/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»...
Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.
Актуальность проекта.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образов...
Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.
Актуальность проекта.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образов...
Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия» (подготовительная к школе группа)
Данный материал предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов, проживающих в Республике Мордовия, с малой родиной, с мордовским национальным ...
Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группе
Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся стлицей Красноярского края, с целью формирования духовно-нравственного отношения и чувства...
Конспект НОД «Маленькие экологи родного края» с детьми подготовительной к школе группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Моя Родина».
Расширение представления о родном городе и влиянии природных факторов на здоровье людей....
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "По страницам Красной книги Красноярского края" для детей подготовительной к школе группы.
Животные и растения Красной книги Красноярского края....