"Народные танцы как способ формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста."
статья на тему
Статья "Народные танцы как способ формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста." республиканская конференция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 113.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Ондрак Е.С.
педагог дополнительного образования
по хореографии
«Детский сад №203 ОАО «РЖД»
(Абакан.)
Народные танцы как способ формирования патриотических чувств
у детей дошкольного возраста.
«Мы выражаем жизнь в танце. Мы хотим чтобы зритель за каждым нашим номером разглядел, почувствовал душу народа, его привычки, обычаи, стремления; мы ищем ту эстетику и ту пластику, которая отвечает современности.
И.Моисеев.
В наше время нравственно – патриотическое воспитание имеет чрезвычайную актуальность и значимость, это важнейшая задача в работе каждого педагога.
Сегодня очевидна жизненная необходимость возвращения в воспитание древних ценностей народа и достижений национальной культуры, освоение которых в многонациональном государстве во многом способствует сохранению мира и единства, межнационального взаимопонимания. А так же взаимопомощи через формирование культуры межнационального общения как качества личности, обеспечивающего возможность успешно жить и функционировать в поликультурной стране.
Эффективность формирования культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста зависит в том числе насколько они вовлечены в совместную деятельность с педагогом, воспитателями, родителями. Такая деятельность в системе дошкольного воспитания способствует преодолению негативных проявлений в поведении детей, а так же повышению интереса к культуре своей страны и формирует желание сотрудничать друг с другом.
Дошкольный возраст – это фундамент развития ребенка, наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание.
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре является средством формирования чувств, нравственных представлений о родине, родном крае.
Ребенок дошкольного возраста может проявлять себя в разных видах деятельности: познавательной, игровой, художественной -эстетической.
Народные танцы являются разновидностью художественно-эстетической деятельности, представляют собой синтез народной традиции, творческой импровизации, художественной образности.. Ведь именно развитие русского народного творчества тесно связано с историей русского народа, а народные танцы с помощью образов, самобытности в специфической форме выражают и раскрывают духовную жизнь народа, его быт, вкусы, идеалы. Изучение народных танцев способствует знакомству обучающихся с богатейшим хореографическим фольклором, костюмами и традициями нашей страны и других стран. Через танец и музыку дети чувствуют дух народа, учатся передавать образы народности, самобытность и культуру.
Содержание работы с детьми по духовно- патриотическому воспитанию на занятиях хореографией включает:
1. беседы (с мультимедийным сопровождением) на тему «Родина как много в этом слове!», «Танцуй душа России!», «Чтобы танец был красивым» и др.
2. использование: народных игр, закличек, потешек, поговорок, хороводных танцев и танцевальных игр;
3. разучивание этюдов, элементов русских народных танцев, обрядов.
4. постановка танцевальных композиций, плясок, танцев и сказок на основе фольклора;
5. объяснение сюжетно- ролевых игр на примере русских народных сказок и легенд;
6. постановка танцев военно-патриотической и героической тематики.
7. прослушивание и анализ музыкальных произведений народной музыки;
Важную роль в постановках и разработках народных танцев играет музыкальное сопровождение. Музыку следует подбирать доступную для детского восприятия и соответствующую возрастным особенностям дошкольников.
8. разработка реквизита (головных уборов, декораций, костюмов);
Особое внимание уделяется разработке репертуара в нее входят:
- подбор музыкальной фонограммы, шумового оформления, работа с концертмейстером;
- разработка рисунка танца, лексического материала, комбинаций, связок;
- подбор костюмов, декораций и реквизита в соответствии с идеей постановки.
Репертуар обновляется и пополняется с каждым годом и в него входят разнообразные танцы и музыкально- танцевальные постановки: «Валенки », «Кадриль веселая», «Хоровод березка», «Барыня», «Ручеек», «Горница», «Русский перепляс » танец –ярмарка «Коляда», Хакасский народный танец «Душа Хакасии», военно-патриотический танец «Катюша», «Морячка», «Яблочко», «Журавлиный клин».
Тесное взаимодействие и сотрудничество проводится по работе с родителями:
- совместное участие в праздниках, мероприятиях, концертных программах;
- предлагается стендовая информация на темы: «Хороводная гимнастика», «Игры- миниатюра»(с использованием фольклора), «Игры - потешки», «Русский танец – «Наша гордость»!!!», «Русский народный костюм – костюм наших предков!!!»;
- совместная работа над разработкой костюмов для выступлений , создание альбома «Наша костюмерная»;
- индивидуальное консультирование, анкетирование ,беседы.
Данные формы работы в рамках дополнительного образования расширяют кругозор дошкольников, дают понятие о культуре поведения среди своих сверстников и в социуме, воспитывают толерантность. Считаю что - воспитывать подрастающее поколение следует через традиции отечественной культуры в которую так же входят народные танцы.
Обучая детей народному танцу ставлю перед собой задачу- знакомить детей с русской народной музыкой, русским костюмом, характерными движениями русского танца и их разновидностью, расширяю двигательный багаж.
На примере постановки русского народного танца «Валенки» можно увидеть какая кропотливая работа проводится по нравственно- патриотическому воспитанию детей в рамках дошкольного учреждения.
Разработка танца «Валенки».
1 –й этап выбор замысла хореографического произведения;
2-ой этап подбор музыкального сопровождения, фонограммы;
3-ий этап жанрово-стилистическое определение (стилистика);
4-ый этап композиционный план (композиция и постановка танца, рисунок);
5-й этап создание лексической структуры (композиций, этюдная работа);
6 –ой этап постановочная и репетиционная деятельность
7 – ой этап апробация танцевальной композиции
8 –ой этап анализ, отработка готового номера.
Возраст участников 5-6 лет (старшая группа);
Количество участников: 4 – мальчика,4 – девочки;
Музыка: Русская народная «Валенки» (стилизованная) 2/4 авт. Петров. М.
Реквизит: Лавочка, валенок (большой).
Костюмы:
Девочки - платья голубые с вышивкой, головной убор (с бантом), белые колготки, туфли, подьюбник.
Мальчики – рубашка голубая с вышивкой, брюки синие, головной убор.
Ты вспоминаешь
Не страну большую,
Какую ты изъездил
И узнал.
Ты вспоминаешь
Родину такую,
Какой ее ты
В детстве увидал…
К. Симонов
Список литературы:
1. Агрипина Яковлевна Ваганова: статьи, воспоминания, материалы / под ред. Н.Д.Волкова, Ю.И. Слонимского. – М.: Искусство,1958.
2. Васильева Е. Танец. М.,1986
3. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. М., 1964.
4. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.
Захаров Р. Радуга русского танца. М. 1986.
5. Композиция и постановка танца. (методическая разработка для студентов и преподавателей специализации «Хореографическое творчество» Часть 1.
6. Методика народно- сценического танца Учебное пособие М., 1987.
7. Особенности построения и ведения урока по народно-сценическому танцу.(методическая разработка для студентов и преподавателей специализации«Хореографическое творчество» Часть 1.)
8.Захаров Р. Записки балетмейстера. М., 1976.
9. Из истории развития народных танцев (методическая разработка для студентов и преподавателей специализации «Хореографическое творчество») А.В. Туманова ,Абакан 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"
Отдел образования администрации Чернянского района Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста по...
Из опыта работы «Роль русской народной игры в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Здесь предоставлен материал из моего опыта работы....
Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Педагогический проект«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов совреме...
"Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста"
Проектная деятельность...
«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...
Обобщение опыта «Народные промыслы как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Цель: личное повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей и формированию патриотических чувств детей у меня, как у педагога; расширение знан...