Рекомендации педагогам: «Методы познавательной деятельности»
консультация на тему
С целью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с изобразительными
материалами используются различные методы познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Лесная сказка»
Рекомендации педагогам:
«Методы познавательной деятельности»
Подготовила Рублева Ю.В.,
воспитатель I кв. категории
п.Лонгъюган
2017 год
- целью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с изобразительными
материалами используются следующие методы познавательной деятельности:
- наблюдение,
- эксперимент,
- лабораторный опыт,
- исследование.
Их тематика взаимосвязана с творческой деятельностью детей в художественном экспериментировании с изобразительными материалами. Например, дети экспериментальным путем ищут ответ на вопрос: «Можно ли рисовать камнем?», проверяют, оставляют ли разные камни следы на черной
- белой бумаге, фольге, кальке, стекле; пачкаются ли при этом руки и т.п.; при этом, упражняются в графическом изображении предметов, создают миниатюры на тему: «Каменные художники».
Для целенаправленного восприятия детьми процесса изображения с помощью нетрадиционных техник рисования, изучения свойств различных материалов проводятся наблюдения внешние (со стороны) и включенные, когда ребенок является активным участником наблюдаемого процесса. Например, сначала планируется наблюдение «Свойства песка», а затем эксперимент «Можно ли покрасить песок». Или, наблюдая за тем, как не растворяющиеся краски удерживаются на поверхности воды и создают тонкую пленку («Рисование на воде»), дети экспериментальным путем выявляют, какой след/линию на пленке оставляют разные предметы («Забавы на воде») и т.д.
Научное познание детьми исследуемого объекта (песок, вода, лед и т.д.) в художественной деятельности осуществляется в процессе эксперимента, в ходе которого ребенок видоизменяет, преобразует или даже создает предметы из имеющихся у него изобразительных материалов. При использовании детского лабораторного оборудования в специально созданных условиях проводится лабораторный опыт/эксперимент: «Жидкие красители», «Такой разный песок», «Краски, спирт и соль» и т.д.
Организация и проведение экспериментов и опытов осуществляется в несколько этапов:
- Постановка проблемы (задачи).
- Поиск путей решения проблемы.
- Проведение экспериментов.
- Фиксация наблюдений.
- Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Проводятся исследования на различные темы: «Какими бывают камни?» «Рисование растениями», «Новые способы рисования» и т.д.
Алгоритм проведения исследования в художественной деятельности (например, «Можно ли рисовать овощами?»):
- Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования – «Чем можно нарисовать картину, если
- комнате есть одни овощи?»).
- «Инкубационный период», определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти
– «Можно ли рисовать овощами?», «Как сделать краску из овощей?»).
- Выбор темы исследования (попытаться как можно четче обозначить границы и исследования – «Использование овощей в рисовании»).
- Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи – «Предположим, что, если выжать сок из свеклы и выпарить из него лишнюю влагу, то можно получить малиновую краску для рисования»).
- Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования – «Спросить у мамы, какую свеклу лучше выбрать, для изготовления краски», «Прочитать в книге о последовательности изготовления краски», «Провести эксперимент «Есть ли в свекле сок?», «Подумать самостоятельно» и т.д.).
- Разработка методики проведения исследования («Возьмем несколько овощей: морковь, свеклу, огурец, помидор, приготовим из них соки, выберем те овощи, с помощью соков которых, можно рисовать» и т.д.)
- Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные
знания).
- Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
- Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
- Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
- Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия как один из методов познавательной деятельности дошкольников.
Экскурсия- один из видов позновтельной деятельности детей с окружающим миром, одна из трудоемких и сложных форм обучения....
Методические рекомендации педагогам «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»
Методические рекомендации педагогам «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения» Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важн...
Сборник методических рекомендаций по развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Комплекс упражнений на развитие зрительной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста. Комплекс упражнений на развитие слуховой памяти....
ЭКСКУРСИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения.Велика роль экскурсий в нравственн...
Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности ДОУ как инновационный метод познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
цель: познакомить педагогов с проектным методом в педагогической деятельнрости...
Консультация для педагогов. Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников
Консультация для педагогов. Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников...
Мастер-класс для педагогов «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов«Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»...