Методическая разработка.«Методические рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
статья по логопедии (подготовительная группа)
Методическая разработка. "Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_novozhilova.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Новожилова Татьяна Алексеевна,
Санкт – Петербург, ГБДОУ детский сад № 7
Красносельского района, учитель-логопед;
Ермакова Татьяна Игоревна,
Санкт - Петербург, ГБДОУ детский сад № 7
Красносельского района, учитель-логопед.
Важную роль в формировании правильного звукопроизношения играет координированная работа органов артикуляции. К ним относятся губы, язык, нижняя челюсть, мягкое нёбо. От того, как плавно и быстро происходит переключение с одного движения на другое, а также удержание заданной артикуляционной позы зависит звукопроизношение у детей. Поэтому очень важно устранить эти нарушения и подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков. Это не происходит в один момент. Чтобы добиться у ребёнка правильных, полноценных движений артикуляционного аппарата логопед начинает свою работу с того, что сначала добивается правильного выполнения простых упражнений, а затем объединяет простые упражнения в сложные артикуляционные уклады требуемых звуков. В этом нам поможет артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс правильно выполняемых детьми, артикуляционных упражнений. Упражнения могут быть динамические и статические. Необходимо следить при этом за тем, чтобы работали нужные мышцы артикуляционного аппарата. Важно качество проделываемых упражнений, а не их количество. Главные задачи артикуляционной гимнастики развить и укрепить органы артикуляции, добиться их свободной подвижности. Эта работа должна проводиться регулярно, систематически и в комплексе с другими видами логопедической работы. Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке звуков, далее следует процесс вызывания звука (или постановка звука), затем автоматизация и дифференциация звука проходит по общепринятой схеме.
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, желательно несколько раз в день по 3-5 минут. Лучше всего, если в этом объединятся логопед, воспитатели и родители дома.
2. Все упражнения выполняются сидя возле зеркала, так чтобы Ваше лицо и лицо Вашего ребёнка были видны в нём. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом (9х12 см).
3. Следите за соблюдением правильной осанки у детей.
4. Дыхание ребёнка должно быть ровным, спокойным. Тело расслаблено, плечи опущены вниз.
5. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, переход от одного движения к другому. Все упражнения лучше всего проводить под счёт 1и, 2 и…
6. Занимаясь с ребёнком, не забывайте о том, что основной вид деятельности у ребёнка - игровой, все игровые упражнения артикуляционной гимнастики имеют своё «игровое название » и повышают у ребёнка интерес к данному виду логопедической работы. Выполняя важные задачи по развитию артикуляции, ребёнок играет!
7. Ребёнок должен выполнять артикуляционные упражнения с удовольствием. Как только Вы почувствуете, что ребёнок устал, или ему стало не интересно - прекратите выполнение упражнений.
8. Каждое упражнение выполняйте 7 -10 раз.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Правильное дыхание очень важно при постановке звуков у детей с тяжёлым нарушением речи. Например, при постановке шипящих звуков необходимо добиться сильной струи воздуха, направленной прямо по желобку языка. Поэтому при коррекции звукопроизношения учитель-логопед уделяет большое внимание работе над дыханием. Речевое дыхание — это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для развития речевого дыхания проводится дыхательная гимнастика.
Упражнения дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
Методические рекомендации при выполнении дыхательной гимнастики:
• Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.
• Не заниматься после еды.
• Упражнения можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут.
• Все упражнения выполнять в игровой форме.
Техника выполнения упражнений:
- воздух набирать через нос
- плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Примерные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания:
«Загони мяч в ворота»
Предложите малышу присесть перед столиком так, чтобы мячик, лежащий на столе, оказался на уровне его губ. Объясните, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на мячик, вытянув губы «трубочкой», чтобы мячик закатился в ворота.
«Чей мяч дальше улетит?»
Предложите ребенку присесть перед столиком так, чтобы теннисный шарик, лежащий на столе, оказался на уровне его губ. Объясните, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на шарик, вытянув губы «трубочкой», чтобы шарик покатился по столу.
«Суп кипит»
Дайте малышу стакан с водой. Опустите в стакан соломинку для коктейля. Объясните, что край стакана должен быть на уровне губ. Пусть малыш дует в соломинку, не раздувая щеки, так, чтобы вода в стакане «кипела», как суп.
«Вьюга»
Предложите ребенку присест перед столом так, чтобы край стола находился на уровне его губ. Насыпьте на стол манку на расстоянии 10-15 см от губ ребенка. Объясните, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на манку, вытянуть губы «трубочкой» так, чтобы получилась «поземка».
«Мыльные пузыри»
Дайте ребенку игрушку «Мыльные пузыри». Объясните, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на рамку, вытянув губы «трубочкой», чтобы надулся пузырь. Следите за тем, чтобы ребенок не раздувал щеки.
«Кораблик»
Налейте в таз воды. Опустите в воду кораблик, который можно сделать из бумаги. Покажите малышу, как можно заставить кораблик двигаться, если правильно подуть. Пусть малыш дует,вытянув губы «трубочкой», и не раздувая щеки.
«Пурга»
Натрите на крупной терке пенопласт и насыпьте его в пустую пластиковую бутылку. В пробку бутылки вставьте соломинку для коктейля. Пусть малыш дует в соломинку, вытянув губы «трубочкой».
«Осенние листья»
Осенью можно наблюдать, как «Листья шелестят». Вырезанные из тонкой бумаги листики прикрепить к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» ребенок плавно дует на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.
«Одуванчик» (проводится весной на свежем воздухе).
Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого – третьего раза слетели все пушинки.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение выразительности и плавности речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Все представленные методические рекомендации по работе над дыханием и правильной выработке артикуляции помогут быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Список литературы:
1. Э. Я. Сизова. Курсы повышения квалификации. Лекции.
2. А. И. Богомолова «Нарушение звукопроизношения у детей». Пособие для логопедов.
3. «Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы». Сборник статей под ред. Л.С. Вакуленко.
4. С. М. Миронцева «Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников».
5.Л.П. Воронина, Н.А Червякова « Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, ...
Формирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не то...
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.
Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...
Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельнос...
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...
Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр
Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...