Методические рекомендации «Организация досуга в летний период для детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Методические рекомендации
«Организация досуга в летний период для детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_rekomendatsii.docx | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Организация досуга в летний период для детей дошкольного возраста»
Аннотация
Методические рекомендации предназначены для осуществления познавательного, физического, художественно-эстетического, речевого развития детей дошкольного возраста. Реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО:
1. Формирование самой игры в совместной игре, где взрослый – равный партнер.
2. Наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей.
3. Разнообразные материалы и оборудования, появления новых предметов.
4. Свободный доступ всех детей ко всем игрушкам, материалам, играм.
5. Возможность изменения дидактического материала от образовательной задачи.
Формы деятельности, описанные в рекомендациях, могут быть использованы для развёртывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной педагогом деятельности для детей дошкольного возраста.
Материалы, содержащиеся в методических рекомендациях, будут полезны воспитателям дошкольных образовательных учреждений, музыкальным руководителя, руководителям по физической культуре для выполнений совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей и использоваться для создания игровой мотивации.
Пояснительная записка
Лето – особый период в жизни детей. Это время подвижных игр и развлечений на свежем воздухе, пора активного общения с другими детьми и увлекательного освоения мира природы.
Важнейшей задачей дошкольного учреждения является такая организация летней работы с детьми, которая позволит заполнить их досуг интересной и полезной деятельностью. Дошкольники быстро осваивают игры, но могут через короткое время потерять к ним интерес. Стремясь к разнообразию, они пытаются развлечься любыми доступными способами, а это может быть опасно для них и окружающих людей. Очень важно так организовать педагогический процесс в дошкольном учреждении, чтобы можно было природную активность и любознательность ребят направить в полезное русло. При этом не стоит стремиться к чрезмерному количеству мероприятий. Следует обеспечить оптимальное соотношение между дидактическими формами досуга и самостоятельной активностью воспитанников.
Это реализуется в решении следующих задач:
- Создание позитивной для детей атмосферы;
- Создание положительных взаимоотношений между родителями и детьми;
- Развитие с помощью подвижных игр активного интереса к физкультуре и спорту;
- Мотивировать чувство ответственности за общее дело;
- Воспитывать упорства, чувства ответственности и умения быть частью коллектива;
- Упражнять в умении договариваться и планировать совместную деятельность с партнерами;
- Способствовать формированию эстетического вкуса.
Наилучший вариант организации летнего досуга – мероприятия, которые интересны и полезны детям. Одно из важнейших условий успешного проведения таких мероприятий – несложная подготовка и легкость проведения.
Предполагаемый результат
Познавательное развитие:
- сформированы представление о дружбе и положительные взаимоотношения между родителями и детьми.
- сформированы различные виды летних игр и праздники.
- расширены знания ПДД.
- расширены представления детей о свойствах предметов об их величине, цвете, форме.
- отработаны быстрота движений и четкость выполнения пальцев рук.
Речевое развитие:
- активизирован и обогащен словарь детей по возрасту. Овладение речью как средством общения и культуры.
Физическое развитие:
- развиты физические качества (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
- накоплен и обогащен двигательный опыт у детей;
- сформирована у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Художественно-эстетическое развитие:
- Развиты предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- Сформировано эстетическое отношение к окружающему миру;
-Сформирована самостоятельная творческая деятельность детей в соответствии с возрастом (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Социально-коммуникативное развитие:
- Усвоены детьми дошкольного возраста нормы и ценности, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- Сформировано становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей;
- Сформировано у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Рекомендации по организации форм работы летнего досуга детей дошкольного возраста.
Народные праздники
Лето богато праздниками, запечатлевшими традиции многих поколений. Эти торжества позволяют в доступной форме познакомить детей с родной культурой. При этом нет необходимости точно придерживаться сложных канонов праздника. Достаточно привлечь внимание воспитанников к самым важным моментам и расширить круг их знаний и умений.
Примеры праздников:
- Ах, лето,
- День Ивана Купалы,
- День Нептуна
- Шоу мыльных пузырей
- Цветочная поляна
- День защиты детей
- Песочная страна и т.д.
Творческие группы
Интересная форма досуга предполагает организацию работы творческих групп на свежем воздухе или в помещении. Каждая из групп представляет собой специально оборудованный участок, оснащенный необходимыми материалами и мебелью (стол, стулья). Каждая группа под руководством воспитателя занята каким-либо видом деятельности (например, лепка или рисование). Важно, чтобы группы были оформлены интересно, ярко и понятно для детей. Можно подготовить таблички с названиями, образцы работ. Каждая творческая группа должна быть доступна и привлекательна для ребят.
Конкурсы для детей и родителей.
Тематика может быть самой разнообразной и соответствовать праздникам или другим событиям. Например, в начале лета может быть подготовлена выставка рисунков «Лето прекрасная пора!» «Мама, папа я». Композиция «Моя фантазия» может содержать любые поделки из растений, ракушек и других материалов. Дети получат удовольствие от участия, а родители больше времени проведут со своими детьми и получат хорошее настроение.
Музыка на все времена
Любые виды деятельности, связанные с музыкой, могут стать украшением детского досуга. Хороводы, музыкальные игры, разучивание и исполнение песен, разнообразные конкурсы и викторины о музыкальных инструментах понравятся ребятам и будут им полезны.
Игры для развития мышления и внимания
Дошкольники отлично справляются с развивающими заданиями в игровой форме. Такие забавы помогают тренировать внимание и расширяют возможности мышления.
Ребятам очень нравятся игры на поиск слов-антонимов (игра «Наоборот»). Дети располагаются по кругу. Ведущий бросает одному из участников мяч, одновременно произнося слово (например, «белый»). Игрок отвечает, подбирая слово с противоположным значением («черный») и возвращает мяч водящему. Мяч отправляется к другим игрокам. Слова-задания могут относиться к разным частям речи (день-ночь, смеяться-плакать). Игрок, не сумевший ответить за 20 секунд, должен выйти из игры.
Для тренировки внимания также существуют увлекательные подвижные забавы. Например, игра «Успей занять место». Ведущий присваивает порядковые номера участникам, стоящим в кругу. Затем водящий называет какие-либо 2 номера. Участники должны быстро поменяться местами. При этом ведущий старается сам опередить одного из игроков и стать на его место. Тот, кто остался без места, становится водящим. Порядковые номера, присвоенные участникам в начале игры, не меняются. Это правило действует и тогда, когда кто-либо из детей становится водящим.
Рисунки на асфальте
Дошкольники любят рисовать цветными мелками. Поэтому с удовольствием включаются в соответствующие игры. Это могут быть тематические рисунки на асфальте, изображения лабиринтов, букв, цифр, а также игры в классики.
Игры с мыльными пузырями и воздушными шарами
Красивое и полезное развлечение доставит удовольствие детям разного возраста. Чтобы научиться надувать пузыри, потребуется натренировать легкие и запастись терпением. Попытки догнать мыльные и воздушные шары и достать их помогут укрепить мышцы и развить выносливость.
Игры с природным материалом (камешки)
Дети любят играть с природными материалами. Особое внимание дошкольников привлекают камешки разной формы, размера, цвета. Эти «богатства» гармонично вписываются в летние игры на свежем воздухе. Для этого взрослые должны подготовить достаточное количество разнообразных камешков, вымыть и высушить их. Ребятам могут доставить удовольствие даже самые простые действия с такими природными игрушками: нагружать камешками машинки, ведерки, делить их на группы. Дети постарше с удовольствием выкладывают узоры, применяют в математических и ролевых играх, а также в качестве элементов украшения на игровой площадке.
Летние игры с водой
В теплую погоду забавы с водой и на воде очень популярны. Это можно использовать в организации детского досуга. Например, можно провести конкурс водоносов. Дети должны на скорость перенести воду из наполненного сосуда в пустую емкость, стоящую на расстоянии. Для переноса порций жидкости можно применять разнообразные предметы: ложки, чашки, формочки. Победит та команда, которая тщательнее и быстрее выполнит задание и заполнит сосуд. Возможны варианты усложнения: бег с препятствиями, использование только одной руки, применение очень маленьких емкостей для переноски. Важно, что веселая игра не только доставит удовольствие, но и поможет развить координацию движений ребят, укрепит их настойчивость и умение работать в команде.
Спортивные состязания
Без спортивных конкурсов невозможно представить себе организацию летнего досуга в дошкольном учреждении. Участие в таких развлечениях дает возможность ребятам проявить энергию и потребность в движении; при этом они с удовольствием состязаются со сверстниками и учатся преодолевать препятствия. Командные конкурсы помогают детям сплотиться и узнать друг друга лучше. Воспитатели, наблюдая за поведением воспитанников, могут точнее оценить физические и психологические особенности дошкольников.
Участие в спортивных мероприятиях позволяет в непринужденной обстановке развить ловкость детей, помогает им овладеть новыми движениями и учит быстро перестраиваться в меняющихся условиях. Ловкость формируется долго и требует постоянных тренировок. О высоком уровне способности быстро осваивать двигательные действия будет свидетельствовать хорошее выполнение движений, включенных в подвижные игры и физические упражнения (например, бег змейкой). Учитывая возрастные особенности дошкольников, детям младшего возраста не стоит предлагать спортивные соревнования. Ловкость малышей еще не сформирована достаточно для таких игр. Для их спортивного совершенствования можно использовать несложные активные развлечения: велосипеды, качели.
Спортивные состязания превосходно развивают координацию движений, ловкость, вестибулярный аппарат, учат соразмерять свои действия с окружающей обстановкой, развивают способность действовать в команде и стремиться к победе.
Игры с мячом
Среди спортивных игр особое место занимают упражнения с мячом. Они доставляют огромную радость детям. Игры с мячом позволяют тренировать все виды мышц. Это хороший способ формирования ловкости, в том числе ручной ловкости для старших дошкольников.
Ребятам нужно дать возможность больше упражняться, испытывая свои возможности. Еще одним обязательным условием полезных упражнений с мячом является постепенное усложнение движений и условий выполнения задания.
Для развития тонкой моторики дошкольников эффективны упражнения с малым мячом. Прокатывание мяча между ладонями, катание его круговыми движениями (упражнение «Скатай снежок») в ладонях и по полу, манипуляции с мячиком указательными пальцами, передача шарика из руки в руку – эти и другие упражнения помогают подготовить кисть к школе.
Хорошо воспринимается детьми игра «Вышибалы». По условию представители первой команды становятся с двух сторон игровой площадки. Члены второй команды должны разместиться между ними. Участникам в кругу нужно избежать попадания в них мячика, брошенного членами первой команды. Для этого они могут перемещаться по игровой территории. Если мяч попал в кого-либо, игрок должен немедленно выйти из игры. Но если находящиеся в центре поля поймали мяч, то они могут вернуть в игру любого, выбывшего ранее. Если все игроки в поле выбиты, команды должны поменяться местами. Активная увлекательная забава заставляет ребят быстро двигаться, ловко отворачиваться от мяча, совершать меткие броски. Это отличный способ тренировки двигательных способностей детей.
Игры по ПДД.
Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного учреждения, как больше дать информацию о ПДД. Обучить дошкольников культуре поведения на дороге. Дать представления детям о назначении светофора, о его сигналах, о цвете красный, желтый, зеленый.
Обогащать понятие у детей о значении слов пешеход, пешеходный переход познакомить с дорожными знаками. Учить детей правильно переходить дорогу. Формировать у детей представление об ориентировке на дороге посмотри налево, посмотри направо.
Игры дидактической направленности.
В работе с детьми важно добиться инициативы в решении поставленных задач. Активные игры с дидактическим содержанием лишены излишней строгости и мотивируют детей на действия для достижения цели. При этом удачно сочетаются эмоциональный подъем, двигательная активность, умственная работоспособность. Благодаря позитивному настрою, учету возрастных особенностей и правильной организации занятия дети сохраняют интерес к игре и энергию для участия в ней. В подвижной игре дидактической направленности успешно взаимодействуют учебно-познавательный и игровой компоненты. Ребята учатся контролировать свои движения, действия и применять полученные знания на практике в повседневной жизни. Благодаря разнообразию форм досуга дошкольников легче формируются целостные представления об окружающем мире.
Существует огромное количество летних игр для детей дошкольного возраста. Важно постараться выбрать из этого богатства именно то, что сделает летний отдых настоящим праздником для детей и взрослых, периодом удивительных открытий и накопления сил.
Работа с родителями
Содержание | |
Информационно-рекламная деятельность | Оформление информационных стендов по проблеме воспитания детей. Оформление информационных стендов по ОБЖ, ПДД. |
Консультации | Консультации специалистов (врача, педагога-психолога и др.). Индивидуальные консультации по проблемам воспитания. Консультации с родителями вновь поступающих детей «Оптимизация процесса адаптации детей к ДОУ» |
Совместная деятельность ДОУ и семьи | Привлечение родителей к организации и проведению совместных досугов. Проведение совместных спортивных досугов. Организация выставок, конкурсов в детском саду. |
Сотрудничество с родителями в период адаптации | Анкетирование родителей по выявлению детей с предпосылками тяжелой степени адаптации. Просветительная работа (памятки, рекомендации) |
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155;
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
3. Абдуллина З.У. Организация летних олимпийских игр в детском саду. – 2009, № 7
4. Агапова И.А. Физкультурно-оздоровительная работы в ДОУ. – 2008, № 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...
Методические рекомендации для начинающих воспитателей по развитию речи детей дошкольного возраста
Материал предназначен для воспитателей, которые начинают работать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Представлен игровой материал по закреплению основных словаря, грамматического строя...
"Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО" - методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стан...
Методическая разработка.«Методические рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Методическая разработка. "Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики."...
План мероприятий на летний период для детей дошкольного возраста.
План мероприятий на летний период для детей дошкольного возраста....
Методические рекомендации «Организация досуга в летний период для детей дошкольного возраста»
Методические рекомендации предназначены для осуществления познавательного, физического, художественно-эстетического, речевого развития детей дошкольного возраста....