Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "В поисках радуги"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Данный мастер - класс был представлен на Окружном конкурсе педагогического мастерства "Воспитатель Ямала - 2016" и его элементы могут быть использованы педагогами для работы  детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «ЦРР Детский сад № 5 «Рябинка»

Морозова Л.А.

Мастер – класс с педагогами по экспериментированию

«В поисках радуги».

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов – дошкольников.

Задача:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Оборудование: рюкзак, мыльные пузыри; диски, фонарики, листы бумаги, емкость с водой, картон, зеркало; большой бокал, шприцы, краски, кисти, сахар, стаканы с чистой водой; молоко в плоских тарелках, ватные палочки, моющее средство в маленьких емкостях.

Ход

мастер – класса

  1. Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Куда мы сегодня с вами отправимся? (в поход).

Мы давно с вами собирались понаблюдать за радугой. Сколько цветов у радуги – 7

А давайте соберем нашу радугу!

Я называю первый цвет – красный (далее все по очереди называют цвета)

Построились и пошли:

2.        Основная часть

Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать?

Что смешать?

Как смешать?

С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Мы с вами идем на природу.

Посмотрите, какой свежий воздух после дождя.

Давайте с вами глубоко вдохнем его, расправим плечи,

Почувствуем прилив бодрости и свежести.

Вот мы пришли на нашу полянку.

Рассаживайтесь на пенечки, сейчас мы увидим радугу.

Что-то радуги нет!!!

Что же делать?

Неужели мы так и не увидим это замечательное явление.

Ну не расстраивайтесь, - мы с вами можем сделать свою радугу.

Давайте посмотрим, что лежит у меня в рюкзаке.

А как вы думаете, мы сможем сами создать радугу из тех предметов, которые лежат у меня в рюкзаке.

(дать возможность рассмотреть и предположить).

  • Опыт № 1

«Мыльные пузыри»

Как вы думаете, можно в мыльных пузырях увидеть радугу? Давайте проверим.

(педагог предлагает взять и надуть мыльный пузырь)

Посмотрите на пузырь внимательно. Что вы видите на нем? (радугу).

Почему мы видим радугу на стенках пузырька?

У кого есть, какие предположения? Ответы.

Слайд.

Объяснение: сама стенка пузыря имеет три слоя – сверху и снизу слои из молекул мыла, а между ними – слой воды.

Когда на нее попадает свет, луч начинает преломляться. Проходит солнечный луч сквозь мыльную пленку – и разбивается на семь цветов радуги, от красного до фиолетового. Так на пузыре появляется маленькая радуга.

  • Опыт № 2

«Радужные диски»

(педагог предлагает посмотреть на предметы: радужные диски, фонарики, лист бумаги).

Как вы думаете, с помощью данных предметов мы можем увидеть радугу. Кто мне скажет, как? Кто покажет два способа? Кто знает, почему на дисках видны радужные переливы?

У кого есть, какие предположения? Ответы.

Слайд.

Объяснение: из-за поверхности диска, на котором находится бороздки и происходит преломление света, как в призме.

  • Опыт № 3

«Волшебное зеркало»

Опыт: В ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Почему радуга появилась не на воде, не на зеркале, а на бумаге?

У кого есть, какие предположения? Ответы.

Слайд.

Объяснение: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части — в виде радуги.

  • Опыт № 4.

«Сладкая радуга»

А вы знаете, что существует «Сладкая радуга» 

Педагог объясняет –участники выполняют.

Опыт: Каждый из 7-ми участников в свой стакан с водой добавляет краску определенного цвета и сахар. Причем, первый участник сахар не добавляет, второй – добавляет 0,5 ложки, третий – 1 ложку, четвертый 1,5 ложки и т.д. Седьмой участник добавляет в стакан 3 ложки сахара. Вода с краской и сахаром тщательно перемешивается и набирается в шприцы. Первый участник аккуратно через шприц выливает свою воду в бокал. Второй участник также выливает воду, опуская шприц к самому дну бокала. И так по очереди. В результате в бокале получается 7 цветов радуги, которые не смешиваются между собой.

Почему слои не перемешиваются, как вы думаете?

У кого есть, какие предположения? Ответы.

Слайд.

Объяснение: все дело в плотности жидкости – каждый из последующих слоев по плотности тяжелее предыдущего и самый тяжелый слой оказался на самом дне.

  • Опты № 5

«Танцующая радуга»

Педагог показывает и рассказывает инструкцию проведения данного опыта.

Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить кисточкой по капле краски разных цветов. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой молока в самом центре тарелки. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Кто может объяснить данное явление?

Слайд.

Объяснение: молоко, помимо воды, содержит витамины, минералы, протеины и крохотные частицы жира, как бы подвешенные в растворе. Секрет этого фокуса именно в капельке моющего средства либо жидкого мыла, которые растворяют жир. Происходит бурная химическая реакция, которую мы можем наблюдать благодаря краске. Чтобы повторить цветной взрыв в молоке просто добавьте еще капельку моющего средства.

  1.  Рефлексия.

Уважаемые коллеги, я познакомила вас с опытами и экспериментами, которые вы можете использовать в своей работе с детьми. Надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что –то новое и интересное из представленного мной мастер - класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию

Мастер-класс с педагогами  по экспериментированию с разными материалами«Интересные опыты с детьми»подготовила: воспитатель Васильева Марина ВалерьевнаЦель мастер-класса: Продемонстрировать н...

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию.

Презентация и описание мастер-класса...

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами

Цель мастер-класса:  распространение собственного педагогического опыта.Продемонстрировать   педагогам некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой....

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

Мастер-класс по опытно-исследовательской деятельности "В поисках радуги"

Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, которые уделяют большое внимание  в своей работе с детьми опытно-исследовательской деятельности. Возможно, они найдут для себя что-то новое. А ...

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, магнитом....